Вслед за православными и мусульманами российские иудеи разработали собственную социальную концепцию, в которой изложен взгляд еврейской общины на наиболее важные аспекты современной жизни.
Документ был разработан Конгрессом еврейских религиозных организаций и объединений России. В его преамбуле говорится: "Мы надеемся, что еврейские организации, иешивы, школы, прихожане синагог, а также еврей формально ни к каким организациям не принадлежащие будут руководствоваться настоящими "основами" в повседневной жизни… В настоящих "Основах социальной концепции иудаизма в России" заложены положения об отношениях с традиционными религиями России, а также различными международными организациями". Авторы Концепции надеются, что "Основы" дадут возможность еврейским общинам "определять свое отношение к новым вопросам, которые еще поставит жизнь". Однако, пресс-секретарь ФЕОР Б.Горин на просьбу прокомментировать создание Концепции ответил следующее: "ФЕОР рассматривала вопрос о создании подобного документа, но отказалась от этой затеи потому, что на наш взгляд подобная концепция уже давно существует. Это такие вещи, как труды Рамбама и Шулхан арух. Конкурировать с ними нам явно не под силу, а заниматься плагиатом не с руки".
Здесь же дани перечь направлений иудаизма действующих в России. По мнению авторов концепции их всего два – ортодоксальный и современный иудаизм. Консервативный иудаизм, обычно выделяемый в качестве самостоятельного направления, включается ими в состав современного.
Во введении дан краткий очерки истории еврейского народа, начиная от заключения Завета на Синае (с оговоркой, что "евреи, скептически относящиеся к этому явлению Бога, могут рассматривать его в рамках теории "общественного договора", как бы заключенного их праотцами между собой по принципу "vox popoli vox dei", "глас народа — глас Божий", договора о признании Торы конституцией еврейского народа, имеющей обязательную силу"). Отмечается, что текст Торы кодифицировался вплоть до Эзры, когда он был окончательно отредактирован (согласно же ортодоксальной традиции текст в принципе не подвергался никакой редактуре). Центральной идеей Синайского союза было согласие евреев стать нацией, чтобы исполнить свое особое историческое предназначение: стать "царством священников и святым народом", что означало не столько привилегии, сколько образцовость нравственного поведения, выражающего святость жизни, как отдельного человека, так и всей общины и строжайшие взыскания со стороны Всевышнего при нарушении этих моральных принципов.
Отдельные разделы посвящены также таким понятиям, как шаббат, праздники, святость, ритуалы и символика, синагога и литургия, еврейское каноническое право и его развитие. Они занимают столько места, что документ можно назвать скорее не "Основами социальной концепции", а символом веры. К сожалению, полученный текст не был свободен и от некоторых огрехов. В рассказе о праздниках создатели концепции хотели, но не пометили рассказ о том, как в Израиле был изменении религиозный характер некоторых праздников. От этого осталась лишь фраза: "Шавуот — еще один религиозно-национальный праздник, традиционное значение которого также попытался изменить израильский секуляризм", не имеющая продолжения.
Отношение к иным конфессиям
В "Предисловии" к документу четко фиксируется уважение к иным конфессиям и признание их "целостности и достоинства". Специально отмечается, что первые 11 глав Торы абсолютно универсальны, приложимы ко всей человеческой истории. Что же касается истории Авраама, то, по мнению авторов документа, он стал отцом не одной веры, но многих: иудаизм, христианство, ислам.
Там же в приводятся основные условия, при соблюдении которых возможна взаимная "свободная лояльность" конфессий и государства: невмешательство во внутренние дела друг друга, своду вероисповеданий, признание равенства религий перед законом, запрет любой дискриминации (начиная от оскорблений) и розни по религиозному признаку (подобное вряд ли понравится тем государственным чиновникам, кто делит конфессии на традиционные и не очень), право собственности на объекты религиозного назначения, признание религиозными организациями легитимности власти. Еще одно условие - участие представителей религиозных организаций в обсуждении готовящихся государственных решений, затрагивающих интересы верующих – из-за расплывчатой может быть истолковано слишком широко и стать основанием для требований присутствия представителей религиозных организаций практически на всех совещаниях по важным вопросам. В конце предисловия приводится список направлений иудаизма представленных в России – ортодоксального (в состав которого входит и движение хасидизма) и современный (прогрессивный).
