"Декларация о морально-нравственном и социальном служении евангельских христиан России" была заслушана и одобрена на заседании Попечительного Совета Фонда Национальная Утренняя молитва 9 марта 2005 г. 15 марта она была презентована на Национальной Утренней молитве 2005, которая прошла в помещении Центрального Дома Работников Искусств. Ее автором является Зайченко Александр Сергеевич.
Уже несколько столетий Россия не может вырваться из порочного круга многочисленных и непрерывно возникающих проблем своего социально-экономического развития. К причинам этих неудач, безусловно, относятся такие цивилизационные факторы как: мировоззренческая установка русского человека на низкую оценку человеческой жизни и личного достоинства, проистекающее отсюда недоверие между властью и населением, политическая и гражданская пассивность людей, а также низкие стандарты общественной и трудовой морали. Эти причины российским обществом уже давно выявлены и осознаны. Продолжительные программы советской власти воспитать нового, более совершенного человека при помощи методов жесткого административного воздействия ни к чему не привели. После падения коммунизма возникла кратковременная эйфория надежд, связанных с тем, что сам факт предоставления гражданам основных политических свобод приведет к утверждению в социальной практике принципов уважения человеческого достоинства, а свободные рыночные отношения к повышению норм деловой и общественной этики. Но, к сожалению, ситуация в этих областях только ухудшилась. Сегодня в стране наблюдается повсеместная усталость от неисполненных надежд и убежденность, что у России нет шансов справиться с такими задачами.
Мы имеем дерзновение утверждать, что достичь таких целей можно только через духовное возрождение человека, принявшего Иисуса своим личным Спасителем. Наша убежденность основана на многочисленных фактах социального прогресса и процветания практически во всех странах, в культурном наследии которых важнейшую роль сыграл евангельский протестантизм. Мы также опираемся на небольшой во времени и пространстве опыт евангельского движения в России. В чем же мы видим смысл нашего служения своей стране?
1. Установка на утверждение личного достоинства человека. Евангельские христиане считают, что люди, созданные по образу и подобию Бога, от рождения имеют равные права друг перед другом и перед государством. Этот принцип основан на евангельском постулате абсолютного величия, силы и непостижимости Бога-Творца, перед Которым, любые человеческие ранги, титулы и должности теряют свою значимость как носители особых прав и привелегий. В то же время, самое главное из этих прав – право на уважение своего личного достоинства проистекает из доверительных отношений между Христом-Спасителем и каждым верующим, заключившим с Господом личный завет, без всяких посредников. Уверовавший человек, который серьезно воспринял свои обязательства перед Богом и видит необходимость их исполнения в семье, труде, общественной жизни, будет использовать их по совести с полной самоотдачей, усматривая в этом высокий смысл лично для себя. Такой человек считает себя носителем образа "Божия", партнером Христу в заключенном с Ним завете, а поэтому – и носителем божественного достоинства личности, дарованного ему Самим Богом. Неслучайно, в прошлом и сегодня идеи личного достоинства человека пробивали себе дорогу прежде всего в странах, испытавших на себе благотворное влияние евангельского движения. Утверждая принцип божественного обоснования достоинства человека, евангельский протестантизм тяготеет к санкционированию демократических свобод и правовых институтов, начиная с разумного ограничения любой власти, до утверждения принципов всеобщего права и гражданского общества. По существу, церкви и внецерковные организации евангельского движения России по ценностям, которые они разделяют и по принципам их внутренней самоорганизации, можно вполне отнести к элементам зарождающегося в России гражданского общества.
2. Внедрение в хозяйственную практику высоких моральных стандартов трудовой и хозяйственной этики. Общеизвестно то огромное влияние, которое евангельский протестантизм оказал на хозяйственно-предпринимательскую практику в наиболее развитых странах мира, на повышение стандартов трудовой и деловой этики. Вот что сказано в этой связи в Притчах Соломоновых: "Передай Господу дела твои и предприятия твои совершатся" (гл. 16,3). "Неверные весы мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему" (гл. 11,1). "За смирением следует страх Господень, богатство, слава и жизнь" (гл. 22,4). "Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложа руки, полежишь, и придет как прохожий бедность твоя, и нужда твоя как человек вооруженный" (гл. 24,34). Богословие и социальная практика евангельских церквей выполняют эту задачу, не только представляя честный труд как нравственную обязанность верующих, но и освящая его как важную форму служения Господу. Деятельность предпринимателей по достижению богатства считается духовно и морально оправданной, при условии, что богатство служит делу прославления Бога, а не средством удовлетворения "похоти плоти". С полным основанием личную, общественную и трудовую мораль евангельских христиан можно рассматривать как ценнейший духовный и мировоззренческий ресурс, как особый потенциал любой нации, имеющий не только социальное, но и экономическое значение.
3. Высокие стандарты личной и семейной морали. Благодаря строгому соблюдению норм личной и семейной морали, Россия, в лице сотен тысяч протестантов и членов их семей, имеет физически самую здоровую часть славянского населения страны. Запреты на потребление алкоголя и курение (не говоря уже о наркотиках), осуждение абортов и внебрачных связей, отказ от разводов делают их семьи самыми крепкими и многочисленными среди коренной части российского населения. Естественно, эта же строгая семейная мораль выгодно выделяет российских протестантов и по другим разделам социальной статистики: наименьшее число убийств и других преступлений, наименьшее число самоубийств. Евангельские протестанты были и остаются правопослушной частью населения страны, "покорными всякому человеческому начальству, для Господа" (1Пет.2.13). Свои моральные принципы российские протестанты не просто декларируют, а исполняют своими поступками и служением своему народу.
4. Одним из примеров этому является постоянное оказание социальной помощи и поддержки, людям, попавшим в трудные обстоятельства.
Бог заповедал нам служение милосердия, ибо Он определил: "Возлюби ближнего как самого себя". Сознавая ценность каждой человеческой жизни, созданной Творцом по Его образу и подобию, мы определяем ближнего не по конфессиональной, национальной или родственной принадлежности. Для нас ближний тот, кто нуждается в помощи.
В настоящее время мы пока не располагаем полной и обобщенной статистикой социального служения всех евангельских церквей и организации России. Вместе с тем можно с уверенностью сказать, что такое служение на регулярной основе ведется во всех регионах страны. При этом, главными критериями выбора объекта нашего милосердия являются глубина и масштабы страдания людей, а также наши возможности оказать им реальную помощь. Мы не можем проходить мимо таких горьких фактов как наличие в стране 4 млн. безнадзорных детей, большинство из которых не только лишено родительской любви и опеки, но постоянно страдают от голода и насилий. Царящие в обществе жестокость и насилие, приводят к тому, что Россия по численности заключенных в тюрьмах (1,1 млн. человек), по числу убийств и самоубийств уже давно занимает одно из первых мест в мире. В стране насчитывается 10 млн. наркозависимых, из которых почти половина "сели на иглу" в возрасте 13-14 лет. 40 % мужского населения страны являются алкоголь-зависимыми, при снижении возраста приобщения к алкоголю до 12-13 лет. В наших городах проживают свыше 4 млн. бомжей из них только в Москве – 120 тыс. Под угрозой находится российская семья: в среднем, на 3 брака приходится 2 развода и на рождение одного ребенка – 2 аборта, то есть почти в 10 раз выше, чем в развитых странах мира. Как результат, ежегодно население России сокращается почти на 1 млн. человек.
К основным группам населения, которым евангельские христиане оказывают социальная помощь, можно отнести заключенных, наркозависимых, беспризорных и безнадзорных детей, малоимущих и беженцев. Евангельские христиане несут служение сострадания и милосердия в сотнях детских домов и интернатах, в сотнях исправительных учреждениях и следственных изоляторах, сотнях реабилитационных центрах для наркоманов и бывших правонарушителей. И здесь мы тесно сотрудничаем с соответствующими государственными учреждениями на местном и региональном уровнях. Объем ежегодной материальной гуманитарной помощи, предоставляемый сотням тысяч малоимущим и нуждающимся, составляет сотни миллионов рублей. И рядом с каждым страдающим человеком, чем бы его страдания не были вызваны: его собственным грехом или проступками окружающих, мы видим сострадающего Христа. Именно этот пример Христа и Его покоряющая сердца любовь определяют нынешнее и будущее служение евангельских христиан своему народу.