Марк Сейджмен: "Чтобы выиграть в войне с террористами, нужно заменить их позитивный идеал"
"Если наступит разрешение иракской ситуации, а война в Чечне будет продолжаться, тогда можно ожидать прибытия на юг России большого числа зарубежных волонтеров", считает доктор Сейджмен, известный специалист по террористическим организациям из Пенсильвании (США). Марк Сейджмен был первым специалистом, перевернувшим расхожие представления о террористах как о "выродках" и "дегенератах". На основе дотошного изучения биографий и культурного мира террористов он составил социологический портрет террориста, очень напоминающий наших отечественных террористов XIX в. героев "Народной воли": психически здоровый, образованный, космополитичный и романтичный борец за справедливость и правду. "ПЖ" уже знакомил читателей с исследованиями известного социолога (см. "ПЖ" от 2 августа 2004 г.). Теперь мы публикуем эксклюзивное интервью Сейджмена нашему журналу.
- Марк, как далеко вы продвинулись в исследованиях после публикации своей книги "Постижение террористических сетей"?
- В моем распоряжении имеется более 500 досье активистов движения, которое я называю "глобальным салафистским джихадом". Мои последние исследования свидетельствуют прежде всего о трех вещах. Во-первых, в скором времени Западная Европа столкнется с очень непростыми проблемами, связанными с неудачной политикой интеграции мусульманского населения. Особенно это касается Испании. В моей выборке все более заметной становится роль выходцев из Марокко.
Во-вторых, последние исследования показали растущую роль родственных связей в развитии сетевых структур террористов, в мобилизации и рекрутировании в подпольные группы. Например, в Мадриде среди подозреваемых было обнаружено шесть групп, организованных на основе братских, кровнородственных связей. Люди мигрируют в другие страны, часто используя родственные отношения: старшие братья помогают младшим обосноваться на Западе. Таким образом, родственные связи играют все более важную роль.
В-третьих, в последнее время наблюдается появление террористических сетей, связанных главным образом с торговлей наркотиками. Наркодилеры становятся религиозными, но продолжают свою криминальную деятельность. У них большие возможности развития разветвленных и многообразных связей, например через тюрьму, где они знакомятся с преступниками христианского происхождения, способными раздобыть взрывчатку. Все больше марокканцев с низким уровнем образования включаются в эти группировки, но у них уже нет абсолютно никаких связей с лидерами террористической сети.
Эти люди решаются на операции, вдохновляясь в основном публикациями в Интернете. Такая тенденция вызывает озабоченность, поскольку ранее террористов можно было обнаружить по их связям, теперь же таких связей не существует: просто стихийно группируется компания товарищей, которые спонтанно решают подготовить террористическую операцию. И мы узнаем о существовании группы только тогда, когда происходит взрыв. Раньше на них можно было сравнительно просто выйти, скажем, когда они отправлялись в Афганистан на специальную подготовку. Теперь у них такой возможности нет, и обнаружить до теракта их очень непросто. С другой стороны, это также означает, что лидеры террористической сети совсем не контролируют те процессы, которые происходят в подполье.
- Но какую роль играют сегодня лидеры глобального джихада?
- В настоящее время исключительно вдохновляющую. Они более не играют никакой оперативной роли. Поскольку мы осуществляем мониторинг их коммуникаций, они практически лишились возможности связаться друг с другом. И если руководство решает установить с кем-то контакт, то послание может достичь своего полевого адресата через два-три месяца. Готовить и проводить операции с таким временным лагом практически невозможно. Но лидеры играют важную вдохновляющую роль, давая общие указания, формулируя стратегию.
- В условиях глобальной полицейской охоты на исламистов они, видимо, остро чувствуют необходимость конспирации. Не развиваются ли они в смысле профессионализации?
- В действительности конспирация им совсем не нужна. Когда члены подобных групп знакомы друг с другом непосредственно, безопасность не составляет проблемы. Они дружат друг с другом и не пойдут на предательство. Перед старой "Аль-Каидой" стояла такая проблема. Ей нужно было прятаться от разведслужб, но новые члены глобального джихада в этом не нуждаются. У них нет никакой профессиональной подготовки, но некоторые из этих любителей могут оказаться довольно изобретательными и талантливыми. Эти группы появились недавно, и если они продолжат свое существование, то, конечно, будет и процесс профессионализации.
Посмотрим, как был совершен теракт в Касабланке. Хотя там было 30 жертв, но операция была организована совершенно непрофессионально. В ней участвовало пять групп. Трем группам не удалось ничего сделать, и они подорвали сами себя. И только одной команде все же удалось совершить взрыв в испанском ресторане. Участников было столько же, сколько при атаке на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, но посмотрите, какая разница в количестве жертв. События вроде 11 сентября уже невозможны, поскольку руководство "Аль-Каиды" более не играет решающей роли. Сегодня возможны теракты вроде мадридского, который был осуществлен спонтанно образовавшейся группой любителей.
- Как вы могли бы охарактеризовать стиль мышления и образования этих людей?
- Многие из них по образованию инженеры. Прежде всего обращает на себя внимание, что люди, изучавшие естественно-научные дисциплины, более религиозны по сравнению с теми, кто изучал социальные дисциплины. Я имею в виду не только мусульман это верно для представителей всех конфессий. Инженеры обычно плохо знакомы с религиозной литературой и религиозно необразованны. Несмотря на это, они очень чувствительны к любым искажениям религии. Знатоки религиозной культуры имеют стойкий иммунитет, а на искажения религиозной догмы реагируют спокойно, просто как на чепуху. Инженеры же претендуют на хорошие навыки чтения, на понимание точного значения буквы. Они полагают, что могут лучше других прочитать Коран и игнорировать 1400-летнюю традицию его интерпретации. Они не имеют никакой подготовки в части истолкования традиционного ислама, поэтому находятся в определенном противоречии с традицией.
Ошибочно думать, что эти люди имеют хорошее образование в исламской теологии. Хотя Мохаммед Ата и другие участники атаки на World Trade Center были хорошо образованными людьми, они были совершенно неграмотными в религиозных вопросах.
- Последнее время вы часто обращаете внимание на особую роль женщин в джихаде. С чем это связано?
- Среди женщин до сих пор было мало арестов, но они играют выдающуюся роль в движении. Именно женщины часто приводят мужчин в то пространство, где те впитывают исламский радикализм. Интересно, что не матери, а сестры и жены играют вдохновляющую роль. Вы помните того британского парня, который взорвал себя в Тель-Авиве... Так вот его вдохновили и подвигли к теракту сестры. Им часто не нравится, чем занимается их супруг или брат увлечение порнографией, злоупотребление спиртными напитками и тому подобное, и они знакомят их с людьми более "достойными" и "умеренными".
Большую роль в образовании террористических групп играет брак. Как показывают мои исследования, очень часто жены не только мотивируют, но и склоняют своих супругов к осуществлению конкретных террористических операций.
В "Джамайа Исламийя" женщины играют особенно заметную роль. Они являются своего рода критерием, по которому рекрутируются новые члены группы. Если ваша жена не является сестрой или дочерью какого-то члена движения, то вам будет крайне трудно войти в это движение. Вам просто не будут доверять. Женщины, таким образом, образуют определенную невидимую инфраструктуру параллельную сеть движения.
- Представляет ли движение глобального салафистского джихада какую-нибудь опасность для России?
- Начиная с чеченской войны 1994 года Чечня рассматривалась исламскими боевиками как один из фронтов глобального джихада. Наряду с Филиппинами, Боснией, а теперь уже и Ираком. Сегодня уже есть достаточно много добровольцев, желающих отправиться воевать в Чечню. Члены гамбургской группы первоначально хотели поехать именно в Чечню, но им сказали, что туда весьма трудно попасть. После подготовки в Афганистане им предложили операцию в США, тогда они, конечно, забыли о Чечне и совершили атаку 11 сентября.
Как только в конце 90-х возобновилась чеченская война, снова появились добровольцы, готовые отправиться в Чечню. Особенно в Саудовской Аравии. Но сегодня этот поток добровольцев почти прекратился. Просто потому, что нам удалось кое-что сделать лучше, чем вашим ребятам. Появился Ирак, который отвлек на себя поток добровольцев.Та группа, что готовила теракт в Париже против посольства России, была арестована в январе 2003 года, то есть до событий в Ираке. В настоящее время, как мне кажется, мусульманские активисты прохладно относятся к Чечне. Если же произойдет разрешение иракской ситуации, а война в Чечне будет продолжаться, тогда можно ожидать прибытия на юг России большого числа зарубежных волонтеров.
- Насколько враждебно мусульманские иммигранты воспринимают европейскую культуру?
- Ненависть прогрессирует. Изначально у отдельного человека нет предрасположенности к террору, но когда такие индивиды собираются в группы, начинают делиться своим негативным опытом, обсуждать быт окружающих европейцев, постепенно формируется коллективная предрасположенность к террористической активности. И чем дольше длится жизнь этих групп, тем более радикальными они становятся. С образованием более тесных внутригрупповых связей возрастает ощущение изоляции и отчуждения от внешнего мира.
Они всегда воспринимали США как лидера западного мира, а следовательно, в качестве своей главной цели. Но теперь, когда США стало очень трудно достать, они обратили свои взоры к странам своего обитания Испании, Голландии, Великобритании.
В то же время у европейских исламистов есть некоторое высокомерие по отношению к мусульманам в исламском мире. Они считают себя носителями исламского возрождения. Другие мусульмане для них не настоящие. Настоящие мусульмане это те, которые заново родились. Кстати, у христиан есть аналогичные представления. Эти афганцы не настоящие мусульмане, поскольку они не знают, как правильно молиться, как правильно питаться и соблюдать гигиену. В "Аль-Каиде", кстати, не было ни одного афганца. И, как мне рассказывал один журналист, их база в Афганистане была совершенно изолирована от местного населения, которое относилось к ним, в свою очередь, как к людям не совсем нормальным.
- Иногда мне кажется, что ваши идеи с трудом находят понимание в России...
- Я не надеюсь, что все, что я здесь рассказывал, будет безоговорочно принято. Раньше, в СССР, была хорошо структурированная экономика. То, о чем я говорю, появляется с развитием "невидимой руки" рынка, если воспользоваться выражением Адама Смита. Интернет создал своего рода рынок терроризма. Совсем не нужно сегодня организовывать террористические группы любители сами знают, что нужно делать.
- Вы думаете, что сеть организаций террористов формировалась столь же спонтанно, как рыночные сети? А может ли подобная модель спонтанной организации стать достоянием не только исламистских, но и других, склонных к терроризму групп?
- Конечно. Теперь с появлением новых технологий и Интернета вовсе не обязательно иметь командный центр. Мы имеем дело в определенном смысле с социальным движением.
С 1995 по 2001 год "Аль-Каида" была способна контролировать связи. За свою базу в Афганистане эта организация платила 30 миллионов долларов мулле Омару. У нее была в некотором смысле монополия на центры подготовки, рекрутирование и финансирование. Террористы, как мы с вами, ленивы и предпочитают попросить у спонсора деньги на операцию, а не добывать их самостоятельно. Теперь вся эта инфраструктура разрушена, а движение превратилось в ансамбль небольших групп.
- Вы часто говорите о двух методах борьбы с терроризмом: о мерах безопасности и контрпропаганде. Что может быть противопоставлено идеологии терроризма?- У нас контрпропаганда действует довольно хорошо. Есть "американская мечта" представление о США как о стране возможностей. Люди в это верят. Конечно, после того, что мы сделали в Ираке и делаем на Ближнем Востоке, многие полагают, что эта идея далека от правды и искренних намерений. Но 10 лет назад мы были довольно популярны во всем мире.
Борьба террористов это борьба за справедливость и правду. Молодые люди видят в терроре единственный способ добиться справедливости и правды. Они жаждут создать сообщество, основанное на идеях пророка, используя тот же аргумент, который использовался коммунистами. У анархистов были очень схожие идеи и мотивы. Мечта о справедливости и правде всегда одна и та же, но используются разные модели ее воплощения. И есть люди, которые готовы убивать ради таких моделей. Люди хотят убивать ради положительных идеалов, ради любви, а не ради ненависти. Чтобы выиграть в такой войне, нам нужно заменить их позитивный идеал. Конечно, мы можем говорить о том, что людей толкают к террору социальные проблемы, отсутствие возможностей и перспектив. Но главная беда в том, что сегодня к нам уже нет прежнего доверия. Это доверие нужно отыграть, и тогда ситуация радикально изменится. Мы сможем снова утверждать американскую мечту.
Замечательно, что многие из тех, кто был левым в 80-е годы, превратились сегодня в исламистов. Они заменили политическую модель на религиозную. И с теми, и с этими утопиями нужно бороться с помощью положительных идеалов.
Вы помните в 1995 году взрыв в Оклахоме, который совершил один член правохристианской военизированной группировки. Развитие этого движения по пути террора было приостановлено серией фотографий, произведших шокирующее воздействие даже на членов группы. Мужчины с окровавленными младенцами на руках. У террористов было намерение убить нескольких американских чиновников, но никак не младенцев. А там, на втором этаже центра, был расположен уголок для детей, которые в результате взрыва стали жертвами.
Мне кажется, что Беслан также сильно дискредитировал исламское движение. Об этом можно судить по арабской прессе. Арабская общественность задается вопросом: как мы могли дойти до такого, мы, правоверные мусульмане, добрые и порядочные люди? Многие молодые люди уже никогда не присоединятся к такому движению, можете мне поверить. Я думаю, что организаторы бесланской акции совершили стратегическую ошибку.
***
"Политический журнал" благодарит посольство США в России за любезную помощь в организации этого интервью.
***
ДОСЬЕ
Марк СЕЙДЖМЕН доктор медицины и доктор философии, старший научный сотрудник Института изучения внешней политики в Филадельфии (Пенсильвания). Профессор Университета Пенсильвании и практикующий психиатр в области судебной и общей психиатрии. С 1985 по 1991 г. сотрудник Центрального разведывательного управления. В 1987 1989 гг. работал в посольстве США в Исламабаде, находился в тесном контакте с афганскими моджахедами. Консультант различных государственных учреждений и правительства США по борьбе с терроризмом. Автор книги "Постижение террористических сетей".
14.02.2005
Источник: Политический журнал