Возрождение в Осетии культуры и духовности, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, бережного отношения к природе, гордости за свой народ и отечество способствуют сохранению природных святынь, коих немало на территории нашей республики. Святость таких мест определяют не только религия или красота природы, но, прежде всего, "святое" отношение к ним, память и чувства человека. У нас есть места, связанные с конкретными историческими событиями с зарождением и становлением государства, крупными победами и героическим сопротивлением врагу, например, въезд в г Цхинвал, где были остановлены грузинские экстремисты, а также объекты, наделенные особым качеством святости и исцеления (Джеры дзуар, Хетагы Дзуар) и архитектурно-природные комплексы (Юго-Осетинский госдрамтеатр, Театральная площадь, пионерский парк, аул Нар), связанные с жизнью и деятельностью великих людей, выдающиеся творения зодчих, ставшие национальными святынями.
Святость каких-либо природных объектов обуславливается их сопричастностью к значительным событиям в жизни народа. Осетинский народ является составляющей частью народностей Кавказа и окружающая среда оказала на формирование этноса даже большее влияние, чем социальные причины.
Самыми святыми местами для осетин являются земли Древней Алании, где начиналось становление осетинского народа, где он жил, сражался за независимость, за право существовать как самобытная национальная общность. И многие природные уголки Осетии, по разным причинам приобрели для нас особую значимость.
Величайшие творения природы: озера, водопад Лет, карстовые пещеры, целебные источники, неповторимые ландшафты дороги каждому осетину. Особый интерес вызывают Корнисские пещеры, Сторожевые башни, закоченевшие часовые в ущельях Дзауского района, высокогорное озеро Келы цад, источник Нагутни в Знаурском районе и др.
Особое место традиционно занимают священные места осетинского народа. Некоторые святыни признаны православной церковью (от церквей до крестов икон), другие из поколения в поколение почитаемы народом (кресты, часовни, источники, деревья, камни и построенные из них дзуары).
Систему святых почитаемых мест до сих пор поддерживают старожилы во многих регионах Осетии, но цепочка преемственности поколений стала обрываться, Да и активное антропогенное преобразование окружающей среды не способствует сохранению природных святынь Осетии. К сожалению, многие из них находятся сейчас в удручающем состоянии и нуждаются в защите. А начинать надо с истоков, с истоков рек, где зарождается святость всей окружающей среды, ибо истоки рек всегда считались святыми, их почитали и оберегали.
Необходимо привлечь к природным святыням внимание общественности, чтобы сохранить их для потомков. Необычайно важно воспитывать у подрастающего молодого поколения глубокое уважение к таким памятникам. Пока дороги к ним не заросли травой, как случится (или уже случилось) с городским парком, некогда одним из самых любимых мест отдыха горожан.
09.02.2005
Источник: Южная Осетия (Цхинвал)