Учитель физики и информатики Сергей ШАШКОВ, приславший письмо на наш конкурс, считает, что только вера способна возродить Россию
Сейчас трудно говорить о естественной необходимости христианского мировоззрения и религии для народа современной России. Тебя могут обвинить и в популизме, и в мракобесии, и даже в национализме. Но именно такое нездоровое отношение к вопросу и вынуждает отстаивать православную идею от многочисленных нападок с самых разных сторон.
Сегодня даже не все знают, что Русь как государство не существовала до принятия христианства. В той сложной иерархии государств, которую представлял собой средневековый мир, она после крещения заняла новое, высокое место. Вместе с воспринятым из Византии христианством совершенно по-новому, более широким потоком вливаются и глубже проникают в ее жизнь сокровища как восточной, так и европейской культуры. С христианством Русь воспринимает основы богословской и философской мысли, первые элементы образованности, литературы и искусства, основные правовые нормы и политические идеалы.
Здесь начало того процесса, который, возвысив Русь, подготовил ее к принятию великого христианского наследия, а позднее, после падения старой империи, поставил московское царство во главе православного мира. Ослабевающие родственные связи между правящими князьями были заменены более надежной объединяющей силой общей верой. Русская земля обрела церковное и государственное единство. Постепенно Русь стала великой державой и многие столетия с помощью Русской Православной Церкви достойно поддерживала это звание во времена войн, потрясений и испытаний.
Может ли государство обойтись без религии?
Мне могут возразить, что и Советский Союз был не менее великой державой, совершенно не пользуясь поддержкой религии, и окажутся не правы. Просто православная вера была заменена на коммунистическую.
И действительно, коммунистическая идеология СССР имела массу признаков религии: своего бога и его сподвижников, мучеников, святых и святыни, рай и ад (на земле) и многое другое. Только имеет ли право на существование идеология, которая сохраняет государство, но унижает его граждан? И когда наконец была разрушена вера в В. И. Ленина, то есть с метафизической точки зрения он остался без энергетической подпитки, вся советская магическая система рухнула. Так же, как и в случае разрушения замка Кощея: иголку сломали и дворец разрушился. Фашизм также может рассматриваться как религия учение о превосходстве одной нации, в то время как согласно коммунизму мирового господства должна добиться не нация, а класс.
Вообще, очень многие учения, даже нерелигиозного характера, становятся религиями из-за потребности людей верить во что-либо, верить именно слепо. Так, "общечеловеческие ценности" и идеалы демократии тоже часто воспринимаются не критически, а догматически. Причем самим людям что-то может не нравиться, но ведь так пишут в газетах и говорят по телевизору... Жить только своим умом тяжело.
Однако одна голая современная демократия в России не оправдывает возложенных на нее надежд. Направленность на западные ориентиры и ценности не сможет улучшить наше положение. Почему русский народ должен надеяться на иностранную помощь? Мол, призрак коммунизма мы уничтожили, идем путем демократии, свободу слова ввели, теперь помогайте нам, берите под свое крыло. А по большому счету, мы им не нужны ни под каким соусом, кроме как источник сырья.
Россия может существовать в качестве великой державы с достойным уровнем жизни только как независимая страна, в том числе и от чуждых, не имеющих корней на нашей земле идеологий, основываясь на проверенном столетиями соработничестве государства и церкви. И не нужно бояться этой мысли сотрудничества церкви и государства и использования государством церкви. Использует же оно в своих интересах науку, монопольно защищая от промышленного шпионажа других стран, задействуя ее достижения в своих целях. А ведь наука в некотором смысле гораздо опаснее религии, ведь она изначально не имеет и не использует никаких духовных и нравственных ориентиров.
В чем упрекают православие?
Многие уже разуверившиеся во всем и равнодушные люди здесь скажут: "Ну это все хорошо. Может быть, даже и справедливо, но мне-то от этого какая польза? Государство для меня ничего особо хорошего не сделало, почему я должен его любить? В Бога я, может быть, и так верю, а жить по церковным канонам у меня нет ни сил, ни желания, лучше уж я свой век так доживу проще будет".
Взгляд не новый. В основе его, с одной стороны, незнание природы церкви, с другой дилетантское понимание христианства. Конечно, три поколения людей, выросших в среде атеизма, сыграли свою роль. Но в том-то все и дело, что в результате оказывается: не проще без церкви, а тяжелее. Возьмем, к примеру, христианский взгляд на необходимость прощения. Боюсь, что большинство воспринимает это как позицию слабого: мол, силой на обиду ответить не может вот и призывает простить. На самом же деле силой зло победить невозможно, так его можно только на время загнать в подпол, где оно будет тлеть и разрастаться, недоступное и незаметное. И примеров тому в мировой истории великое множество. Не простить же при этом означает поселить его и в своей душе, хранить в памяти негативные воспоминания, портить собственные нервы и здоровье, желая мщения.
