В рубрике катехизис мы начинаем рассказ о влиянии религии на мировую культуру. Будем рассматривать основные мировые религии и религиозные конфессии. Поговорим о священных книгах и культовых сооружениях.
Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество на протяжении всего пути его истории. Можно по-разному оценивать роль религии в жизни общества, но несомненно одно: без религии, без учета ее влияния невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации.
Нет народа, у которого не существовало бы религии, и нет на Земле человека, который не имел бы к религии никакого отношения. Любой человек, даже если он не совершает религиозных обрядов и не считает себя приверженцем какого-либо религиозного учения, он все равно в той или иной мере следует, пусть бессознательно, не задумываясь, нормам той религии, которую исповедовали его предки, или той, которая распространена в его окружении. Это касается и еды, и семейных отношений, и представлений о добре и зле. Такая "автоматическая" зависимость от религиозной традиции до некоторой степени определяет и ответ каждого человека на вопрос: что такое религия?
Объясняя, что такое религия вообще, человек всегда невольно исходит из той модели религии, которая ему привычна, с которой прямо или косвенно (исторически) связан он сам, его родственники, близкие, соотечественники. Эта конкретная религия представляет собой образец, по которому люди судят, как правило, о других религиях, распространенных в мире. Поэтому понять, что представляет собой религия вообще, религия как явление, невозможно, не познакомившись с различными религиозными учениями.
Ведь современный мир – это, прежде всего, пестрое множество жизненных укладов, языков, мировоззрений, находящихся в непрерывном взаимодействии. А потому разобраться в нем одинаково важно и верующим, и людям, стоящим вне конкретных религиозных направлений.
В самом общем виде все религиозные учения распадаются на два типа. Первый из них можно охарактеризовать как религии жертвоприношений, или ритуальные религии, второй – как религии спасения. Религии жертвоприношений начинали формироваться еще в первобытном обществе. Каждая из них представляла собой набор обрядов – правил, в соответствии с которыми люди приносили жертвы богам, стремясь добиться их помощи в решении самых насущных жизненных задач: сохранения здоровья, обеспечения благополучия, достижения успеха во всех житейских делах. Одни ритуальные религии давно стали памятниками прошлого (религия древних греков, римлян, вавилонян и т.д.), другие в измененном виде сохранились и в наше время (традиционная религия японцев – синтоизм), но их внутреннее устройство примерно одинаково. Совершенно иначе выглядят религии спасения. Их число во много раз меньше, чем число ритуальных религий. Если религию жертвоприношений легко обнаружить у любого народа, то религия спасения – результат долгого исторического развития, которое характерно лишь для некоторых культур Древнего мира.
И если в первом случае мы имеем дело с набором обрядов, то во втором – перед нами целостное учение о мире и человеке, о смысле человеческой жизни, о причинах человеческих страданий и способах их преодоления.
В наше время на Земле существуют религии и первого, и второго типа. В общих чертах религиозная карта мира выглядит следующим образом:
Самой распространенной религией в наше время является христианство (около 1.024 млн. приверженцев). Второе место занимает ислам (около 529 млн.). Затем следует индуизм (около 478 млн.). Конфуцианство (около 305 млн.). 268 млн. человек исповедуют буддизм; около 60 млн. японцев сохраняют верность синтоизму; в Китае 52 млн. человек практикуют обряды другой китайской традиции – даосизма. И, наконец, 14 млн. евреев, живущих в различных странах мира, исторически связаны с древней религией – иудаизмом.
26.01.2005
Источник: Красная звезда