В конце января исполнился год, как ушел из жизни необычный человек инженер по образованию, строитель, реставратор, отец троих детей Александр Николаевич Плигин. Более 10 лет он практически в одиночку восстанавливал из каменных руин древнейший и знаменитейший русский северный монастырь -
Спасо-Каменный Преображенский, находящийся на крошечном островке среди бурного Кубенского озера в Вологодской области. Столько было вложено в это дело сил, здоровья, душевной одержимости, веры, что надорванное от непосильных трудов сердце не выдержало такой нагрузки на 56-м году жизни.
Есть у Виктора Астафьева короткий рассказ "Видение". Писатель как бы прикоснулся, сделал "затесь" на чем-то очень сокровенном в своей душе. Автор рассказывает о зимней рыбалке на Кубенском озере и о поразившей его картине, когда разошелся утренний туман. Лучше процитировать: "И вдруг над этим движущимся, белым в отдалении и серым вблизи льдом я увидел парящий в воздухе храм. Он, как легкая, сделанная из папье-маше игрушка, колыхался и подрагивал в солнечном мареве, а туманы подплавляли его и покачивали на волнах своих. Храм этот плыл навстречу мне, легкий, белый, сказочно прекрасный. Я отложил удочку, завороженный". Где в этом астафьевском видении явь, где мираж не суть важно. К тому времени на Спас-Камне сохранилась лишь одна Успенская колокольня, продырявленная всеми ветрами и снегами, а сам Преображенский собор, первое на Русском Севере каменное сооружение, возведенное в конце XV века, был в 1937 году взорван, да так и остался лежать огромным кирпичным холмом из неразъемных сводов на земле.
Об этом рукотворном чуде писал и мой отец Валерий Дементьев, здешний уроженец, так и назвавший одну из своих книг "Спас-Камень" (1968). Как литературный критик, он растолковал и для себя и для читателей астафьевское видение, да и только ли его одного, ибо в наших краях Каменный остров со следами древнейшей обители стал символом загадочного града, видимого за десятки километров.
Побродили мы тогда по развалинам, посидели на огромных валунах, оставшихся еще с ледниковых времен, и тронулись восвояси. Никто в те времена даже помечтать не мог, что всю эту сирость запустения можно вновь обустроить для человеческого существования, возродить к жизни.
Но в 1990 году на острове появился спустя семь с лишним веков со времен возведения храма, оказался на клочке суши размером сто пятьдесят шагов на семьдесят в хлипкой туристической палатке успешный генеральный директор одного из вологодских заводов, руководитель доходного кооператива, мастер спорта по прыжкам с парашютом Александр Николаевич Плигин, поставивший перед собой вполне конкретную цель восстановить то, что было в прежние десятилетия варварски порушено и сообща, всем миром разграблено. Здесь каждый местный камень хранил многовековую историю. Дело оставалось за малым собрать их воедино.
Конечно, в душе Плигина вначале присутствовал и некий романтический порыв. Первый раз Спас-Камень он увидел в свои 13 лет, когда из Вологды решил добраться на велосипеде до Кириллова. Проезжая по дороге, ведущей по берегу Кубенского озера, не мог оторвать глаз от темного силуэта монастыря на горизонте, манящего к себе чудесной тайной. Той же зимой вологодский школьник по льду пробрался-таки к острову. Он был занесен глубоким снегом, но Саша с интересом облазил все его закоулки.
Прошли годы. Александр Плигин женился на молодой учительнице французского языка из древнего Белозерска. Медовый месяц провели на Спас-Камне в палатке, как счастливые робинзоны. Остров стал для них семейной мечтой на полтора десятилетия, вплоть до 1988 года, когда Плигины с повзрослевшими уже детьми приехали сюда проводить свой летний отпуск.
К тому времени многое, что казалось невозможным, начало в жизни активно сбываться. В том числе стали возрождаться порушенные в прошлом церковные святыни. Здесь-то знания и талант Александра Плигина и смогли пригодиться. Крупный инженер, золотых рук мастер, один из первых вологодских предпринимателей, он, подружившись с московским архитектором Александром Асафовым, который был родом из соседнего села Устье, загорелся представившейся возможностью восстановить Спасо-Каменный монастырь.
Жизнь на острове всегда требовала немалого мужества в экстремальных природных условиях. То огромные льдины напирали весной, стремясь стереть с глади озера преграду для ледохода, то осенние бури не позволяли выбраться на Большую землю, то зимние туманы ложились на окрестности. Не существовало тогда у островитян связи с остальным миром, не было электричества, да и жить было негде -реставрационные работы начали с восстановления бывшей монастырской гостиницы. Требовались элементарная техника, дефицитные в те годы строительные материалы, которые доставлялись по воде за десятки километров.
Чего этим городским энтузиастам не хватало в жизни? Другие в те годы с жадностью набивали себе мошну разрешенным властями богатством. Здесь же на острове Плигин тратил все, что зарабатывал в собственной фирме-кооперативе и в нескольких городских магазинах, ему тогда принадлежавших. Только ли тратил на осуществление своей мечты?