Отношение к современному обществу
Отношение это, мягко говоря, весьма отрицательное, что, впрочем, неудивительно – современное общество мало соответствует идеалу верующего человека. Эмансипация последних двух столетий рассматривается в основном с отрицательной стороны, поскольку она привела к исчезновению прежнего "дисциплинированного социального поведения", а также к тому, что общееврейские идеалы и ценности, находящие свое выражение, в частности, в религиозном языке и повсеместно служившие объединению евреев, очень скоро могут быть обречены на исчезновение. При этом критике подвергаются, как евреи диаспоры, которые "концентрируют свое внимание в основном на религиозных обрядах и обычаях", так и израильтяне (которых затем начинают именовать "израильские секуляристы"), рассматривающие создание еврейского государства, как конечную цель еврейского существования. И те, и другие, забывающие о соблюдении прочих условий Синайского Завета, "являются евреями лишь частично" (Введение). Достается, впрочем и "ортодоксальному истэблишменту", неготовому должным образом реагировать на кардинальные перемены, произошедшие в еврейском мире в результате наступления новой эры. Современное общество помянуто недобрым словом и в гл. 20 "Иудаизм и нравственность", где на него возлагается ответственность за разрушение традиционных связей в семье, сиротство при живых родителях.
В Предисловии же находится текст, который при желании, можно легко принять за манифест антиглобализма, хотя, по всей вероятности, это лишь протест против опасности ассимиляции, которая может привести к тому,: "Слава творения заключается в том, что единый Бог в небесах создает разнообразие и множественность здесь, на Земле. … И сама наша человечность заключается в нашем различии, в том, что каждый из нас уникален и потому незаменим, у каждого из нас есть что-то такое, чего не хватает другому, и каждому из нас недостает чего-то, что есть у кого-то другого. Именно это заставляет нас объединяться в семьи, общины и общества. И величие Божьего мира заключается в его разнообразии, и Господь требует от нас уважать различия, заботиться об их существовании, беречь их растить и расти благодаря ним. Каждая попытка привести мир к единой вере, единой истине, единой культуре или цивилизации является оскорблением, отрицанием разнообразия – именно того, что творил и возлюбил Господь".
Многогранный Бог
В разделе Предисловия "Религия и вера" рассматривается понятие Бога. Согласно приведенному там толкованию, еврейское отношение к этому понятию заключается в слиянии трех различных точек зрения на него — космической, национально-культурной и личной "в единую концепцию высшего смысла": "Бог один" (адонай эхад). Согласно первому подходу понятие Бога выражается в универсальных, философских и метафизических терминах. "Как еврей — так и нееврей, может рассматривать Бога как "первопричину" в природе (терминология Аристотеля) — первичную силу, создателя, двигателя и автора космических законов, на основе которых построена упорядоченная Вселенная (Берейшит 1, 8:22: Теилим 104). Космическое Божество — отец всех людей. Он делает всех братьями и сестрами (Йешайя 19:25; Амос 9:7)". Этот всеобщий отец ожидает от всех людей и всех наций исполнения Его нравственных законов.
Второй подход основан на положениях ТАНАХа: "А Вечный Израиля не солжет и не раскается" (I Шмуэль 15:29), на эсхатологическом видении миролюбивого и гармоничного человечества (Йешайя 2:2-4) и в ежедневной службе, в которой содержится призыв к искоренению творящих зло во всем мире (молитва Алейну). При этом отмечается различие между Богом Торы – всемогущим Спасителем, защитником и избавителем, требующим себе принесения в жертву животных и проведения храмовых служб, а также индивидуального и общественного этичного поведения, и Богом пророков, для которого на первое место выступают нравственные взаимоотношения между людьми и между обществом и его членами.
При рассмотрении личностного подхода к Богу авторы Концепции обрушиваются на хасидизм, введший в иудаизм модифицированный вариант пантеизма (скорее "панантеизма", то есть идеи вездесущности Бога), который подвергся критике со стороны "более сдержанных и рационально мыслящих оппонентов хасидизма — митнагдим".
