ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Война против России: каким должен быть ответ?

Александр Игнатенко :: 14 февраля 2005

Международный терроризм – негосударственное, открыто не санкционированное государствами как субъектами международного права трансграничное насилие в отношении гражданского населения и гражданских инфраструктур, преследующее политические (в том числе геополитические) цели. Главный субъект международной террористической деятельности – организация "Аль-Каида", представляющая собой глобальную сеть не жестко, преимущественно идеологически, связанных группировок, внедряемых и действующих на национальном (локальном) уровне с активной внутрисетевой координацией и межэтнической циркуляцией.

В одном из своих аспектов международный терроризм характеризуется ложной (фальсифицированной) международной асубъектностью и представляет собой форму выведения агрессивных методов решения международно-политических вопросов за пределы международного контроля и международных санкций.

Реальная опасность – попадание в международно-террористическую сеть оружия массового уничтожения (ОМУ).

Модельная международно-террористическая акция – атака против Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.


Против России


Россия является объектом агрессии международного терроризма. Последние по времени международно-террористические акции на территории нашей страны – события августа и сентября 2004 года (взрыв двух пассажирских самолетов, самоубийственный террористический акт у станции метро "Рижская" в Москве, теракт в Беслане). Эти акции являются этапом в войне международного терроризма против России. Предыдущие этапы – взрывы жилых домов в российских городах и "джихад" с территории Чечни на территорию Дагестана в 1999-м, теракт в Театральном центре на Дубровке ("Норд-Ост"), теракт в поезде московского метро. Все эти акции свидетельствуют, что международно-террористическая сеть готова прибегнуть к совершению терактов против максимально возможного количества гражданского населения и чувствительных элементов гражданской инфраструктуры, если их защита не будет обеспечена надлежащим образом.

Одно из подтверждений того, что Россия является объектом агрессии со стороны международного терроризма, – видеообращение к американскому народу руководителя "Аль-Каиды" Усамы бен Ладена накануне президентских выборов в США. Он сообщил, что "Аль-Каида" уже десять лет (то есть с 1994 года) воюет против России и, отработав на нашей стране соответствующие методы, стала применять их против Соединенных Штатов.

Международно-террористический характер агрессии против России определяется не только и не столько наличием среди непосредственных исполнителей указанных и иных террористических актов иностранцев – по преимуществу граждан арабских государств (Саудовской Аравии, Алжира, Марокко и др.), сколько тем, что эти теракты совершаются группировками, включенными в международно-террористическую сеть "Аль-Каиды" в качестве отрядов, действующих на национальном (локальном) уровне. Так, ответственность за теракты августа-сентября 2004 года взяла на себя группировка "Батальон шахидов Риядус-Салихийн". Замечу: она же взяла на себя ответственность за теракт на Дубровке. Эта и подобные ей группировки ("Ярмук", "Табук", "Джаннат" и др.) явились результатом инплантации на российской территории генетически иностранных (инонациональных, экзогенных) субъектов – ваххабитских амиров (военных командиров, формирующих отряды "моджахедов" из пришлых и коренных жителей региона) и ваххабитских улемов (знатоков шариата, дающих террору обоснование, апеллирующее к исламу). По этой схеме формируются ячейки "Аль-Каиды" в разных странах мира. Конкретно на территории Чечни эта схема олицетворялась саудовцем амиром Хаттабом и саудовцем же, бывшим членом Высшего совета улемов Королевства Саудовская Аравия Абу-Умаром Мухаммадом ас-Сайфом.

Эти ячейки глобальной международно-террористической сети идеологически, организационно, финансово и даже оперативно были и остаются связаны с зарубежными центрами. И если, например, оперативная или финансовая, или даже организационная связь является скрытой, то не может не обратить на себя внимание тот факт, что эти группировки позиционировали себя не как национальные, скажем, чеченские или "ичкерийские". И "Батальон шахидов Риядус-Салихийн" (включен антитеррористическими структурами ООН в список международно-террористических организаций), и "Высший военный Маджлис уль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа" (квалифицирован Верховным судом Российской Федерации как террористическая организация) позиционировали себя как части "Аль-Каиды", используя не "ичкерийское", а черное "аль-каидовское" знамя. Под этим знаменем осуществлялась как агрессия 1999 года против Дагестана, так и теракт в "Норд-Осте".

Установление международно-террористического характера и деятельности этих группировок в некоторой степени усложняется скрытостью от наблюдателей взаимоотношений между ними и руководством "Чеченской Республики Ичкерия". Однако тщательный анализ фактов позволяет увидеть процесс постепенного перехода "ичкерийских" деятелей под контроль данных группировок.

В целом существует проблема изучения "Аль-Каиды" и ее деятельности в разных регионах земного шара (включая Россию) и выстраивание адекватной системы противодействия ей. Эта проблема – в использовании международно-террористической сетью арабского языка в качестве "рабочего" и инплантация ее ячеек в исламскую (мусульманскую) среду.


Диктат ваххабизма


В силу ряда исторических обстоятельств международно-террористическая сеть в ходе своей глобальной экспансии использовала результаты распространения ваххабизма как особого, миноритарного направления в мажоритарном (суннитском) исламе, чем активно занимались власти Королевства Саудовской Аравии с середины 70-х годов XX века (Усама бен Ладен – ваххабит, "Аль-Каида" – ваххабитская по своей идеологии организация). Анализ истории арабского и исламского мира, а в последующем и других регионов, демонстрирует то, как распространение ваххабизма приводило к возникновению экстремизма и терроризма в арабских странах (Египет, Сирия, Алжир и т.д.), а затем – все дальше по миру вплоть до Индонезии, Филиппин, Сингапура и Австралии.

Упрощая картину ради большей ясности, допустимо охарактеризовать процесс распространения ваххабизма в мире как диктат – навязывание мусульманам разных стран мира политических целей, неорганичных общественно-политической ситуации. Здесь допустима аналогия с тем, как Советский Союз в 1970-1980-е годы претендовал на представительство интересов "пролетариата" в разных странах мира и как при помощи просоветских коммунистических партий ставил перед "пролетариатом" этих стран конкретные политические задачи, неорганичные общественно-политической ситуации, типа установления "диктатуры пролетариата", например, в США или Великобритании. Мусульманам посредством систематической пропаганды (араб. да‘ва) внушали, что они должны желать установления "настоящей (истинной, чистой) исламской власти" (халифата) там, где они живут, – во всех тех государствах, где исторически сформировались пусть не идеальные, но функционирующие политические системы, принимавшие во внимание этнические, конфессиональные, культурные, цивилизационные и иные внутренние условия. Важно подчеркнуть, что первыми под ваххабитскую "перемолку" попали страны с мощной исламской традицией, в первую очередь – Египет.

При этом происходил процесс ваххабизации (идеологической и/или организационной) существовавших и действовавших в странах распространения ислама религиозно-политических организаций типа "Братьев-мусульман" (создана в 1928 году), "Исламской партии освобождения" (Хизб ут-Тахрир аль-ислами, создана после Второй мировой войны) и др. Стали создаваться все новые группировки, в той или иной форме присоединяющиеся к глобальной международно-террористической сети (сейчас их насчитывается не менее пятисот).

Разным странам мира и миру в целом предлагался некий "исламский проект", патронируемый в первую очередь Саудовской Аравией и имеющий международный характер. Организационная форма реализации этого проекта – претендующая на статус международной организации Саудовская "Лига исламского мира" – Рабита аль-алям аль-ислами. Этот "исламский проект" был однажды реализован – в талибанском "Исламском эмирате Афганистана". Но попытки его реализовать предпринимались в разных странах. Имеют место эти попытки и на территории России – как в форме инплантации филиалов самой "Аль-Каиды" (по преимуществу на российском Юге), так и в форме внедрения ассоциированных с "Аль-Каидой" группировок, занимающихся пропагандистской подготовкой почвы для последующей инплантации ячеек глобальной международно-террористической сети. В последнем случае наибольшую активность проявляет в последнее время "Исламская партия освобождения" ("Хизб", или "Тахрир" в российском политическом лексиконе), которая, что нелишне отметить, считается террористической и запрещена во всех странах традиционного распространения ислама.

Международная ваххабитская сеть остается и продолжает действовать. Причем она остается существовать в условиях, когда в самой Саудовской Аравии появляются политические силы, стремящиеся ревизовать прежний государственный курс, осуществить "деваххабизацию страны". Показательной акцией является признание в этом году Саудовскими властями благотворительного исламского фонда "Аль-Харамейн" террористической организацией и его роспуск. Кстати, Верховный суд РФ квалифицировал этот фонд как террористическую организацию еще в феврале 2003 года. Не в последнюю очередь это вызвано тем, что международные террористы саудовского происхождения, мотивированные на ведение "джихада" во имя установления "настоящей исламской власти" за рубежом, стали возвращаться в Саудовскую Аравию, где такой власти как раз и нет: ни в исламе, ни в ваххабизме королевская власть не предусматривается. И стали бороться уже на родной земле за идеалы ваххабизма известными методами – террором. Один из способов справиться с ними – канализировать ваххабитских "пассионариев" за рубеж, например, в Ирак. Международно-террористические акции не прекращаются. Группировка "База джихада в стране Тигра и Евфрата", руководимая иорданцем Абу-Мусабом аз-Заркави, прямо заявляет о том, что она – действующий на территории Ирака филиал "Аль-Каиды". Примечательно, что часть терактов от имени "Базы джихада", до недавнего времени называвшейся "Единобожие и джихад", совершаются "чеченцами" – террористами, воевавшими ранее на российской территории, в Чечне. С полным основанием можно предполагать, что реализация Россией своих геоэкономических и геостратегических интересов в Ираке столкнется с сопротивлением этих террористов.


В поисках адекватных ответов


Адекватный ответ на агрессию международного терроризма против России в настоящее время только вырабатывается – во многом методом проб и ошибок. Пожалуй, главная характеристика того, что происходит в этой области – это затухающая реактивность, т.е. более или менее результативная реакция на уже произошедшие события, сходящая постепенно на нет. (Яркий пример затухающей реактивности – то, что происходило после взрывов домов в Москве: сначала было круглосуточное дежурство жильцов и патрулирование ими прилегающей к домам территории, в последующем сложилась ситуация, при которой можно было без особых проблем организовать теракт на Дубровке).

Первым, хотя, быть может, и неглавным ответом на агрессию международного терроризма против России должна быть общественная мобилизация, которая, как минимум, должна выражаться в осознании обществом наличия этой опасности, реально угрожающей и России как государству в целом, и каждому гражданину нашего государства в отдельности. Здесь необходимо противостоять, кроме всего прочего, тенденции нигилизма в отношении существующей опасности, т.е. такой позиции, которая эту опасность не то что игнорирует, а пытается представить в качестве несуществующей. Конкретные формулы нигилизма: "Международный терроризм как угроза – миф", "Аль-Каида – сказка для идиотов". Одна из форм нигилизма – представление любых попыток общественной мобилизации против международно-террористической опасности как "исламофобии". Яркий пример – нападки на передачу Владимира Познера "Времена" от 14 ноября прошлого года, в которой была предпринята попытка объяснить истоки аль-каидовского терроризма, апеллирующего к исламу.

Главное направление поисков адекватного ответа на агрессию международного терроризма против России на современном этапе заключается в разноаспектном международном сотрудничестве.

Организация Объединенных Наций (ООН) должна быть реально главным координирующим центром борьбы против глобальной опасности международного терроризма.

Россия должна участвовать в многосторонних международных организациях, одной из задач которых является борьба против международного терроризма (ШОС, ДКБ), а также инициировать создание подобных организаций.

Россия должна сотрудничать на двусторонней основе с государствами, реально борющимися против международного терроризма или провозглашающими готовность бороться против него, – США, Израилем, Саудовской Аравией, Египтом и другими арабскими государствами, Ираном, Китаем, Индией и т.д.

Требует рассмотрения возможность применения односторонних акций – допустимость, в случае безрезультатности механизмов международного сотрудничества, нанесения ударов по базам и командным центрам международных террористов на территории тех государств, которые умышленно используют международно-террористические группировки в антироссийских целях, попустительствуют их деятельности или оказываются неспособны контролировать собственную территорию.

И, конечно, необходимым условием победы России в отражении агрессии международного терроризма является укрепление Российского государства, консолидация гражданского общества.


Об авторе: ИГНАТЕНКО Александр Александрович – президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ


По материалам источников: Журнал "Стратегия России"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама