У НАС Дмитрий Макаров известен прежде всего как автор книги "Официальный и неофициальный ислам в Дагестане". Вот и на этот раз он приехал в республику для сбора "полевого" материала для нового исследования.
В РАМКАХ заседания объединенной группы Школы молодых политологов при Региональном центре этнополитических исследований и добровольческого движения "Молодая Республика" в актовом зале ДНЦ РАН состоялось его выступление перед молодежью. В беседе московского гостя с молодыми исследователями красной нитью проходила проблема радикализации ислама в Дагестане. В республике нередки столкновения между правоохранительными структурами и вооруженными боевиками. Нарастает пропасть непонимания между верующими и неверующими гражданами одной республики. В чем же причина этого?
БЕЗ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ
ДМИТРИЙ Макаров неустанно повторяет общеизвестную истину: "Ислам религия созидания". Этот постулат поддерживается обоими течениями дагестанского ислама и тарикатом, и салафийей (фундаментализмом).
Однако в силу ряда причин разные течения дагестанского ислама созидательное начало этой религии трактуют и претворяют в жизнь по-разному. Тарикатский ислам замыкается на локальных, местных проблемах (культы шейхов, самоизоляция тарикатских общин от остального мира и т. д.). А салафиты, наоборот, нацеливаются на глобальное (построение единой исламской общины, создание исламского государства). Беда в том, что ни та, ни другая стороны не желают прийти к компромиссу, найти золотую середину и начать развивать ислам в том ключе, который помог бы действительно объединить мусульман Дагестана и решить огромное количество социальных, нравственных и культурных проблем.
ОПЯТЬ КРАЙНОСТИ
АНАЛИЗИРУЯ деятельность дагестанских салафитов начала ХХI-го века, Дмитрий Макаров условно разделил их на крайних и аморфных. Если вторые, не сумев найти выгодные и для себя, и для общества модели развития ислама в новых условиях, бездействуют, то первые вышли на тропу войны с государством. Так, планомерный отстрел милиционеров и подрывы фугасов они объясняют именно тем, что государство не оставило им никакого другого способа защиты интересов ислама.
Схожая ситуация складывалась в Израиле, где до 40 процентов населения составляют арабы. Их попытки создать вооруженные группировки и нанести удар изнутри не увенчались успехом. Израильские спецслужбы разоблачили эти группировки кого убили, а кого посадили на длительные сроки. Тогда мусульмане "повернулись лицом к народу" и направили свои силы на различные социальные проекты строительство больниц, дорог, попечение над малоимущими слоями населения... Постепенно мусульмане стали завоевывать симпатии народа, а ислам ассоциироваться с созидательным фактором. То, чего израильские мусульмане пытались добиться военным путем, было достигнуто без боя.
КАЧЕСТВО ИЛИ КОЛИЧЕСТВО?
ПРИСУТСТВОВАВШАЯ в зале студентка ДГУ Эльвира Зульфугарова верно подметила, что часто можно видеть молодых людей, посещающих мечети, поведение которых в то же время не отличается благочестием, они посещают игорные заведения, пользуются "специальными услугами" городских саун, потребляют спиртное, курят и сквернословят. Поддержав мысль Эльвиры, Дмитрий Макаров заключил: "Все дело в отсутствии должного воспитания, низкой планке морально-нравственных качеств некоторых мусульман".
По его словам, когда ислам после развала СССР начал возрождаться, над религиозным воспитанием личности почти никто не задумывался. В ислам стали приходить люди со сложными характером и судьбой сироты, богатые, бывшие заключенные. Поскольку их воспитанием никто специально не занимался, они привносили в ислам все свои прежние недостатки и пороки. И, как следствие, пострадал образ ислама.
"Я не считаю, что ислам представляет угрозу для России, сказал Дмитрий Макаров. Потому что он не монолитен, разобщен. Да и вообще ислам не может представлять угрозу для России, потому что он является ее частью. Частью ее истории, культуры и государственности. Когда я побывал в Китае, зашел в буддистский храм и с удивлением наблюдал, как люди толпами молились золотым истуканам изваяниям Будды. Если люди настолько фанатично верят в своих идолов и не допускают мысли об абсурдности своего положения перед этими божками, они способны на многие не поддающиеся разуму поступки. И Россия, вместо того чтобы предаваться антиисламской истерии, должна, на мой взгляд, подумать об угрозе, назревающей на дальневосточных границах".
09.03.2005
Источник: Аргументы и факты в Дагестане