ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Демоны убивают ради любви"

Руслан Хестанов :: 15 февраля 2005

Марк Сейджмен: "Чтобы выиграть в войне с террористами, нужно заменить их позитивный идеал"

"Если наступит разрешение иракской ситуации, а война в Чечне будет продолжаться, тогда можно ожидать прибытия на юг России большого числа зарубежных волонтеров", – считает доктор Сейджмен, известный специалист по террористическим организациям из Пенсильвании (США). Марк Сейджмен был первым специалистом, перевернувшим расхожие представления о террористах как о "выродках" и "дегенератах". На основе дотошного изучения биографий и культурного мира террористов он составил социологический портрет террориста, очень напоминающий наших отечественных террористов XIX в. – героев "Народной воли": психически здоровый, образованный, космополитичный и романтичный борец за справедливость и правду. "ПЖ" уже знакомил читателей с исследованиями известного социолога (см. "ПЖ" от 2 августа 2004 г.). Теперь мы публикуем эксклюзивное интервью Сейджмена нашему журналу.

- Марк, как далеко вы продвинулись в исследованиях после публикации своей книги "Постижение террористических сетей"?

- В моем распоряжении имеется более 500 досье активистов движения, которое я называю "глобальным салафистским джихадом". Мои последние исследования свидетельствуют прежде всего о трех вещах. Во-первых, в скором времени Западная Европа столкнется с очень непростыми проблемами, связанными с неудачной политикой интеграции мусульманского населения. Особенно это касается Испании. В моей выборке все более заметной становится роль выходцев из Марокко.

Во-вторых, последние исследования показали растущую роль родственных связей в развитии сетевых структур террористов, в мобилизации и рекрутировании в подпольные группы. Например, в Мадриде среди подозреваемых было обнаружено шесть групп, организованных на основе братских, кровнородственных связей. Люди мигрируют в другие страны, часто используя родственные отношения: старшие братья помогают младшим обосноваться на Западе. Таким образом, родственные связи играют все более важную роль.

В-третьих, в последнее время наблюдается появление террористических сетей, связанных главным образом с торговлей наркотиками. Наркодилеры становятся религиозными, но продолжают свою криминальную деятельность. У них большие возможности развития разветвленных и многообразных связей, например через тюрьму, где они знакомятся с преступниками христианского происхождения, способными раздобыть взрывчатку. Все больше марокканцев с низким уровнем образования включаются в эти группировки, но у них уже нет абсолютно никаких связей с лидерами террористической сети.

Эти люди решаются на операции, вдохновляясь в основном публикациями в Интернете. Такая тенденция вызывает озабоченность, поскольку ранее террористов можно было обнаружить по их связям, теперь же таких связей не существует: просто стихийно группируется компания товарищей, которые спонтанно решают подготовить террористическую операцию. И мы узнаем о существовании группы только тогда, когда происходит взрыв. Раньше на них можно было сравнительно просто выйти, скажем, когда они отправлялись в Афганистан на специальную подготовку. Теперь у них такой возможности нет, и обнаружить до теракта их очень непросто. С другой стороны, это также означает, что лидеры террористической сети совсем не контролируют те процессы, которые происходят в подполье.

- Но какую роль играют сегодня лидеры глобального джихада?

- В настоящее время исключительно вдохновляющую. Они более не играют никакой оперативной роли. Поскольку мы осуществляем мониторинг их коммуникаций, они практически лишились возможности связаться друг с другом. И если руководство решает установить с кем-то контакт, то послание может достичь своего полевого адресата через два-три месяца. Готовить и проводить операции с таким временным лагом практически невозможно. Но лидеры играют важную вдохновляющую роль, давая общие указания, формулируя стратегию.

- В условиях глобальной полицейской охоты на исламистов они, видимо, остро чувствуют необходимость конспирации. Не развиваются ли они в смысле профессионализации?

- В действительности конспирация им совсем не нужна. Когда члены подобных групп знакомы друг с другом непосредственно, безопасность не составляет проблемы. Они дружат друг с другом и не пойдут на предательство. Перед старой "Аль-Каидой" стояла такая проблема. Ей нужно было прятаться от разведслужб, но новые члены глобального джихада в этом не нуждаются. У них нет никакой профессиональной подготовки, но некоторые из этих любителей могут оказаться довольно изобретательными и талантливыми. Эти группы появились недавно, и если они продолжат свое существование, то, конечно, будет и процесс профессионализации.

Посмотрим, как был совершен теракт в Касабланке. Хотя там было 30 жертв, но операция была организована совершенно непрофессионально. В ней участвовало пять групп. Трем группам не удалось ничего сделать, и они подорвали сами себя. И только одной команде все же удалось совершить взрыв в испанском ресторане. Участников было столько же, сколько при атаке на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, но посмотрите, какая разница в количестве жертв. События вроде 11 сентября уже невозможны, поскольку руководство "Аль-Каиды" более не играет решающей роли. Сегодня возможны теракты вроде мадридского, который был осуществлен спонтанно образовавшейся группой любителей.

