ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Теория познания"

К 250-летию Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Сергей Мазаев :: 11 февраля 2005

Празднование 250-летия МГУ чем-то сильно напоминало ноябрьский парад 1941 г на Красной площади. Это был праздник в условиях всеобщей мобилизации. В речах и поздравлениях неизменно звучала тревожная нотка, о будущем говорили с осторожным энтузиазмом, а выступления ректоров-командиров, собравшихся в эти дни столице, неизменно заканчивались ободряющим "Наше дело правое – победа будет за нами".

Враг, стоящий на ближних подступах, – это инициированная Министерством реформа образования, затрагивающая его фундаментальные принципы и традиции.

Реформаторский энтузиазм исходит из благого побуждения сделать все максимально простым, эргономичным и эффективным, однако подходить к перепланировке такого большого и сложного здания, как система образования, можно не иначе как с тактом инженера, отдающего себе отчет в функции и назначении каждого элемента его структуры. В противном случае существует известный риск нарушить схему несущих конструкций и вместо храма науки получить ансамбль живописных руин.

Сходите на выставку, посвященную истории первого русского университета, проходящую в эти дни в Историческом музее. Уже во втором зале в самом центре экспозиции вы обнаружите странный экспонат – большую металлическую дверь с кованым замком. "Дверь карцера" – сообщает прикрепленная рядом табличка. "Какое отношение это имеет к образованию и науке?" – спросите вы. Ответим: "Самое непосредственное".

Еще древние греки вывели фундаментальную формулу познания: подобное познается подобным. То есть для того, чтобы познать истину, нужно уподобиться ей. Простота, ясность и чистота истины недоступны горделивому, страстному и нецеломудренному уму. А потому познание – это аскетическая практика, и процесс обучения непременно сопровождался упражнением в добродетели. Основа добродетели – дисциплина, к которой нужно понуждать себя, преодолевая сопротивление своенравной человеческой природы. И здесь карцер, розга и мундир (последние две вещи тоже, кстати, присутствуют на выставке в качестве экспонатов) – незаменимые помощники, особенно на первом этапе тернистого пути познания.

Не торопитесь уйти из мрачного второго зала. Присмотритесь к портретам ученых – людей, прошедших аскетический путь познания: строгие бородатые лица, ясные глаза, благородная осанка. Это почти монашеские образы. Вот их игрушки – мертвые птицы; заспиртованные в больших банках земноводные гады… Вот мертвая красота бабочек, безжалостно пришпиленных к листу картона; склянки, наполненные смертоносными вирусами. Начало познания – различение, а потому уродство и патология в первую очередь интересует ученого, ибо через них он и может понять, что лежит в основании красоты и здоровья. Жизнь ученого – это бытие на грани и нужен сильный и ясный ум в сочетании с твердой волей и сильным характером, чтобы идти этим путем. Это еще один аргумент в пользу дисциплины.

Увы, приходится признать, что именно дисциплины в наших ВУЗах сегодня практически нет. Это основная причина тому, что большинство выпускников оказываются на деле неспособными к самостоятельному научному поиску.

Кроме того, как известно, субъектом научного творчества является не отдельный ученый, пусть даже и одаренный, а научное сообщество в целом. Это подтверждают слова Ньютона, который называл себя "карликом", который сумел заглянуть в науке дальше других исключительно потому, что "стоял на плечах гигантов". Но научное сообщество это нечто качественно иное, нежели простая сумма всех ученых. Это особый тип духовно-интеллектуальной связи между людьми, который формируется годами и происходит из того источника, который принято называть "студенческим братством". Сейчас же отношения между студентами только в исключительных случаях достигают ранга братства, а по преимуществу тяготеют к "тусовочным" связям.

Последний раз я видел студенческое братство на одной из картин, размещенных все в том же втором зале. Это картина, изображающая приезд проф. Пирогова в Москву. Обратите внимание на тех, кто его встречает на перроне, на их форменные фуражки. Это они.

Конечно, мы не призываем к возрождению наказания розгами, но реформы, отменившие утренний университетский молебен, студенческий мундир и закрытый тип проживания, сильно ослабили один из столпов образования – дисциплину. Нынешние реформы грозят уничтожить другой – фигуру учителя.

