ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

""Washington Times": "Непродуктивные отношения с мусульманами"

Пол Гобл :: 03 февраля 2005

Московский бюрократический подход к 20 миллионам мусульман, унаследованный с советских времен, ограничивает влияние российского правительства на это сообщество и открывает возможности для еще большей его радикализации – то есть именно для того, что правительство хочет предотвратить.

К такому суровому выводу приходит российский этнограф Ахмет Ярлыкапов в интервью, опубликованном в конце прошлой недели. Дагестанец, закончивший аспирантуру Института этнологии и антропологии РАЕ, Ярлыкапов сказал, что опора Москвы на созданные государством для мусульманского сообщества иерархии крайне непродуктивна.

Его доводы становятся яснее, если подумать о природе ислама и о том, как различные правительства в России пытались с ним разобраться.

Ислам по своей природе отличается от других религий. Это неклерикальная вера – любой мусульманин, который может читать Коран, может выступать в роли муллы без религиозной иерархии. Эта характеристика ислама не только повышает ценность Корана и его различных вдумчивых интерпретаций для мусульман, но и усложняет для правительства задачу контроля за ним.

Когда Российская империя расширилась и стала включать в себя мусульманские территории, она установила финансируемые правительством институты, духовные управления, чтобы регулировать дела подчиненных мусульман.

Несмотря на то что советское правительство хотело вымести вон религиозную веру, оно сохранило в отдельных регионах Советского Союза эти органы управления.

В советское время эти небольшие административные органы, полностью подконтрольные КГБ и МВД, естественно, имели своей целью скорее ограничить влияние ислама, чем защитить и распространить эту веру. В результате ему стал противостоять так называемый "неофициальный", "подпольный" ислам.

До 1980-х подпольный ислам, будучи весьма жизнеспособным, не имел все же реальных возможностей публичной деятельности. Но при последнем президенте СССР Михаиле Горбачеве и еще в большей степени после распада Советского Союза он вышел на поверхность. Многие российские мусульмане надеялись, что смогут теперь придерживаться своей веры без вмешательства властей.

Однако этого не произошло. Напротив, духовные управления не только продолжали существовать, но их стало больше, они часто боролись между собой за поддержку правительства на региональном или федеральном уровне, а не заботились о продвижении дела ислама.

В свою очередь правительство, особенно при президенте Путине, рассматривает эти структуры как единственных истинных представителей ислама и потенциальных союзников Москвы в ее попытках остановить радикализацию мусульман и одержать верх над исламским терроризмом.

К сожалению, отмечает Ярлакыпов, бюрократический подход дорого обходится Москве: "Любой назначенный или навязанный с помощью власти муфтий будет в глазах верующих нелегитимен, и возникнет достаточно большое поле для оппозиционных настроений", – говорит он.

Более того, нередкая неспособность или нежелание официальных исламских структур защищать права мусульман перед государством снижает их авторитет среди верующих, открывая тем самым путь радикалам, которые завоевывают влияние, распространяющееся на все большее количество российских мусульман.

Преодолеть советское наследие будет непросто, заключает Ярлакыпов. Он считает, что может быть только один путь: российские мусульмане должны получить возможность иметь собственных "авторитетных неформальных духовных лидеров", а правительство должно больше внимания уделять им, а не собственным креатурам.

Но в настоящее время ни Кремль, ни мусульманские лидеры не проявляют готовности к этому. В результате появляющиеся неформальные лидеры могут быть не готовы к диалогу с правительством и будут более открыты для идей тех, кто считает, что с этим правительством нужно бороться, или, по крайней мере, поддерживать тех, кто с ним борется.

Московский бюрократический подход к 20 миллионам мусульман, унаследованный с советских времен, ограничивает влияние российского правительства на это сообщество и открывает возможности для еще большей его радикализации – то есть именно для того, что правительство хочет предотвратить.

К такому суровому выводу приходит российский этнограф Ахмет Ярлыкапов в интервью, опубликованном в конце прошлой недели. Дагестанец, закончивший аспирантуру Института этнологии и антропологии РАЕ, Ярлыкапов сказал, что опора Москвы на созданные государством для мусульманского сообщества иерархии крайне непродуктивна.

Его доводы становятся яснее, если подумать о природе ислама и о том, как различные правительства в России пытались с ним разобраться.

Ислам по своей природе отличается от других религий. Это неклерикальная вера – любой мусульманин, который может читать Коран, может выступать в роли муллы без религиозной иерархии. Эта характеристика ислама не только повышает ценность Корана и его различных вдумчивых интерпретаций для мусульман, но и усложняет для правительства задачу контроля за ним.

Когда Российская империя расширилась и стала включать в себя мусульманские территории, она установила финансируемые правительством институты, духовные управления, чтобы регулировать дела подчиненных мусульман.

Несмотря на то что советское правительство хотело вымести вон религиозную веру, оно сохранило в отдельных регионах Советского Союза эти органы управления.

В советское время эти небольшие административные органы, полностью подконтрольные КГБ и МВД, естественно, имели своей целью скорее ограничить влияние ислама, чем защитить и распространить эту веру. В результате ему стал противостоять так называемый "неофициальный", "подпольный" ислам.

