Уважаемая Любовь Константиновна! Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается проект Заявления Государственной Думы "По поводу обращений групп граждан Российской Федерации к Генеральному прокурору Российской Федерации", подготовленный Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Этот текст был единогласно поддержан всеми членами Комитета, хотя дискуссии были бурными. Мы предприняли попытку разобраться в сложившейся ситуации, понять суть проблемы и, поэтому, на наше заседание были приглашены и представители фракций КПРФ и "Родины", и еврейских организаций.
В последнее время пресса активно муссирует отдельные положения обращений групп граждан, поступивших к Генеральному прокурору с просьбами провести проверку деятельности всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских и возбудить дело о запрете их деятельности.
Безусловно, все граждане России имеют право обращаться в Генеральную прокуратуру и, тем более, никто не лишает депутатов права на запрос. Однако, нельзя не отметить тот факт, что средствами массовой информации был растиражирован некий текст обращений, отличающийся от депутатского и содержащий масштабные обвинения в адрес всего еврейского народа, еврейских религиозных организаций и запрете иудейской религии.
Несколько слов о сути обращений. На чем строится конструкция рассуждений и логика авторов? Активно используются выдержки из текста об идолопоклонниках еврейской религиозной книги "Кицур Шулхан Арух" одного из известных древнейших исторических источников. Причем хотел бы особо отметить, что первый перевод этой книги на русский язык вышел в 2001 году. И тут есть два сущностных момента: в сентябре 2004 года вышло в свет второе издание этой книги, где упомянутая глава исключена, и, во-вторых, прокуратура еще в 2001 году дала оценку этой публикации как "перевод исторического труда". И конечно, подобно авторам обращений, можно спорить с пояснениями, которые дает к данной работе раввин Зиновий Коган, но нельзя не согласиться с тем, что это будет чисто теоретический и теологический спор, который должны решать представители конфессий.
Хочу проинформировать вас, уважаемые коллеги, что в ходе двух заседаний Комитета было установлено: практически все примеры, которые приводятся в обращениях, хорошо известны. По ним давались правовые оценки, были соответствующие публикации. В то же время, ряд моментов, изложенных в обращениях, фактически не соответствует действительности: к примеру, ешивы – иудаистские религиозные образовательные учреждения, где преподается "Кицур Шулхан Арух", не финансируются из государственного и местных бюджетов, поскольку они не имеют государственной аттестации, в то время как в еврейских национальных средних общеобразовательных школах, которые финансируются из местных бюджетов, данная книга не преподается, о чем, очевидно, прекрасно осведомлены авторы обращений.
Возникают закономерные вопросы: почему именно сейчас появились эти обращения и почему в этих обращениях делаются такие выводы? Кому выгодна раскрутка ситуации? Почему средства массовой информации с таким упоением смаковали отдельные цитаты из обращений?
Кому выгодно, чтобы пострадал международный имидж России, авторитет депутатов Государственной Думы, была поставлена под сомнение порядочность православного сообщества? Почему так безответственно, используя информационные и политические технологии, вытащены из пыльного сундука истории старые страшилки про нетерпимость русских мракобесов? Почему вместо взвешенных правовых оценок возобладали эмоции?
В этой связи не могу не согласиться с космонавтом Леоновым, который с глубоким сожалением констатировал, что вместо того, чтобы стремиться к единству России, ее возрождению, авторы обращения сознательно или не сознательно стравливают один народ с другим, показывают русских патриотов фактически националистами и шовинистами.
В наше непростое время они вспоминают известный лозунг о способе спасения России, объясняют имеющиеся проблемы одного народа успехами представителей другого.
Сегодня будет виновен один народ, завтра в других проблемах будут обвинять другую веру, другой народ.
С точки зрения депутатов членов Комитета мы не можем это рассматривать иначе как провокацию, как вызов, брошенный против одной из традиционных российских конфессий, составляющих неотъемлемую часть культурно-исторического наследия наших народов.
В связи с этим, хочу привести слова Председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла: "Богу было угодно, чтобы на просторах России изначально совместно, бок о бок жили люди, принадлежащие к трем монотеистическим религиям – православию, исламу и иудаизму. Конечно, можно пойти против этого замысла и силой вытеснять друг друга. Такое проходили. К счастью, не в России – в России никогда не было религиозных войн".
Настораживает также появление текста обращений в средствах массовой информации накануне 60-й годовщины Победы Советского народа в Великой Отечественной войне и 60-й годовщины освобождения советскими войсками лагеря смерти Освенцим. Еврейский народ был вторым после русского по числу жертв. Именно поэтому еврейский народ оказался главным объектом чудовищного маховика смерти, запущенного фашистами, о чем говорил Святейший Патриарх Алексий II: "Сегодня мы вспоминаем о еврейском народе, который нацисты пытались стереть с лица земли. Благодарение Богу за то, что Он остановил руку палачей, замышлявших самый чудовищный в истории геноцид".
И еще одно. Хотел бы в заключении процитировать слова Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина: "Даже в нашей стране – в России, которая больше всего сделала для спасения еврейского народа – даже в нашей стране сегодня, к сожалению, иногда мы видим проявления этих болезней. И мне стыдно за это". И, думаю, что многим в этом зале тоже сегодня стыдно.
Депутаты-члены Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций уверены, что мы должны дать сегодня спокойную и взвешенную оценку происходящему, показать недопустимость таких проявлений в нашей стране и именно поэтому мы предлагаем принять данное заявление.
Спасибо.