Семья, брак и здоровье.
Глава 4 Концепции посвящена положению женщин в иудаизме. Она вполне может вызвать возмущение феминистких организаций, поскольку декларирует, что основная роль женщины заключается в том, чтобы вести дом, воспитывать детей. С другой стороны она освобождается от части повелительных заповедей, которые должны выполняться в определенное время суток в общественном месте. Это же подтверждено в гл. 20 "Иудаизм и нравственность", где четко заявляется, что приветствуя равноправие женщин, Синагога в то же время "противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери".
Брак рассматривается как явление, обеспечивающее эмоциональную и духовную полноценность человека через поддержку и товарищество супруга, как идеал. Сексуальные отношения в браке видятся авторам Концепции "наиболее сокровенным и радостным способом углубить общение между людьми" (Глава 8). Также это вопрос затронут в главе 20 "Иудаизм и нравственность", где говорится, что будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви. Подчеркивается, что особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. При этом Синагога всячески старается сохранить брак, считая каждую семью своим маленьким подобием, а также исключая таким образом возможность появления все новых и новых сирот при живых родителях.
Шагом вперед стоит считать официальное признание законными браков, заключенных между евреями и неевреями. Впрочем, основание для развода остается только одно – прелюбодеяние одного из супругов.
В Концепции выражено отрицательное отношение иудаизма к порнографии, которая охарактеризована, как "эксплуатация полового влечения в коммерческих, политических или идеологических целях", которая "способствует подавлению духовно-нравственного начала, низводя тем самым человека до уровня животного, руководствующегося лишь инстинктом". С беспокойством отмечено, что пропаганда порока наносит особенный вред неутвержденным душам детей и юношества.
Впрочем, похоже, что программы полового просвещения и планирования семьи также отнесены к пропаганде порока. По крайней мере никак иначе фразу: "В книгах, фильмах, в средствах массовой информации, а также в некоторых образовательных программах подросткам зачастую внушают такие представления об половых отношениях, которые просто унизительны для человеческого достоинства, поскольку в них нет места целомудрию и верности" - истолковать нельзя.
Вопрос о контрацепции обходится полным молчанием. Зато резко отрицательно Концепция относится к абортам, считая их "угрозой будущему человечества и явным признаком моральной деградации", и будучи солидарна в этом с представителями других авраамических религий. Подчеркивается, что "верность библейскому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием “свободы выбора” женщины в распоряжении судьбой плода". К сожалению, в результате полностью обходится молчанием такая щекотливая тема как аборты по медицинским показателям, жертвы изнасилований и т.д.
Не обойдены молчанием такие "модные" сегодня темы, как клонирование и эвтаназия. Занятую позицию по вопросам клонирования можно квалифицировать, как "золотую середину" - допускается клонирование изолированных тканей и клеток организма в медицинских целях, но категорически отрицается полезность клонирования людей. Указывается, что неизвестно, к каким последствиям могут привести самые близкие взаимоотношения человека и клона. Что же касается эвтаназии, то отношение к ней авторов Концепции резко отрицательное. Они считают это явление формой убийства или самоубийства, а вину за случившееся часто, по их мнению, разделяют окружающие больного люди, оказавшиеся неспособными к состраданию и милосердию.
От здоровья нравственного концепция переходит к здоровью телесному (глава 21). Отмечается, что Синагога с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Она также считает, что медицинская помощь должна быть максимально эффективной и доступной всем членам общества, независимо от социального и материального положения, в том числе и при распределении ограниченных медицинских ресурсов. Врач не должен связывать степень своей ответственности за оказание медицинской помощи исключительно с материальным вознаграждением. В то же время должна быть обеспечена достойная оплата труда медицинских работников. Синагога призвана, в сотрудничестве с государственными структурами и общественными организациями участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни.
Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на уважении целостности, свободного выбора и достоинства личности. Подчеркивается, что недопустима манипуляция человеком даже ради самых благих целей, как в области физического здоровья, так и в области здоровья психического. В этой связи авторы Концепции предупреждают об опасности того, что под прикрытием "альтернативной медицины" могут быть легализованы оккультно-магические практики, подвергающие волю и сознание людей воздействию демонических сил. Вместо этого предлагается (в области лечения душевнобольных) сочетание раввинской и врачебной помощи принадлежащем разграничении сфер ответственности. Также специально декларируется, что каждый человек должен иметь право на реальную возможность не принимать тех методов воздействия на свой организм, которые противоречат его религиозным убеждениям. При нынешнем состоянии дел это замечание, если оно будет воплощено в жизнь, может вызвать вал исков к больницам и привести к смерти сотен, если не тысяч людей (как это бывает со свидетелями Иеговы, которые запрещают переливать им кровь).
Отмечается, что в настоящий момент население России находится в состоянии демографического кризиса. Резко сократились рождаемость и продолжительность жизни, постоянно уменьшается численность населения. Опасность представляют эпидемии, рост сердечно-сосудистых, психических и других заболеваний, наркомании, алкоголизма. Возросла детская заболеваемость, включая слабоумие. Главными причинами, приведшими к депопуляции и критическому состоянию здоровья общества в 20 в., по мнению авторов документа стали войны, революция и массовые репрессии, и конечно, Холокост. В качестве ответных мер декларируется поддержка усилий государства по борьбе с депопуляцией, в частности - поддержка научно-медицинских и социальных программ по защите материнства и детства.
Резкому осуждению подвергаются алкоголизм и наркомания, квалифицируемые как проявления духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. В качестве причинны их массового распространения указывается духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров, а как основное средство борьбы – профилактика и реабилитация жертв пьянства и наркомании.
Вопросы теологии
Сущности иудаизма посвящены первые три главы. В качестве "символа веры" там приводится 13-членное определение Маймонида: "1. Бог существует. 2. Бог один. 3. Бог не существует в телесной оболочке. 4. Бог вечен. 5. Иудеи должны поклоняться только Ему одному. 6. Общение с Богом происходит через пророков. 7. Моисей – величайший из пророков. 8. Тора имеет Божественное происхождение. 9. Тора никогда не утратит своего значения. 10. Бог знает обо всех поступках людей. 11. Бог наказывает зло и вознаграждает добро. 12. Бог пошлет своего Мессию. 13. Бог воскресит мертвых". При этом подчеркивается, что хотя иудаизм – мировая религия, это не означает, что все люди должны стать иудеями и, таким образом, исключается активное миссионерство. Приводится также список книг священного писания и утверждение о последовательности и непрерывности традиции.
Специальная глава посвящена пищевым законам и запретам иудаизма. Постулируется, что единственным критерием пригодности пищи считаются не соображения гигиены, а то, как Тора к этой пище относится, поскольку "через соблюдение кашрута люди напоминают себе, что едят для того, чтобы жить, а не живут для того, чтобы есть". Впрочем, нынешняя ситуация в России приводит авторов к тому, чтобы не подходить к вопросу о кашруте по принципу "все или ничего", а признать необходимость во-первых просвещения еврейских масс, а во-вторых – сотрудничество с местными производителям для получения ими сертификата кошерности (ведь стал же концерн "Балтика" выпускать кошерное пиво).
В главе 6, посвященной вопросам жизни и смерти, отмечается что несмотря на то, что в основе концепции иудаизма лежит вера в воскресение мертвых. Многие признают, что оно не всегда может сопровождаться физическим воскресением. Вопросу об обрезании также посвящена отдельная глава. Этот обряд признается знаком союза, который Всевышний заключил с Авраамом и со всем его потомством. Не совершается обрезание только того младенца, которому это противопоказано по медицинским соображениям.
В главе 12 рассматривается соотношение иудейской этики и светского права. Подчеркивается, что исторически религиозное и светское право происходят из одного источника, и долгое время являлись лишь двумя аспектами единого правового поля, а доминирующий в современной правосознании представление о неотъемлемых правах личности основано на библейском учении о человеке как образе и подобии Божием, как онтологически свободном существе. Отмечается, что во всем, что касается исключительно земного порядка вещей, член еврейской общины обязан повиноваться законам страны проживания, независимо от того, насколько они совершенны. Исключение составляет лишь случай, когда исполнение требования закона предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха перед Богом и ближним. В этом случае иудей должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений или заповедей Божиих
Если завтра война
Самый большой раздел концепции посвящен отношениям иудаизма, общества и государства (гл.9-14). С одной стороны подчеркивается, что иудей должен любить свое отчество, но также напоминается, что он не должен и забывать своих братьев по крови, живущих по всему миру. Лучше бы эта установка была сформулирована как-то помягче, поскольку при ее прочтении тут же всплывают набившие оскомину обвинения в двойной лояльности евреев.
Что же касается Израиля, то в тексте Концепции прямо отмечена связь между Холокостом, созданием Государства Израиль и иудаизмом. Ведь если после Холокоста вера людей в то, что Бог не отвернулся от них была подорвана, то с созданием Израиля она вновь возродилась.
Российские иудеи также просят "упрочить защитников Святой Земли, возложить на них корону спасения и увенчать их венцом победы". При этом отмечается, что "только на Земле Обетованной можно выполнить все заповеди, которые дал нам Господь".
В отношениях с государством признается необходимой и обязательной лояльность государственной власти и молитв за нее ради улучшения мира. Отмечается, что в России религиозные евреи всегда поддерживали существующую власть. Подчеркивается, что сейчас Российская Федерация переживает времена возрождения традиций, культур и религий, переживает историческую интеграцию народов России в единый российский народ. Иудаизм благословляет и целиком поддерживает это великое время нашей страны.
В конце документа приводятся тексты молитв, которые должны читаться во всех синагогах России. Таких, к примеру, как молитва за правительство РФ: "Тот, кто благословил Авраама, Исаака и Иакова, прокладывающий в море дорогу и путь – в водах мощных, Он благословит и возвеличит, и вознесет в вышину правителей наших – президента, главу правительства, и мэра города, также всех жителей Российской Федерации. Царь царей над царями! Пошли же свет твой всем главам государства и советникам его. Установи мир между всеми нациями и народами, населяющими Россию, и скажем: Амен! Царь царей над царями! Пошли благословение и изобилие всей стране, чтобы развивалась она и процветала, и скажем: Амен! Царь царей над царями! Оборони Российскую Федерацию от всех ее ненавистников изнутри и снаружи, и скажем: Амен!".
Указывается, что современном мире государство обычно является светским и не связывает себя какими–либо религиозными обязательствами. Его сотрудничество с иудаизмом ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Здесь же перечислены области сотрудничества Синагоги и государства в данный исторический период: миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами, диалог с органами государственной власти любых ветвей по вопросам, значимым для Синагоги и общества, в том числе подготовки законов, подзаконных актов, решений, распоряжений, забота о сохранении нравственности в обществе и связанное с этим воспитание (в том числе солдат и сотрудников правоохранительных органов, а также лиц, содержащихся в местах лишения свободы, что предполагает институт создания военных и тюремных раввинов), поддержка материнства и детства, благотворительность и социальные программы, наука, культура и здравоохранение, деятельность по сохранению окружающей среды, экономическая деятельность на пользу Синагоги, государства и общества, работа еврейских СМИ. В сфере благотворительности и социального обслуживания, борясь с нищетой, наркоманией и алкоголизмом, еврейские религиозные структуры могут действовать либо через специально созданные благотворительные организации, либо получивших соответствующую лицензию организаций социального обслуживания. Органы также вправе, в соответствии с законодательством Российской Федерации, финансировать благотворительные программы благотворительных организаций, созданных религиозными организациями, путем размещения государственных заказов на конкурсной основе для обеспечения выбора и поддержки деятельности наиболее эффективно работающих благотворительных организаций.
При этом к областям, отнесенным к сферам в которых синагога не может оказывать помощь государству относятся – политическая борьба в любых формах (в том числе введен четкий запрет на участие раввинов в выборных органах власти), ведение гражданской, либо агрессивной внешней войны (что вступает в противоречие с приведенным выше пунктом о попечении и воспитании солдат), а также непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны. Неучастие Синагоги в политической борьбе, в деятельности политических партий и в предвыборных процессах не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне. Такая позиция выражается исключительно высшим органом религиозной организации и уполномоченными им лицами. Однако, поскольку российский иудаизм самая, пожалуй, слабо иерархизированная религия, такое понятие, как "высший орган религиозной организации" может быть истолковано довольно-таки широко.
