На сегодняшний день передача религиозным организациям находящегося в государственной собственности имущества религиозного назначения, включая объекты культурного наследия, регулируется:
Федеральным законом Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее – Закон о свободе совести);
Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 281-рп "О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества" (далее – распоряжение Президента Российской Федерации
№ 281-рп);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490 "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения" (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 490);
распоряжением Минимущества России от 9 ноября 2001 г. № 3236-р "О делегировании полномочий Мимнимущества России по передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения" (далее – распоряжение Минимущества России № 3236-р).
Закон о свободе совести гарантирует религиозным организациям право на безвозмездное получение в собственность или в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", предусматривающий возмездные процедуры отчуждения имущества из государственной и муниципальной собственности, выводит данные отношения из сферы своего действия.
В обеспечение действия Закона о свободе совести действует установленный Правительством Российской Федерации порядок передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 490, изданный взамен ранее действовавшего порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 248 "О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения". Данный нормативный правовой акт является модельным для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые вправе определить порядок передачи государственного и муниципального имущества религиозным организациям.
Данный порядок значительно подробнее, чем его предшественник, регулирует процесс безвозмездной передачи имущества религиозным организациям: недвижимого и относящегося к нему движимого имущества религиозного назначения, закрепленного в установленном порядке за организациями науки; имущества религиозного назначения, входящего в состав особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, государственной части Музейного фонда Российской Федерации или государственной части Архивного фонда Российской Федерации; недвижимое имущество религиозного назначения, отнесенного к памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения или местного значения в том числе в вопросе об определении случаев передачи имущества в пользование, а не в собственность.
Контуры организации процесса передачи указанного имущества в собственность религиозным организациям также очерчены распоряжением Президента Российской Федерации № 281-рп, которым предусмотрено, что при передаче имущества религиозного назначения необходимо учитывать по возможности интересы культуры и науки, имея в виду обеспечение сохранности памятников культуры, доступа к ним туристов, экскурсантов, всех граждан.
Статья 63 Федерального закона № 73-ФЗ вводит мораторий на приватизацию объектов культурного наследия федерального значения, что однако не означает запрета на их передачу в собственность религиозных организаций.
Вместе с тем, указанный мораторий запрещает также регистрацию прав на объекты культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Поэтому, исходя из требований Федерального закона от 23 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", передача любого объекта культурного наследия в собственность или пользование противоречит законодательству. Минэкономразвития России принимает все возможные меры по отмене указанного моратория.
Практика передачи нашла отражение в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 5 октября 2004 г. № ГКПИ04-1253.
Суд сделал заключение, что из приведенных выше нормативных актов не следует, что имущество религиозного назначения подлежит безусловной передаче религиозным организациям на основании поданных ими обращений.
Суд отметил, что содержащееся в распоряжении Президента Российской Федерации понятие поэтапной передачи имущества религиозного назначения фактически свидетельствует о том, что в передаче такого имущества на определенном этапе может быть отказано, поскольку его передача на данном этапе не предусмотрена.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать сроки, порядок и условия передачи имущества религиозного назначения, что отражено в Положении о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 490. Обеспечению обоснованности принимаемых Правительством Российской Федерации решений служит предусмотренная данным порядком необходимость представления вместе с обращением о передаче имущества религиозного назначения целого ряда других соответствующих документов, свидетельствующих о возможности передачи указанного в обращении имущества.
Из этого следует вывод Суда о том, что непредставление необходимых для передачи названного имущества документов, несоблюдение сроков и условий его принятия со стороны религиозной организации может являться основанием к отказу или частичному удовлетворению обращения, что не противоречит требованиям названного выше Закона и распоряжению Президента Российской Федерации № 281-рп.
Кроме того, необходимо принимать во внимание также и то обстоятельство, что в обращении может быть указано такое имущество, которое не может быть передано в собственность или в пользование религиозной организации в указанный срок в связи с тем, что передача его на данном этапе не предусмотрена, указанное имущество закреплено в установленном порядке за федеральным государственным предприятием и отсутствует согласие Росимущества на его передачу (пункт 10 Положения).
С учетом предложенных изменений правовая база позволяет реализовать гарантии Федерального закона № 73-ФЗ по безвозмездной передаче религиозным организация имущества для использования его в функциональных целях.
Что касается сложившейся практики передачи указанного имущества, то имеют место отдельные нарушения установленного порядка передачи, что не зависит от уровня нормативного правового акта, определяющего данный порядок. В частности, имеет место предоставление среди прочих документов, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 490, уже подписанного охранного договора, что нарушает последовательность действий при распоряжении имуществом религиозного назначения.
Требуется предоставление именно проекта охранного договора, в противном случае получается, что органы Федерального агентства по культуре и кинематографии (Роскультуры) на местах уже передали имущество, превысив свои полномочия, и теперь религиозная организация обращается с просьбой заключить договор о безвозмездном пользовании имуществом, которым уже пользуется в соответствии с охранным договором.
Такая ситуация сложилась в отношении зданий, находящихся в Шатурском районе Московской области. Из территориального управления Минимущества России по Московской области от 23 июля 2004 г. направили пакет документов о передачи в безвозмездное пользование объектов культурного наследия регионального назначения, расположенных на территории Шатурского района Московской области, в указанных документах содержались уже подписанные представителями государственного органа охраны памятников религиозной организации охранные договоры.
Всего в территориальные управления Росимущества поступило 415 обращений от религиозных организаций о передаче объектов культурного наследия религиозного назначения, по 133 обращениям заключены договоры безвозмездного пользования и оформлены акты приема-передачи, по 5 были даны мотивированные отказы, по 30 обращениям даны промежуточные ответы из территориальных управлений, без рассмотрения осталось 100 обращений.