До 1980-х подпольный ислам, будучи весьма жизнеспособным, не имел все же реальных возможностей публичной деятельности. Но при последнем президенте СССР Михаиле Горбачеве и еще в большей степени после распада Советского Союза он вышел на поверхность. Многие российские мусульмане надеялись, что смогут теперь придерживаться своей веры без вмешательства властей.

Однако этого не произошло. Напротив, духовные управления не только продолжали существовать, но их стало больше, они часто боролись между собой за поддержку правительства на региональном или федеральном уровне, а не заботились о продвижении дела ислама.

В свою очередь правительство, особенно при президенте Путине, рассматривает эти структуры как единственных истинных представителей ислама и потенциальных союзников Москвы в ее попытках остановить радикализацию мусульман и одержать верх над исламским терроризмом.

К сожалению, отмечает Ярлакыпов, бюрократический подход дорого обходится Москве: "Любой назначенный или навязанный с помощью власти муфтий будет в глазах верующих нелегитимен, и возникнет достаточно большое поле для оппозиционных настроений", – говорит он.

Более того, нередкая неспособность или нежелание официальных исламских структур защищать права мусульман перед государством снижает их авторитет среди верующих, открывая тем самым путь радикалам, которые завоевывают влияние, распространяющееся на все большее количество российских мусульман.

Преодолеть советское наследие будет непросто, заключает Ярлакыпов. Он считает, что может быть только один путь: российские мусульмане должны получить возможность иметь собственных "авторитетных неформальных духовных лидеров", а правительство должно больше внимания уделять им, а не собственным креатурам.

Но в настоящее время ни Кремль, ни мусульманские лидеры не проявляют готовности к этому. В результате появляющиеся неформальные лидеры могут быть не готовы к диалогу с правительством и будут более открыты для идей тех, кто считает, что с этим правительством нужно бороться, или, по крайней мере, поддерживать тех, кто с ним борется.

Московский бюрократический подход к 20 миллионам мусульман, унаследованный с советских времен, ограничивает влияние российского правительства на это сообщество и открывает возможности для еще большей его радикализации – то есть именно для того, что правительство хочет предотвратить.

К такому суровому выводу приходит российский этнограф Ахмет Ярлыкапов в интервью, опубликованном в конце прошлой недели. Дагестанец, закончивший аспирантуру Института этнологии и антропологии РАЕ, Ярлыкапов сказал, что опора Москвы на созданные государством для мусульманского сообщества иерархии крайне непродуктивна.

Его доводы становятся яснее, если подумать о природе ислама и о том, как различные правительства в России пытались с ним разобраться.

Ислам по своей природе отличается от других религий. Это неклерикальная вера – любой мусульманин, который может читать Коран, может выступать в роли муллы без религиозной иерархии. Эта характеристика ислама не только повышает ценность Корана и его различных вдумчивых интерпретаций для мусульман, но и усложняет для правительства задачу контроля за ним.

Когда Российская империя расширилась и стала включать в себя мусульманские территории, она установила финансируемые правительством институты, духовные управления, чтобы регулировать дела подчиненных мусульман.

Несмотря на то что советское правительство хотело вымести вон религиозную веру, оно сохранило в отдельных регионах Советского Союза эти органы управления.

В советское время эти небольшие административные органы, полностью подконтрольные КГБ и МВД, естественно, имели своей целью скорее ограничить влияние ислама, чем защитить и распространить эту веру. В результате ему стал противостоять так называемый "неофициальный", "подпольный" ислам.

До 1980-х подпольный ислам, будучи весьма жизнеспособным, не имел все же реальных возможностей публичной деятельности. Но при последнем президенте СССР Михаиле Горбачеве и еще в большей степени после распада Советского Союза он вышел на поверхность. Многие российские мусульмане надеялись, что смогут теперь придерживаться своей веры без вмешательства властей.

Однако этого не произошло. Напротив, духовные управления не только продолжали существовать, но их стало больше, они часто боролись между собой за поддержку правительства на региональном или федеральном уровне, а не заботились о продвижении дела ислама.

В свою очередь правительство, особенно при президенте Путине, рассматривает эти структуры как единственных истинных представителей ислама и потенциальных союзников Москвы в ее попытках остановить радикализацию мусульман и одержать верх над исламским терроризмом.

К сожалению, отмечает Ярлакыпов, бюрократический подход дорого обходится Москве: "Любой назначенный или навязанный с помощью власти муфтий будет в глазах верующих нелегитимен, и возникнет достаточно большое поле для оппозиционных настроений", – говорит он.

Более того, нередкая неспособность или нежелание официальных исламских структур защищать права мусульман перед государством снижает их авторитет среди верующих, открывая тем самым путь радикалам, которые завоевывают влияние, распространяющееся на все большее количество российских мусульман.

Преодолеть советское наследие будет непросто, заключает Ярлакыпов. Он считает, что может быть только один путь: российские мусульмане должны получить возможность иметь собственных "авторитетных неформальных духовных лидеров", а правительство должно больше внимания уделять им, а не собственным креатурам.

Но в настоящее время ни Кремль, ни мусульманские лидеры не проявляют готовности к этому. В результате появляющиеся неформальные лидеры могут быть не готовы к диалогу с правительством и будут более открыты для идей тех, кто считает, что с этим правительством нужно бороться, или, по крайней мере, поддерживать тех, кто с ним борется.

Источник: InoPressa.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама