ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Русское востоковедение"

Асадулла Рапиев :: 11 марта 2005

У НАС Дмитрий Макаров известен прежде всего как автор книги "Официальный и неофициальный ислам в Дагестане". Вот и на этот раз он приехал в республику для сбора "полевого" материала для нового исследования.

В РАМКАХ заседания объединенной группы Школы молодых политологов при Региональном центре этнополитических исследований и добровольческого движения "Молодая Республика" в актовом зале ДНЦ РАН состоялось его выступление перед молодежью. В беседе московского гостя с молодыми исследователями красной нитью проходила проблема радикализации ислама в Дагестане. В республике нередки столкновения между правоохранительными структурами и вооруженными боевиками. Нарастает пропасть непонимания между верующими и неверующими гражданами одной республики. В чем же причина этого?

БЕЗ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ

ДМИТРИЙ Макаров неустанно повторяет общеизвестную истину: "Ислам – религия созидания". Этот постулат поддерживается обоими течениями дагестанского ислама – и тарикатом, и салафийей (фундаментализмом).

Однако в силу ряда причин разные течения дагестанского ислама созидательное начало этой религии трактуют и претворяют в жизнь по-разному. Тарикатский ислам замыкается на локальных, местных проблемах (культы шейхов, самоизоляция тарикатских общин от остального мира и т. д.). А салафиты, наоборот, нацеливаются на глобальное (построение единой исламской общины, создание исламского государства). Беда в том, что ни та, ни другая стороны не желают прийти к компромиссу, найти золотую середину и начать развивать ислам в том ключе, который помог бы действительно объединить мусульман Дагестана и решить огромное количество социальных, нравственных и культурных проблем.

ОПЯТЬ КРАЙНОСТИ

АНАЛИЗИРУЯ деятельность дагестанских салафитов начала ХХI-го века, Дмитрий Макаров условно разделил их на крайних и аморфных. Если вторые, не сумев найти выгодные и для себя, и для общества модели развития ислама в новых условиях, бездействуют, то первые вышли на тропу войны с государством. Так, планомерный отстрел милиционеров и подрывы фугасов они объясняют именно тем, что государство не оставило им никакого другого способа защиты интересов ислама.

Схожая ситуация складывалась в Израиле, где до 40 процентов населения составляют арабы. Их попытки создать вооруженные группировки и нанести удар изнутри не увенчались успехом. Израильские спецслужбы разоблачили эти группировки – кого убили, а кого посадили на длительные сроки. Тогда мусульмане "повернулись лицом к народу" и направили свои силы на различные социальные проекты – строительство больниц, дорог, попечение над малоимущими слоями населения... Постепенно мусульмане стали завоевывать симпатии народа, а ислам – ассоциироваться с созидательным фактором. То, чего израильские мусульмане пытались добиться военным путем, было достигнуто без боя.

КАЧЕСТВО ИЛИ КОЛИЧЕСТВО?

ПРИСУТСТВОВАВШАЯ в зале студентка ДГУ Эльвира Зульфугарова верно подметила, что часто можно видеть молодых людей, посещающих мечети, поведение которых в то же время не отличается благочестием, – они посещают игорные заведения, пользуются "специальными услугами" городских саун, потребляют спиртное, курят и сквернословят. Поддержав мысль Эльвиры, Дмитрий Макаров заключил: "Все дело в отсутствии должного воспитания, низкой планке морально-нравственных качеств некоторых мусульман".

По его словам, когда ислам после развала СССР начал возрождаться, над религиозным воспитанием личности почти никто не задумывался. В ислам стали приходить люди со сложными характером и судьбой – сироты, богатые, бывшие заключенные. Поскольку их воспитанием никто специально не занимался, они привносили в ислам все свои прежние недостатки и пороки. И, как следствие, пострадал образ ислама.

"Я не считаю, что ислам представляет угрозу для России, – сказал Дмитрий Макаров. – Потому что он не монолитен, разобщен. Да и вообще ислам не может представлять угрозу для России, потому что он является ее частью. Частью ее истории, культуры и государственности. Когда я побывал в Китае, зашел в буддистский храм и с удивлением наблюдал, как люди толпами молились золотым истуканам – изваяниям Будды. Если люди настолько фанатично верят в своих идолов и не допускают мысли об абсурдности своего положения перед этими божками, они способны на многие не поддающиеся разуму поступки. И Россия, вместо того чтобы предаваться антиисламской истерии, должна, на мой взгляд, подумать об угрозе, назревающей на дальневосточных границах".

09.03.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама