В Екатеринбурге разгорелся религиозный скандал. Возмущение священнослужителей и прихожан храма на Крови вызвал балет "Распутин", показанный "Новым имперским русским балетом" на сцене киноконцертного зала "Космос", что находится недалеко от места расстрела царской семьи.
Негодующие письма также прислали верующие из Алапаевска и Нижней Синячихи. В день первого представления, пришедшегося на праздник Сретения Господня, группа батюшек встретилась с артистами, пытаясь убедить их отказаться от выступления или, на худой конец, внести в него коррективы. Однако спектакль прошел в первозданном виде. "Православных оскорбляет тот факт, что император Николай II показан танцующим в колготках", заявил священник Максим Меняйло, и поскольку издевательства над образами святых дело уголовно наказуемое, не исключил возможности судебного разбирательства с балетной труппой.
Балет "Распутин", вызвавший такой резонанс, еще сравнительно нов. Премьера его состоялась в октябре, на сцене театра Санкт-Петербургской консерватории. Инициатором проекта выступил экс-солист ансамбля Моисеева и коммерческий директор "Имперского русского балета" Николай Анохин, с самого начала задумавший создать продукт для успешного гастрольного чеса. электролаборатория В соавторы он привлек композитора Владимира Качесова, балетмейстера Георгия Ковтуна и художника Алексея Злобина. Вместе они сделали двухчасовое зрелище, где история царской семьи (страдающая августейшая пара, больной наследник, распутный старец, колокола, медведи, цыгане) разворачивается на фоне литургических песнопений вкупе с жестокими романсами и крашеных белой краской венских стульев в качестве многофункционального реквизита. Петербургская премьера, облагороженная участием мариинского премьера Фаруха Рузиматова в роли Распутина, прошла тихо, после чего Анохин повез спектакль на Украину, по местам былых паломничеств главного персонажа. И там, в известных православных центрах, император, танцующий в обтягивающем балетном трико (колготках по терминологии отца Максима), также не вызвал никаких нареканий церковной общественности.
Да, собственно говоря, и не мог вызвать, поскольку ни святые, ни императоры в колготках на балетной сцене уже давно не новость. Перечисление прецедентов заняло бы слишком много места, но для примера стоит упомянуть ангелов с крыльями в балетах глубоко религиозного Джорджа Баланчина, Ивана Грозного в одноименном спектакле Юрия Григоровича, Людвига Баварского в "Лебедином озере" Джона Ноймайера и совсем недавний случай Павла I с Екатериной Великой в "Русском Гамлете" Бориса Эйфмана. Что касается причисленного к лику страстотерпцев Николая II, то он уже был героем балета "Анастасия", поставленного сэром Кеннетом Макмилланом в 1971 году. В спектакле Королевского балета Великобритании наш государь не только появлялся в непотребном, по мнению русских батюшек, виде, но и вместе с царицей, Распутиным и Кшесинской танцевал па-де-катр. Несмотря на это, как свидетельствует лондонская критика, члены британской королевской семьи, приглашенные на премьеру, выразили создателям благодарность за внимание к судьбе их родственников.
Как сообщила "РК" пресс-секретарь Николая Анохина госпожа Гончарова, возможная причина неадекватной реакции уральских священнослужителей и их паствы заключается отнюдь не в оскорблении религиозно-патриотических чувств. По мнению пресс-секретаря, это тщательно спланированная акция, целью которой является срыв гастролей "Нового имперского русского балета". А вдохновитель ее не кто иной, как бывший сотрудник господина Анохина, артистический директор "Имперского русского балета" Гедиминас Таранда. Некогда дружные партнеры разошлись, и Русский имперский балет сегодня существует в двух вариантах один под руководством Таранды, а другой, с уточнением "новый", под началом Анохина. Положение усугубляется тем, что Таранда в свое время сам хотел ставить балет о Распутине и перехват инициативы ему, разумеется, неприятен. В ближайшее время господин Анохин собирается созвать пресс-конференцию, где даст свою оценку ситуации. Возможно, это произойдет накануне показа "Распутина" в Москве, запланированного на 30 марта.
17.02.2005
Источник: Русский курьер