Жизненный подвиг (а какими иными словами такое подвижничество можно назвать?) Плигина пришелся на удачное в чем-то время слома одного общественно-хозяйственного механизма и замену его другим социально-экономическим укладом. К этому сроку Александр Николаевич, мне кажется, шел всю сознательную жизнь, ибо сам хотел испытать свои, данные ему от природы силы. Где здесь духовное, а где материальное, Плигин особо и не думал, ибо был увлечен открывшимися возможностями наконец-то проявить себя не столько как директор Вологодского вентиляторного завода или частник-кооператор, сколько как человек при большом деле. Так, кстати, поступали первооткрыватели сибирских и дальневосточных просторов, родом с кубенской округи. Как и Плигин, они в генетической памяти носили образ таинственного Беловодья, обетованных для северного жителя земель.
Александр Плигин не был ни затворником на острове, ни самоуправным его владетелем. Наоборот, он радовался любой помощи, каждой трудолюбивой паре рук. И с конца 90-х таких добровольных и бескорыстных помощников, особенно молодых, становилось все больше, правда, только в летние месяцы.
После кончины в 1993 году Александра Асафова Плигин остался на острове один, поставил у разрушенного алтаря Спасо-Преображенского собора обетный крест. Все: отступать и уходить было некуда. Виделось ли в этом его упрямство? Не знаю. Жалел ли он то, что уже сделано? Может быть. Только известно, что выросшие дети стали ему помогать, стала его соратницей жена. Плигины восстановили гостиницу, в которой большой зал отвели музею Спасо-Каменного монастыря, разобрали многометровые завалы вокруг трапезной и братского корпуса, приступили к реставрации Успенской церкви-колокольни, построенной на средства великого князя Василия Иоанновича и его сына Ивана Грозного. В монастыре затеплилась церковная жизнь, когда была срублена и поставлена "в един день" часовня во имя Всех Вологодских Святых, прошла первая с 1925 года Божественная литургия, был освящен и воздвигнут на колокольне новый крест.
Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, который помогает восстановлению всем чем может, сделав монастырь подворьем действующей Спасо-Прилудкой обители, рассказывал мне, что с годами к Александру Николаевичу пришло глубокое религиозное чувство. Красота окружающей природы, святость, которой так и дышит это место, причем "дышит" в прямом смысле, так как через руины Спасо-Преображенского собора от мощей святых праведников выходит на поверхность даже в крещенские морозы теплый воздух, изучение богатейшей местной истории, -все это и многое другое оказали на Александра Николаевича
Плигина сильное духовное впечатление.
"Тайна, что у него в душе" , -сказала мне о своем муже Надежда Александровна Плигина незадолго перед его кончиной. Эту прекрасную тайну, которая не доверялась и самым близким людям, островной строитель унес с собой.
Хоронили его в морозный день 2004 года. Отпевание прошло в кафедральном соборе Вологды по соседству с ракой святого благоверного князя-инока XV века Иоасафа Спасокубенского, мощи которого первоначально находились в Спасо-Каменном монастыре. Преподобный Иоасаф, в миру Андрей Дмитриевич Заозерский, один из самых сокровенных и почитаемых молитвенников Кубеноозерья, прославился отказом от мирского богатства ради духовного служения людям. Еще один, уже посмертный, для Александра Николаевича Плигина символ в его судьбе.
Вертолет МЧС перенес фоб с телом на остров, к возрождаемому на глазах прекрасному белому граду, который рано или поздно встанет во всей красе из волн Кубенского озера. Задел восстановления Плигиным создан такой, что уже не остановишь строительные работы, к руководству которым подключился попечительский совет во главе с губернатором области: Здесь, у часовни, Александра Николаевича и похоронили.
Раздумывая о судьбе этого человека, о его жизни, причем ловя себя на воспоминаниях о нем постоянно, как-то во сне всплыло его мужественное лицо в любимой им широкополой шляпе. "Один Плигин" , промелькнуло вполне осознанно необычное словосочетание, от которого я тут же проснулся. Видно, по сходству со знакомой со школьных лет единицей энергии, работы и количества теплоты "один Джоуль" , названной так в честь английского физика.
И действительно, Плигин един во многих лицах моих земляков. Он в постоянных заботах руководителя колхоза из кубеноозерского села Новленское Олега Владимировича Разживина, держащего все последние годы на плаву коллективное мясомолочное хозяйство. Он в характере моего родственника Рудольфа Николаевича Кирьянова, бывшего главы могущественного треста "Вологдахимлес" , не урвавшего от своего "могущества" ни копейки, не построившего ни палат каменных, ни даже деревянных. Он в творческой одержимости Василия Ивановича Белова, только что выпустившего за свой счет книгу пьес ("мой первый самиздат" , шутит).
Один Плигин живет в каждом из нас.
***
Тем, кто посильно может и хочет помочь благому делу восстановления Спасо-Каменного монастыря жемчужины русского зодчества, сообщаем банковские реквизиты счета: Некоммерческое партнерство "Спас-Камень" , ИНН 35250, N 40703810312000100008 в Вологодском отд. СЕ РФ N8638, г. Вологда, БИК 041909644 N 30101810900000000644, КПП 352501001.
24.02.2005
Источник: Литературная газета