ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Несбывшаяся мечта купца Санина"

Для властей Самары он до конца жизни ставался "раскольником"

Ирина Будкина :: 02 марта 2005

В начале 90-х годов прошлого века жители Куйбышева стали требовать от властей возврата городу исторического имени – Самара. В прессе появилось множество публикаций об известных горожанах, бывших градоначальниках, попечителях и меценатах. Особенно много публикаций было о том, как самарские богачи строили храмы и занимались благотворительностью.

Так самарцы открыли для себя забытые прежде имена купцов Челышовых, Шихобаловых, Аржановых. Но были в Самаре и другие имена, до сих пор малоизвестные горожанам. И первыми среди них должны быть названы купцы и благотворители братья Санины.

Бакалея Саниных в Самаре – это примерно то же, что Елисеевский гастроном в Москве. Именно Санины приучили самарцев к цивилизованной торговле. До этого все городские магазины были, по сути, лавками. Покупатель и продавец могли азартно торговаться, цена на товар устанавливалась по договоренности. Магазины братьев Саниных располагались на главных улицах города. Именно у Саниных самарцы впервые увидели ценники на товары. Горожане знали: товар у Саниных свежайший, без изъяна, в их бакалее не обвешивают и не обсчитывают.

Санины были староверами Белокриницкого согласия. Свой предпринимательский талант и капитал они рассматривали как дар Божий и считали, что это налагает на них обязанность еще усерднее трудиться и помогать тем, кто не в состоянии обеспечить себе достойную жизнь.

Именно поэтому Санины занимались благотворительностью и общественной деятельностью. Особенно преуспел в этом старший из братьев Иван Львович (1831-1910). С конца 60-х гг. XIX века почти сорок лет его неизменно избирали гласным Самарской городской Думы, более тридцати лет – почетным мировым судьей и действительным членом Губернского присутствия по промысловому налогу Министерства финансов.

Занимаясь общественной деятельностью, Иван Львович не забывал и о своем деле. Один за другим открывались новые магазины, расширялся ассортимент товаров. Самарские барышни-сладкоежки могли купить в магазинах Ивана Санина не только "конфекты" и "шеколад", но и последние новинки парфюмерии. Он организовал доставку товаров во все уездные города Самарской губернии и крупные села. Теперь жителям маленьких городов и сел не нужно было ехать в Самару, чтобы купить "душистое мыло" или сыр "рокфор" – все это по заказу доставлялось на дом.

Ивану Львовичу хотелось не только расширить семейное предприятие, но и попробовать свои силы в новом деле. Он стал инициатором создания и председателем правления Общества взаимного кредитования – первого коммерческого кредитного учреждения в Самаре. Вскоре он стал совладельцем "Товарищества механического завода бывшего "Бенке и Компания", которое построило первый в Самаре пароход. Все его деловые начинания были успешны, а порядочность стала легендой. Недаром в первой половине 60-х гг. XIX века многочисленное купечество Самары избрало его главой купеческого самоуправления. И это в тридцать с небольшим лет!

Жену Санин привез из Казани. Мария Кондратьевна из старинного старообрядческого рода Подуруевых стала ему настоящей помощницей и другом. Они открыли бесплатную столовую для бедных, помогали богадельням, приютам и обществу Красного Креста. Иван Санин был почетным членом Самарского губернского попечительства детских приютов. А Мария Санина была попечительницей Мариинского приюта для детей воинов.

В 1901 году Иван Санин стал одним из учредителей Общества любителей пчеловодства, садоводства и огородничества. Санины имели несколько дачных участков на окраине города и сами занимались селекцией. Выведенный Иваном Львовичем сорт яблок до сих пор популярен в Самаре и называется "санинская ранетка". С не меньшим энтузиазмом Иван Санин участвовал в благоустройстве Струковского сада – первого и до сих пор любимого самарцами общественного парка.

Однако не будем забывать, что в те, уже далекие времена открыто заявлять о своей принадлежности к Православной Старообрядческой Церкви означало поставить под удар карьеру... Однако никто из Саниных никогда не скрывал своей принадлежности к староверию. Будучи гласным Самарской городской Думы, Иван Санин был включен в состав Комитета по организации приема императора и должен был участвовать во всех официальных мероприятиях. Сопровождались они молебнами, которые возглавлял архиепископ Синодальной Церкви. С августейшими особами молилась вся местная элита, не молился лишь Иван Львович. Наверное, это требовало немалого мужества и внутренней силы.

Он был награжден орденами Св. Станислава 2-й и 3-й степени и орденом Св. Анны 3-й степени. Это необычно для старообрядцев, официальное отношение к которым было более чем прохладным.

Санины мало походили на классических волжских купцов, знакомых нам по пьесам Островского. Ни кабацких увеселений, ни поездок к цыганам, ни желания пустить пыль в глаза. Дом Ивана и Марии Саниных был весьма скромным, особенно по сравнению с помпезными особняками богатых самарских купцов. Детей у них не было, а на себя они тратили мало. Каждое воскресенье супруги посещали старообрядческую молельню, на содержание и благоустройство которой жертвовали немалые суммы.

Во второй половине XIX – первой половине ХХ в. Самара была важным центром Белокриницкого согласия. Здесь жили старообрядческий епископ, протоиерей, несколько священников и диаконов. Как известно, в 1905 году был издан царский Манифест об укреплении основ веротерпимости, официально разрешавший староверам регистрировать общины и строить храмы. Иван Санин выступил инициатором регистрации Белокриницкой общины. Но свою заветную мечту – построить старообрядческий храм в Самаре – Санин так и не смог воплотить в жизнь.

8 сентября 1910 года Иван Санин скончался. "В смерти Ивана Львовича самарцы понесли тяжкую утрату, – писали городские газеты. – Кто не знал Ивана Львовича? Вся Самара его знала. Всю свою жизнь он посвятил служению родному городу". И это были не дежурные фразы.

Марии Саниной в год смерти мужа было уже 75 лет. Остаток жизни она посвятила памяти супруга. Она писала: "Так как муж не успел при жизни оформить свои благие намерения, то я считаю своей святой обязанностью привести в исполнение его благотворительные цели, каковые были и моими целями, так как по этим вопросам мы действовали сообща. Я приступила уже к исполнению наших общих христианских намерений и единственное теперь мое желание – при жизни своей выполнить их. Для этого и завещано им мне все имущество, и хотя о способе употребления его ничего в завещании и не сказано, но я сама в преклонных летах стою уже пред Судом Божиим и ни одной крохи из завещанного не выроню за пределы благотворительности".

В память о муже Мария Кондратьевна открыла в Самаре две бесплатные столовые "для приходящих всех исповеданий обоего пола, лишенных возможности добывать пропитание личным трудом". Она обеспечила столовые капиталом "на вечные времена".

Но главное – Мария Санина помогла воплотить мечту мужа о храме. В 1912 году она выделила часть своей городской усадьбы под постройку старообрядческой церкви. А через четыре года в храме во имя Казанской иконы Божией Матери начались богослужения.

В годы Первой мировой войны Марию Кондратьевну, несмотря на ее преклонный возраст, избрали членом Комитета Самарской общины сестер милосердия. Но она не успела воплотить все свои планы. Не была построена инфекционная больница, не начато строительство корпуса для малоимущих рожениц.

Революция и Гражданская война уничтожили самарское купечество. Где сейчас живут потомки Саниных, неизвестно. Но тем не менее самарские староверы хранят память о семье Саниных и молятся за них.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама