Борис Колымагин. Крымская экумена: религиозная жизнь послевоенного Крыма. СПб. : Алетейя, 2004. 246 с. (Серия "Крымский текст").
Крым испокон веку был очень неоднородным по конфессиональному составу: язычников там сменили православные, потом к ним добавились магометане, потом снова православные, латиняне, армяне, евреи, караимы, а позже еще и разного толка протестанты. Причем каких-то серьезных столкновений на религиозной почве Крым никогда не знал. Но спокойную, толерантную жизнь этого ковчега нарушила революция. Все без исключения религии Крыма испытали тогда на себе воинствующую богоборческую политику новой власти. А после освобождения Крыма от немецкой оккупации в 1944 году некоторые народы татары, греки, поляки, а значит, и целые конфессии были вообще удалены с полуострова. Впрочем, не жалели и православных. Если русскую часть населения Крыма никуда не переселяли, то меры "в области церковно-государственной политики" по отношению к православным применялись исключительно жестокие. Оккупационной германской администрацией русским верующим в Крыму было возвращено довольно много храмов. На момент освобождения Крыма там действовали 82 православные церкви, в 1944 году уже только семьдесят.
И, вероятно, власть рано или поздно показала бы всему миру "последнего крымского попа" , если бы на Таврическую кафедру не был назначен выдающийся подвижник веры XX века, прославленный недавно в лике святых архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Собственно, книга Бориса Колымагина это преимущественно жизнеописание владыки Луки в период его архипастырской деятельности в Крыму.
Лука (Войно-Ясенецкий) в миру сделал карьеру на зависть многим. Он был хирургом с мировым именем и за свою деятельность в области медицины удостоился Сталинской премии. Это его лауреатство было очень неудобным обстоятельством для советских чиновников. Как-то, уже будучи крымским архипастырем, владыка Лука заказал в типографии визитные карточки с замечательным текстом: "Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука лауреат Сталинской премии 1-й степени". В крымских властных структурах от такой провокации вышел натуральный переполох. В результате карточки архиерею отпечатать все-таки не позволили.
Владыке Луке удалось отстоять многие храмы, насколько возможно ограничить вмешательство властей в епархиальную и приходскую жизнь. Но, главное, епископ не только не растерял паству в лихую годину государственного атеизма -при нем приходы даже увеличились численно.
Значительный раздел книги занимают проповеди архиепископа Луки 1940-1950-х годов. В одной из последних владыка говорил: "Тяжел и тернист был мой путь тридцатилетний. Но вместе с тем он был и удивительно благим путем: благодать Божия сопровождала меня на этом пути, а свет Христов озарял его. И радость у меня, великая радость в том, что я прошел этот путь. Это было великое Божие благодеяние ко мне".
Ю. Р.
24.02.2005
Источник: Литературная газета