Впрочем, несмотря на отвращение к войне, как к месту массового смертоубийства, которому посвящена глава 18, признается, что в случае, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Подчеркивается, что иудаизм во все времена относился с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Поскольку в настоящий момент не всегда легко отличить войну, в основе которой лежит агрессия от оборонительной, то каждый случай требует отдельного рассмотрения. Специально обращается внимание на необходимость гуманного отношения к раненым, пленным и мирному населению, отмечая, что Победа – это когда твой враг становится твоим другом. Одновременно указывается, что Синагога стремится осуществлять миротворческое служение как в национальном, так и в международном масштабе и противостоит пропаганде войны и насилия.
Кроме того, еврейские религиозные организации должны бороться против распространения убеждений и действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни путем пресечения подобных настроений, содействия мирному сосуществованию религиозных объединений, поддержанию уважительных отношений между верующими различных конфессий, а также между верующими неверующими, и снижению социальной напряженности в обществе.
Что же касаемо международных отношений, то здесь концепция предлагает решать все споры мирным путем на основе диалога, при максимально возможном согласии сторон. Принятие решений без согласия стран, на которые эти решения оказывают прямое влияние, возможно только в случае агрессии или массового истребления граждан внутри страны. Объединения стран и народов "особенно имеющих историческую и культурную общность" (видимо, имеется в виду Союз России и Белоруссии) при том условии, что эти объединения не направлены против третьей стороны. Здесь еще раз выражено отрицательное отношение к культурным аспектам глобализации, поскольку, по мнению авторов Концепции, правительства должны отстаивать духовную самобытность стран. В работе международных организаций предлагается обеспечить равенство суверенных государств в доступе к механизмам принятия решений и в праве решающего голоса, в том числе при определении базовых международных стандартов.
Что касается Государства Израиль, то в тексте Концепции подчеркивается огромное значение и связь Израиля и иудаизма и приводится молитва, читаемая в российских синагогах за благополучие Израиля: "Отец наш небесный! Опора Израиля и избавитель его! Благослови землю нашу Святую, государство Израиль, и обереги его в великом милосердии Твоем! Упрочь защитников нашей Святой земли, и возложи на них корону спасения, и венцом победы увенчай их! Ниспошли свет Твой и истину Твою главам, советникам и устроителям ее. Усиль руки восходящих в Святую землю, дабы поселиться в ней, и пошли им и всему дому Израиля благословения и успех во всех делах рук их, и да исполнится в дни наши слово Божье “И пошлю я мир на землю и придет избавитель в Сион в радости”. И скажем: Амен!"
Третий сектор
Специальная глава посвящена взаимодействию с наукой, культурой и образованием. Указывается, что Синагога вправе сотрудничать с государственными и муниципальными учреждениями образования, а также вправе создавать свои учреждения религиозного образования в соответствии с законодательством РФ. При этом еврейские общины должны сотрудничать с органами власти в деле духовно-нравственного, патриотического и правового воспитания детей и молодежи. Предполагается также, что представители еврейской общины Росси примут участие в разработке содержания государственных образовательных стандартов, учебных программ, учебно–методических пособий по образовательным предметам гуманитарного характера с целью учета духовно-нравственных и культурных ценностей иудаизма. Признается, что наука является одним из средств познания Творца и инструментом улучшения мира. Но это возможно лишь при условии соблюдения ею нравственных принципов и отказа от монополии секулярного миропонимания при вынесении общественно значимых суждений.
В области культуры, определяемой как "исторически определенный уровень развития общественных творческих сил и способностей человека, выраженный в типах формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях" авторы Концепции настаивают на том, что нельзя ради нового пренебрегать наследием веков. Кроме того, иудаизм, по их мнению, позволяет по-новому увидеть человека, его внутренний мир, смысл его жизни. В результате еврейское творчество возвращается к своим изначальным религиозным корням. При этом иудаизм оставляет за собой право на нравственную оценку явлений культуры.