- Как вы могли бы охарактеризовать стиль мышления и образования этих людей?

- Многие из них по образованию инженеры. Прежде всего обращает на себя внимание, что люди, изучавшие естественно-научные дисциплины, более религиозны по сравнению с теми, кто изучал социальные дисциплины. Я имею в виду не только мусульман – это верно для представителей всех конфессий. Инженеры обычно плохо знакомы с религиозной литературой и религиозно необразованны. Несмотря на это, они очень чувствительны к любым искажениям религии. Знатоки религиозной культуры имеют стойкий иммунитет, а на искажения религиозной догмы реагируют спокойно, просто как на чепуху. Инженеры же претендуют на хорошие навыки чтения, на понимание точного значения буквы. Они полагают, что могут лучше других прочитать Коран и игнорировать 1400-летнюю традицию его интерпретации. Они не имеют никакой подготовки в части истолкования традиционного ислама, поэтому находятся в определенном противоречии с традицией.

Ошибочно думать, что эти люди имеют хорошее образование в исламской теологии. Хотя Мохаммед Ата и другие участники атаки на World Trade Center были хорошо образованными людьми, они были совершенно неграмотными в религиозных вопросах.

- Последнее время вы часто обращаете внимание на особую роль женщин в джихаде. С чем это связано?

- Среди женщин до сих пор было мало арестов, но они играют выдающуюся роль в движении. Именно женщины часто приводят мужчин в то пространство, где те впитывают исламский радикализм. Интересно, что не матери, а сестры и жены играют вдохновляющую роль. Вы помните того британского парня, который взорвал себя в Тель-Авиве... Так вот его вдохновили и подвигли к теракту сестры. Им часто не нравится, чем занимается их супруг или брат – увлечение порнографией, злоупотребление спиртными напитками и тому подобное, – и они знакомят их с людьми более "достойными" и "умеренными".

Большую роль в образовании террористических групп играет брак. Как показывают мои исследования, очень часто жены не только мотивируют, но и склоняют своих супругов к осуществлению конкретных террористических операций.

В "Джамайа Исламийя" женщины играют особенно заметную роль. Они являются своего рода критерием, по которому рекрутируются новые члены группы. Если ваша жена не является сестрой или дочерью какого-то члена движения, то вам будет крайне трудно войти в это движение. Вам просто не будут доверять. Женщины, таким образом, образуют определенную невидимую инфраструктуру – параллельную сеть движения.

- Представляет ли движение глобального салафистского джихада какую-нибудь опасность для России?

- Начиная с чеченской войны 1994 года Чечня рассматривалась исламскими боевиками как один из фронтов глобального джихада. Наряду с Филиппинами, Боснией, а теперь уже и Ираком. Сегодня уже есть достаточно много добровольцев, желающих отправиться воевать в Чечню. Члены гамбургской группы первоначально хотели поехать именно в Чечню, но им сказали, что туда весьма трудно попасть. После подготовки в Афганистане им предложили операцию в США, тогда они, конечно, забыли о Чечне и совершили атаку 11 сентября.

Как только в конце 90-х возобновилась чеченская война, снова появились добровольцы, готовые отправиться в Чечню. Особенно в Саудовской Аравии. Но сегодня этот поток добровольцев почти прекратился. Просто потому, что нам удалось кое-что сделать лучше, чем вашим ребятам. Появился Ирак, который отвлек на себя поток добровольцев.Та группа, что готовила теракт в Париже против посольства России, была арестована в январе 2003 года, то есть до событий в Ираке. В настоящее время, как мне кажется, мусульманские активисты прохладно относятся к Чечне. Если же произойдет разрешение иракской ситуации, а война в Чечне будет продолжаться, тогда можно ожидать прибытия на юг России большого числа зарубежных волонтеров.

- Насколько враждебно мусульманские иммигранты воспринимают европейскую культуру?

- Ненависть прогрессирует. Изначально у отдельного человека нет предрасположенности к террору, но когда такие индивиды собираются в группы, начинают делиться своим негативным опытом, обсуждать быт окружающих европейцев, постепенно формируется коллективная предрасположенность к террористической активности. И чем дольше длится жизнь этих групп, тем более радикальными они становятся. С образованием более тесных внутригрупповых связей возрастает ощущение изоляции и отчуждения от внешнего мира.

Они всегда воспринимали США как лидера западного мира, а следовательно, в качестве своей главной цели. Но теперь, когда США стало очень трудно достать, они обратили свои взоры к странам своего обитания – Испании, Голландии, Великобритании.

