Удивительный это был урок: дети не сидели за партами, а стояли в пустом классе маленькой толпой, переходя вслед за учителем от стенда к стенду. Они рассматривали репродукции и безошибочно называли их, слушали записи какого-то чудесного хора, наперебой тянули руку, чтобы их непременно спросили, и рассказывали древние легенды, связанные с христианской историей. Двоечников среди них не наблюдалось.
В ТРАДИЦИЯХ НАУЧНОГО АТЕИЗМА
На уроке православной культуры мне пришлось присутствовать впервые в жизни. Поколение моих ровесников, воспитанное в традициях научного атеизма, читало Библию самостоятельно и отчасти нелегально (как в свое время большевики "Искру") и с ключевыми понятиями религиозной культуры своего народа знакомилось исключительно по шедеврам живописи и архитектуры. А тут шестиклассники бойко отвечали на вопросы, сыпали специальными терминами и греческими именами и названиями. Это было так интересно и захватывающе, что я схватилась за ручку и принялась конспектировать урок, стараясь наверстать то, что было упущено в социалистическом прошлом.
Самое интересное, что среди ребятишек наблюдались лица явно азиатского и мусульманского происхождения, которые разбирались в религиозных вопросах православия на пятерку. И никаких проблем этического характера при этом не испытывали.
А когда дети стали хором проговаривать слова молитвы "Отче наш", у меня мурашки побежали по коже, и мне на мгновение показалось, что я нахожусь не в школьном классе, а в храме. Впрочем, так оно, отчасти, и было. И вовсе не потому, что школа "храм науки". А потому, что в этой школе растят не только математиков или менеджеров, а прежде всего людей.
***
РАСТЕМ, ПРЕОБРАЖАЯСЬ
"Еще в 1991 году в нашей школе была создана образовательно-воспитательная программа "Преображение", рассказывает заместитель директора подольской школы N 11 по учебно-воспитательной работе Галина Львовна Эсливанова. Главная идея программы постоянное движение вперед. Каждое мгновение в жизни приносит что-то новое встречи, знания, впечатления, размышления. И каждый миг жизни преображает нас. Задача программы "Преображение" помочь каждому ребенку и даже учителю подниматься все выше по ступенькам мастерства, изменяясь и совершенствуясь".
Таким образом вся школьная и внеклассная работа в 11 -и школе строится в соответствии с этой удивительной программой. О внешкольной работе стоило бы поговорить отдельно какие здесь замечательные игры, ассамблеи, состязания, которые проходят в течение всего учебного года и очень нравятся детям. Как раз сейчас заканчивается очередная ассамблея под названием "Построй свой храм".
Поэтому и история православия как нельзя лучше вписалась в концепцию программы "Преображение".
Надо сказать, что историю мировой художественной культуры здесь изучали довольно много лет.
"В учебном плане любой школы есть предмет "искусство", продолжает завуч Галина Львовна, в пределах которого можно преподавать либо музыку, либо изобразительное искусство, либо мировую художественную культуру в зависимости от наличия преподавателей. У нас с пятого по седьмой класс изучают историю российской культуры, в восьмом мировую художественную культуру, а в девятом классе мы изучаем искусство в факультативной форме".
***
ПРИХОДИТЕ В ГОСТИНУЮ
Мало того, для этих целей в школе отведены два удивительных кабинета. Один называется музыкальной гостиной и годится не только для бесед о живописи, музыке и прочих высоких материях, но и для любого "огонька" или классного часа в неформальной обстановке. И столы здесь расставлены произвольно как в настоящей гостиной.
А во втором кабинете вовсе нет никаких столов, и называется он Центром истории русской культуры. Накопленных материалов, книг и наглядных пособий достаточно, чтобы впихнуть максимально полное количество знаний в беспечные детские головы. Бывший ученик 11-й школы, а ныне председатель попечительского совета Подольского спортивного клуба "Витязь" Сергей Лалакин сделал все возможное, чтобы школа не испытывала недостатка в столь необходимых вещах.
И теперь публика бродит здесь по чистому полу, задумываясь об истории мироздания, судьбе Иисуса и смысле жизни.
...Не так давно Патриарх всея Руси Алексий Второй заявил, что неплохо было бы ввести в русских школах такой предмет, как "православие", в качестве обязательного, чтобы люди лучше знали основную религию своей страны. Дело, конечно, хорошее. Но как быть с остальными гражданами -теми, кто исповедует ислам, иудаизм? В громадной многонациональной стране это обычное дело. Конечно, и детям-мусульманам не помешают общие знания об истории православия и представление о канонах Библии.
Но разве маленьким христианам не нужно знать, что такое Коран и о чем там написано? Разве не стоит им всем, вместе взятым, изучить корни любой религии язычество? Ведь преподавание одной-единственной религии может быть воспринято многими как навязывание. И вызвать соответственное отношение как это уже не раз бывало в мировой истории. Не хватит ли наступать на одни и те же грабли?
КАКОЙ БОГ ЛУЧШЕ
В подольской школе N 11 к этой проблеме подошли мудро и осторожно. Здесь это особенно необходимо, потому что население микрорайона, в котором расположена школа, почти на треть состоит из людей, исповедующих иные религии.
Дети, раскрыв рты, слушают истории Будды, Моисея, Перуна и Даждьбога, изучают Пятикнижие, Новый Завет и знают, о чем говорит Коран. И с изумлением узнают, что любая религия, оказывается, призывает к добру и милосердию! Учительница делает акцент не на разнице вероисповеданий, а на их сходных чертах, которых предостаточно.
В этой школе на религиозной почве копья отродясь и не ломали совсем наоборот. Например, Эльмира Сулейманова экскурсовод по истории русского костюма, Рома Мамедов специалист по православной архитектуре. Хотя нельзя не признать, что православие все же играет в этой школе главную роль.
Усилия учителей не пропадут даром, и скорее всего, дети, которые учатся в этих стенах, выйдут в мир людьми. Иоанн Кронштадтский когда-то сказал: "В образовании очень вредно обращать внимание только на рассудок и ум, забывая о сердце... Именно на сердце больше всего надо обращать внимание".
Не стоит забывать об этом.
09.02.2005
Источник: Подмосковье-Неделя