Что же касается образования, то основное требование, выраженное в документе, признающем право на создание школ для национально-религиозных меньшинств, – это недопустимость навязывания учащимся антирелигиозных и антииудейских идей.
Глава 16, посвящена взаимоотношениям со СМИ, ограничилась констатацией факта обладания российскими еврейскими организациями своих СМИ о необходимости сотрудничества со СМИ нееврейскими, поскольку они обладают огромным влиянием и несут большую ответственность за воспитание соотечественников. Это взаимодействие осуществляется через публикацию отдельных статей, в выступлениях на радио и телевидении, интервью; участие в публичных диалогах; предоставление материалов справочного характера. Основными целями этих контактов становятся просвещение, участие в межрелигиозном диалоге, и пробуждение интереса светского общества к различным сторонам синагогальной жизни и иудейской культуры
От сумы до тюрьмы
Вопрос о собственности рассматривается двояко. Признавая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования, авторы концепции предостерегают от чрезмерного увлечения материальными благами, пытаясь найти "золотую середину" между игнорированием материальных потребностей и психологией накопительства. Указывается, что материальные блага сами по себе не могут сделать человека счастливым, а любую собственность нужно воспринимать, как взятое у Бога в пользование или как дар Божий.
Признается существование всех форм собственности. При этом указывается, что ни одна из них не является идеальной, поскольку при оставляет возможность для хищений, стяжательства, несправедливого распределения плодов труда. Специально подчеркивается огромное значение интеллектуальной собственности и осуждается нарушение авторских прав на нее, как, впрочем, и любое другое незаконное отторжение и передал собственности, за исключением случаев предоставления справедливой компенсации по специальному закону.
В особый вид собственности выделяется собственность религиозных организаций. Авторы Концепции заявляя, что основной компонент ее формирования - это пожертвования верующих, выступают против какого-либо налогообложения, заявляя, что "любые посягательства на пожертвования верующих являются преступлением перед Богом и людьми". Подобная формулировка возвращает нас почти к средневековой ситуации.
В тезисах о причинах преступности мы видим ту же двоякость, что и вопросе о собственности. С одной стороны преступления порождены человеческой греховностью. Особенно опасной признается преступность, прикрываемая политическими и псевдорелигиозными мотивами (терроризм и тому подобное). Наказание преступника признается не местью, а средством его внутреннего очищения. А с другой – констатацию того факта, что преступности способствуют экономические и социальные обстоятельства, слабость государственной власти или совершение ею противозаконных действий, отсутствие законного порядка. Помимо правоохранительных органов в профилактике преступности, путем воспитания и просвещения, "направленных на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей", должна участвовать и Синагога. Призывается уделять особое внимание т.н. группам риска, способствуя преодолению социальных причин преступности, заботясь о справедливом устроении государства. Отмечается, что раввин должен проявлять особую чуткость в тех случаях, когда ему становится известно о готовящемся преступлении и обязан приложить все усилия для того, чтобы не допустить осуществления преступного замысла. Пенитенциарная система по мысли авторов документа должна достичь такого уровня, при котором жизнь и здоровье заключенных не подвергались бы опасности, а на их нравственное состояние не влиял бы пагубный пример других узников. Для достижения этих условий должны приложить свои усилия как государство, так и Синагога, долженствующая заниматься перевоспитанием преступников. По вопросу о смертной казни Концепция, напоминая необходимости проявления о милости к падшим, предлагает отменить смертную казнь, подчеркивая, что хотя такая мера наказания и прописана в ТАНАХе, но не имеет должного воспитательного воздействия, не дает возможности для исправления человека, делает непоправимой судебную ошибку и "вызывает неоднозначные чувства в народе" (здесь уважаемые составители Концепции ошибаются – по крайней мере применительно к российским условиям, когда большинство населения выступает не только за оставление смертной казни, но и за ее более широкое, чем сейчас, применение) (гл. 19).
© Фото http://www.keroor.org/
Ссылки по теме:
"Основы социальной концепции иудаизма в России"
* * *
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
Социальное учение Католической Церкви
"Основные положения социальной программы российских мусульман"