Прощение прежде всего полезно именно для себя, так как освобождает от вредных переживаний. При этом простить вовсе не означает смириться. Ты можешь больше не поддерживать отношений с обидчиком, но не держать зла ты обязан. Далее необходимость поста в нашей Православной Церкви это вовсе не какая-то древняя и бессмысленная традиция, а вполне объяснимая, логичная необходимость. Светская этика, к сожалению, только требует от людей подавлять асоциальные, греховные влечения, но не говорит, каким образом. Пост же это духовная закалка, тренировка воли православного человека: вот хочу я бутерброд с колбаской в постный день, но не стану. Такому человеку потом и искушение положить в карман кошелек, найденный на улице, преодолеть гораздо легче, не говоря уже о пьянстве и других соблазнах, ведущих к греху и преступлениям. Естественно, это не относится к некоторому кругу людей, которые слепо, не понимая смысла, следуют православным традициям, являясь по сути православными только формально, но это уже их беда.
Таинство исповеди, реально помогающее в жизни воцерковленных людей, также подвергается нападкам не понимающих его значения людей: мол, православные грешат даже больше, что им, сходят в церковь на исповедь, грехи отпустят и опять чистые, грешить снова можно. При этом не понимается главное условие исповеди -отпускаются грехи и вместе с этим успокаивается болящая душа человека, только при искреннем его раскаянии. А раскаяние это твердое признание ошибочности совершенного, нежелание его повторения. Причем мы, люди, так устроены, что сами отпустить себе грехи не можем, на это способен только Бог, а священник на исповеди выступает посредником. Неверующий же человек по совершении греха, какого-то промаха вынужден жить с гнетущим его чувством неудовлетворения, болящей совести и в конце концов оправдывает себя: "Да что я расстраиваюсь? Не такой уж это грех страшный". И как только он себя оправдывает, тут-то он и становится готов совершить его снова, да, может, в еще большей степени.
Часто приходится слышать такой вопрос: почему все службы совершаются на церковнославянском языке, сложном для понимания и содержащем много непонятных слов; нельзя ли перевести все церковные тексты на современный русский язык?
Однако следует помнить, что церковное богослужение должно обращать наши души и мысли к Богу, к высшему духовному миру, все оно наполнено духовным содержанием и несопоставимо с повседневной жизнью. Поэтому и язык богослужения не может быть обычной речью он должен как бы возвышаться над обыденностью, в то же время сочетаясь с мелодическим строем православного богослужения. Причем даже при всем богатстве современного русского языка многие церковнославянские выражения и слова переводятся на него с большим трудом, при этом теряя часть своего смысла.
Для того чтобы сделать церковную службу понятной для людей, следует не призывать к ее полному переводу на русский язык, а не стесняться обратиться с вопросом к священнику, компетентным верующим.Лично мне также сильно помогла церковная библиотека, творения (современные и не очень) богословов и философов Кураева, Соловьева, Иоанна Кронштадтского и многих других. Так что в православии хотя и есть много научно недоказуемого, нет ничего бессмысленного. Другой вопрос, как нам, гражданам современной России, в большой степени потерявшим святоотеческие опыт и знания в церковной области, вновь обрести все это.
Конечно, нельзя думать, что все у нас в церкви хорошо и она уже готова стать панацеей от всех бед, ведь большинство неверующих и неправославных это люди, которые заходили в наш храм и что-то их там не удовлетворило: "Спрашиваешь, каковы наши дела? Крайне горьки. Церкви без пастырей; доброе гибнет, злое снаружи; надобно плыть ночью, нигде не светят путеводительные звезды" (святитель Григорий Богослов). Когда-то, может быть, человеку не сказали доброго слова, а теперь, чтобы объясниться, приходится доказывать очевидное часами.
Так что советую всем, не обогащенным еще религиозным опытом, прийти в воскресную школу, просветиться и присоединиться к православной общине. Даже если вас на это подвигнет всего лишь любопытство, полученное знание Бога не оставит вас разочарованными, ведь люди пока еще не хотят быть братьями друг другу просто потому, что не знают своего общего Отца, и не хотят помогать друг другу, потому что не видят общей цели Царствия небесного.
08.02.2005
Источник: МОЕ (Воронеж)