В то же время у европейских исламистов есть некоторое высокомерие по отношению к мусульманам в исламском мире. Они считают себя носителями исламского возрождения. Другие мусульмане для них – не настоящие. Настоящие мусульмане – это те, которые заново родились. Кстати, у христиан есть аналогичные представления. Эти афганцы – не настоящие мусульмане, поскольку они не знают, как правильно молиться, как правильно питаться и соблюдать гигиену. В "Аль-Каиде", кстати, не было ни одного афганца. И, как мне рассказывал один журналист, их база в Афганистане была совершенно изолирована от местного населения, которое относилось к ним, в свою очередь, как к людям не совсем нормальным.

- Иногда мне кажется, что ваши идеи с трудом находят понимание в России...

- Я не надеюсь, что все, что я здесь рассказывал, будет безоговорочно принято. Раньше, в СССР, была хорошо структурированная экономика. То, о чем я говорю, появляется с развитием "невидимой руки" рынка, если воспользоваться выражением Адама Смита. Интернет создал своего рода рынок терроризма. Совсем не нужно сегодня организовывать террористические группы – любители сами знают, что нужно делать.

- Вы думаете, что сеть организаций террористов формировалась столь же спонтанно, как рыночные сети? А может ли подобная модель спонтанной организации стать достоянием не только исламистских, но и других, склонных к терроризму групп?

- Конечно. Теперь с появлением новых технологий и Интернета вовсе не обязательно иметь командный центр. Мы имеем дело в определенном смысле с социальным движением.

С 1995 по 2001 год "Аль-Каида" была способна контролировать связи. За свою базу в Афганистане эта организация платила 30 миллионов долларов мулле Омару. У нее была в некотором смысле монополия на центры подготовки, рекрутирование и финансирование. Террористы, как мы с вами, ленивы и предпочитают попросить у спонсора деньги на операцию, а не добывать их самостоятельно. Теперь вся эта инфраструктура разрушена, а движение превратилось в ансамбль небольших групп.

- Вы часто говорите о двух методах борьбы с терроризмом: о мерах безопасности и контрпропаганде. Что может быть противопоставлено идеологии терроризма?- У нас контрпропаганда действует довольно хорошо. Есть "американская мечта" – представление о США как о стране возможностей. Люди в это верят. Конечно, после того, что мы сделали в Ираке и делаем на Ближнем Востоке, многие полагают, что эта идея далека от правды и искренних намерений. Но 10 лет назад мы были довольно популярны во всем мире.

Борьба террористов – это борьба за справедливость и правду. Молодые люди видят в терроре единственный способ добиться справедливости и правды. Они жаждут создать сообщество, основанное на идеях пророка, используя тот же аргумент, который использовался коммунистами. У анархистов были очень схожие идеи и мотивы. Мечта о справедливости и правде всегда одна и та же, но используются разные модели ее воплощения. И есть люди, которые готовы убивать ради таких моделей. Люди хотят убивать ради положительных идеалов, ради любви, а не ради ненависти. Чтобы выиграть в такой войне, нам нужно заменить их позитивный идеал. Конечно, мы можем говорить о том, что людей толкают к террору социальные проблемы, отсутствие возможностей и перспектив. Но главная беда в том, что сегодня к нам уже нет прежнего доверия. Это доверие нужно отыграть, и тогда ситуация радикально изменится. Мы сможем снова утверждать американскую мечту.

Замечательно, что многие из тех, кто был левым в 80-е годы, превратились сегодня в исламистов. Они заменили политическую модель на религиозную. И с теми, и с этими утопиями нужно бороться с помощью положительных идеалов.

Вы помните в 1995 году взрыв в Оклахоме, который совершил один член правохристианской военизированной группировки. Развитие этого движения по пути террора было приостановлено серией фотографий, произведших шокирующее воздействие даже на членов группы. Мужчины с окровавленными младенцами на руках. У террористов было намерение убить нескольких американских чиновников, но никак не младенцев. А там, на втором этаже центра, был расположен уголок для детей, которые в результате взрыва стали жертвами.

Мне кажется, что Беслан также сильно дискредитировал исламское движение. Об этом можно судить по арабской прессе. Арабская общественность задается вопросом: как мы могли дойти до такого, мы, правоверные мусульмане, добрые и порядочные люди? Многие молодые люди уже никогда не присоединятся к такому движению, можете мне поверить. Я думаю, что организаторы бесланской акции совершили стратегическую ошибку.

***

"Политический журнал" благодарит посольство США в России за любезную помощь в организации этого интервью.

***

ДОСЬЕ

Марк СЕЙДЖМЕН – доктор медицины и доктор философии, старший научный сотрудник Института изучения внешней политики в Филадельфии (Пенсильвания). Профессор Университета Пенсильвании и практикующий психиатр в области судебной и общей психиатрии. С 1985 по 1991 г. сотрудник Центрального разведывательного управления. В 1987 – 1989 гг. работал в посольстве США в Исламабаде, находился в тесном контакте с афганскими моджахедами. Консультант различных государственных учреждений и правительства США по борьбе с терроризмом. Автор книги "Постижение террористических сетей".

14.02.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама