Когда страдание обретает смысл, оно перестает быть страданием.
Виктор Франкл.
Консультирует врач-психотерапевт доктор медицинских наук Радик Масагутов. Задать вопрос и записаться на прием к доктору можно по телефону 8-917-4040-939.
- Радик Мидхатович, моя знакомая после личной трагедии в совершенно подавленном состоянии обратилась в церковь. С ее слов, она нашла там понимание и искреннее сочувствие, и ей стало намного легче. Есть мнение, что вера в Бога и религия всего лишь один из методов психотерапии для современного человека. Это действительно так?
- Подобная точка зрения высказывалась многими известными психологами. Например, основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг еще в 1935 году утверждал, что все религии это системы психотерапии, поскольку "как психотерапевт, так и сам Господь являются лекарями душевного недуга, человеческих страданий". С древности на Руси блаженные, юродивые находили приют в монастырях, вплоть до указа Петра I о создании домов для умалишенных. В наше время больных с тяжелыми психозами лечат в психиатрических клиниках, в первую очередь медикаментами. Однако некоторые пациенты с относительно легкими психическими нарушениями (психиатры называют их пограничными, то есть "на границе" между нормой и патологией) и до настоящего времени с успехом получают психологическую помощь именно от священнослужителей, несмотря на наличие развитой сети практикующих психологов и психотерапевтов. С другой стороны, происходит процесс взаимного сближения психотерапии и религии. В России появились "пастырская психиатрия", "православные психиатры", которые объясняют многие болезни неправедным, греховным образом жизни, используют в работе с пациентами молитвы. Соответственно, излечение от душевных скорбей должно происходить через обретение веры в Бога, покаяние. Такой путь действительно весьма эффективен в отношении, например, типичных для нашего времени "ноогенных" неврозов. Автор этого термина Виктор Франкл считал, что отсутствие смысла в жизни приводит к неврозу у каждого пятого из пациентов психотерапевтического профиля. Вслед за Ницше он любил повторять: "Человек, которому есть ради чего жить, может вынести почти любое "как".
Есть несколько важных аспектов, сближающих религию с психотерапией. Во-первых, вера в Бога помогает справляться с жизненными стрессами и личными потерями. Ведь согласно религии трагедия или несчастье всегда имеют определенный смысл это может быть "испытанием", "наказанием", "благом" либо чем-то еще. Оценивая стрессовую ситуацию именно таким образом, верующий избавляется от гнетущего чувства обиды, несправедливости к нему судьбы. Кроме того, вера в загробную жизнь помогает справиться со страхом смерти, свойственным многим людям. Поэтому и говорят: "Блажен (счастлив), кто верует". Во-вторых, атмосфера любого храма сама по себе обладает успокаивающим эффектом. Вас окружает тишина или торжественное пение, вдохновенные и просветленные лица верующих. В такие моменты человек задумывается о вечности, бренности бытия. Соответственно, мелкие (суетные) проблемы теряют свою актуальность, эмоциональную напряженность. В молитве человек остается наедине с собой и Богом, погружаясь в своеобразный транс (состояние суженного сознания), в котором, как известно, могут активизироваться компенсационные возможности организма и даже процессы выздоровления. В-третьих, исповедь помогает верующему рассказать о наболевшем или покаяться (эффект катарсиса, внутреннего облегчения). Отпуская грехи, священник одновременно избавляет и от мучительного чувства вины. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что смысл и сфера деятельности любой религии намного шире, чем психотерапии. Ведь религия выполняет еще, как минимум, и функцию нравственного воспитания, духовности например, десять заповедей в православии. Споры заинтересованных лиц о соотношении религии и психотерапии, вероятно, будут продолжаться еще долго. Поэтому уже сейчас важно уважать точку зрения любого человека, выбирающего для себя тот или иной способ психологической помощи, как говорится, "лишь бы помогло".
12.03.2005
Источник: Республика Башкортостан (Уфа)