Конференция по борьбе с международным терроризмом, прошедшая недавно в Саудовской Аравии, оказалась в центре внимания общественности Йеменской Республики
Йеменцы приняли ислам еще во времена пророка Мухаммеда и активно участвовали в распространении этой самой молодой мировой религии за пределами Аравийского полуострова. Один из углов кубического здания Каабы, самой большой святыни ислама и места ежегодного паломничества, называется "Рукн аль-Йемен", то есть "Угол Йемена". И сегодня в йеменском обществе сильны исламские традиции и соблюдаются законы мусульманского права "шариата", но вместе с тем здесь ведется жестокая борьба против исламских фундаменталистов, выступающих против модернизации общества на основе принципов демократии, парламентаризма и веротерпимости.
Йеменская делегация на конференции в Саудовской Аравии, возглавляемая первым замминистра иностранных дел Мохиэддином Добби, представила меморандум, в котором говорится об опыте йеменского руководства в борьбе с террористами. Основная идея документа сводится к тому, что с исламскими террористами, пока они не совершили уголовно наказуемых преступлений, можно и нужно вести диалог, с тем чтобы убедить их отказаться от своих экстремистских взглядов и вернуть их в лоно нормальной жизни. Сегодня все выступают за диалог религий и цивилизаций, говорится в документе, и поэтому мы должны вести диалог с экстремистскими организациями и их руководителями, что следует рассматривать как составляющую часть нынешнего диалога религий и цивилизаций.
В самом Йемене происходили в это время важные события. В начале февраля 2005 года в Сане состоялся суд над 14 членами "Аль-Каиды", которые организовали в октябре 2002 года взрыв на борту французского танкера "Лимбург". Один член экипажа погиб и 25 получили ранения. Эта же группа, как сообщили йеменские газеты, организовала нападение на здание национальной авиакомпании и планировала покушение на посла США и дипломатов других западных посольств, следуя призыву Усамы бен Ладена, призвавшего убивать американцев в связи с началом военных действий в Ираке. Глава этой группы террористов приговорен к смертной казни, остальные к различным срокам каторжных работ.
В Йемене насчитывается 72 тысячи мечетей, которые признано целесообразным взять под контроль государства в лице министерства вакуфов, то есть министерства, управляющего отписанным в пользу религиозных учреждений имуществом. В прошлом году, по словам заместителя министра Яхьи Наджара, под контроль указанного министерства уже взято 6 тысяч мечетей, а 18 религиозным деятелям запрещено выступать в мечетях страны со своими проповедями. В стране закрыто 4 тысячи религиозных школ, считавшихся рассадником экстремистских идей ислама, а остальные решено передать под контроль министерства образования, которое обязано интересоваться не только учебными программами, но и источниками финансирования их деятельности.
Йеменские власти время от времени закрывают возглавляемый известным шейхом Абдель Маджидом Зиндани мусульманский университет Иман, в котором в ноябре прошлого года имели место столкновения между фанатичными студентами и сотрудниками йеменских органов безопасности. 500 студентов из этого университета, прибывшие из других мусульманских стран, были отправлены на родину. Сам шейх Зиндани является весьма колоритной фигурой. Выходец из богатой семьи южнойеменского района Дале, он принимал участие в строительстве социалистического общества, о чем заявляло политическое руководство Южного Йемена до объединения в 1990 году с Северным Йеменом в единое государство. Затем он воевал против советских войск в Афганистане и, вернувшись в объединенный Йемен, организовал на собственные средства мусульманский университет Иман. Зиндани фигурирует в качестве махрового разыскиваемого террориста в списках многих государств мира. Йеменское руководство сегодня координирует свои действия с США и другими странами в борьбе против терроризма. Правительство Йемена выступает против использования религии в политических целях, справедливо полагая, что религиозные воззрения сегодня стали частью национальных традиций и менталитета йеменского народа, а их использование для реализации политических амбиций экстремистски настроенных деятелей вряд ли оправданно и допустимо. Именно поэтому метод убеждения является главным, с точки зрения йеменского руководства, в диалоге с мусульманскими экстремистами, хотя возможно и применение силы, если они, экстремисты, выходят за рамки закона и ставят под угрозу безопасность своей страны и других государств.
18.02.2005
Источник: Гудок