Смысл и цель готовящейся реформы, конечно, состоит не столько в том, чтобы победить здесь коррупцию (почему в таком случае эту борьбу нужно начинать именно со сферы образования?), сколько в том, чтобы либерализовать само образование. На это направлены два основных момента реформы: Единый Государственный экзамен и Именные Сертификаты, привязывающие госфинансирование к учащемуся, а не к ВУЗу. По замыслу реформаторов, учащийся получит возможность самостоятельно формулировать свои образовательные потребности, а ВУЗы будут вынуждены конкурировать друг с другом в удовлетворении этих потребностей, что в конечном итоге должно повысить качество образования в целом по стране.

Не нужно особых усилий, чтобы понять, из какой идиосинкразии вырастает эта реформа. Либеральному сознанию претит присутствие власти, которая неизбежно ассоциируется в нем с репрессиями. Между тем, традиционная система образования насквозь пронизана отношениями власти. Она сконцентрирована вокруг фигуры учителя, имеющего особый статус по отношению к ученикам. Диоген Лаэртский, рассказывая о Пифагорейских союзах, говорит, что новоначальному несколько лет даже не дозволялось лицезреть учителя и приходилось довольствоваться беседами с ним из-за перегородки.

Либерализация образования означает профанацию, сведение фигуры учителя к фигуре менеджера, оказывающего образовательные услуги. Университет в этом случае приобретает черты организации, удовлетворяющей познавательные потребности человека. Либеральная мысль сомневается в обоснованности традиционной постановки дела и задает вопрос: "Может, учитель – это просто пережиток древности?"

Попытаемся решить этот вопрос.

Говоря совсем просто, образование – это движение от незнания к знанию. Однако, незнание не преодолевается простой суммой некоторого знания. Иначе говоря, никто не способен воспринимать ответ на вопрос, которого не задавал, который еще не созрел, не достиг нужной остроты. Незнание – это статическая пустота, в которой нет никакого движения, ни малейшего импульса. По меткому замечанию Эразма Роттердамского, незнание характеризуется неспособностью даже оценить свои глубины. Иначе говоря, если я не знаю физики, я не могу даже задать какой-либо вопрос ученому физику, потому что я не знаю даже того, чего именно я не знаю в физике.

А потому, по мысли Эразма, движение от незнания к знанию возможно только через промежуточный пункт – "знающее незнание" (или "ученое незнание"). Только открыв оглавление учебника физики, я впервые оказываюсь способен оценить меру собственного невежества в этой области. Оглавление скажет мне, чего именно я не знаю. Это качественно иное состояние, которое обозначается знаменитой формулой Сократа: "Я знаю только то, что ничего не знаю". Только на этом этапе открываются возможности для познания.

Еще раз подчеркнем: незнание, в отличие от "знающего незнания", не способно сформулировать вопрос. То есть в структуре незнания нет той "образовательной потребности", которую собираются удовлетворять реформаторы. Сократ посредством своей диалектики очень смущал своих слушателей. Он превращал их статичное самодостаточное незнание в "знающее незнание". Блаженное незнание сменялось в его собеседниках той самой мудростью, в которой, по словам царя Соломона, "много печали", ибо она заставляет искать ответы и мучиться. Это смущение было настолько сильным, что Сократа часто били. Это смущение монументализировано в самом приговоре Афинского суда – "за совращение юношества". Но нет иного способа незнание превратить в знание, кроме как посредством такого "совращения".

Совершить качественный переворот в человеке – превратить его незнание в "знающее незнание" – может только учитель. Смутить, заставить мучаться сомнениями, искать. Знающее незнание – это, по-прежнему, незнание, но уже качественно иное – не то, беззаботное и самодостаточное. Теперь это уже то, что называется духовной нищетой – боль, которая заставляет искать лекарство. Это уже не то неподвижное небытие, а пустота, которая ищет, чем можно себя восполнить. Отсюда уже можно переходить к знанию. На этом этапе учителя, уже может сменить менеджер по образовательным услугам. Но кто все-таки будет выполнять первый этап? Фундаментальная ошибка реформаторов – в игнорировании того обстоятельства, что познание имеет экзистенциальное измерение.

Если учителя превратить в менеджера, это и будет концом образования – вот то, чего не понимает либеральное сознание, и то, против чего борется научное сообщество во главе с Садовничим. Вот философема, которая стоит за его скупым: "Я против платного образования".

В труде Лаэртского "О жизни, учении и изречениях знаменитых философов" есть рассказ о том, как Диоген Синопский был продан в рабство. На торжище философ вел себя очень активно и, перекрикивая торговца, обращался к покупателям со словами: "Подходи, кто хочет купить себе хозяина!" Чем очень метко выразил парадокс системы платного образования.

Источник: Православие.Ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама