ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Длинный список грехов"

Церковь всегда стремилась направить половую жизнь в узаконенное русло

Марта Зайцева :: 16 марта 2005

Последние годы в России можно смело назвать эпохой победившей "сексуальной революции". После многих десятилетий советского лицемерного целомудрия стремительное раскрепощение нравов пришлось по вкусу далеко не всем. Многие склонны предполагать, что "разврат" пришел к нам исключительно с Запада вместе с трудами психоаналитиков и новейшими исследованиями в области сексологии.

А до той поры русские люди, видимо, в силу своей исключительно высокой нравственности знать не знали об интимной жизни человека и тех ее сторонах, которые являлись отклонениями от норм коммунистической морали. Тешить себя подобными иллюзиями могут только те, кто ничего не знают о том, в каких именно грехах каялись на исповеди наши предки, жившие, например, в XVII веке.

Православное духовенство на Руси создало всеобъемлющие списки грехов, в которые может впасть как мирянин, так и человек духовного звания, монах или монахиня. Эти списки служили руководством для духовников при совершении таинства исповеди. Если внимательно их изучать, то можно заметить, что любые формы сексуальности воспринимались Церковью как блуд. На это обратил внимание еще историк Русской Церкви Сергей Смирнов (1870-1916), автор книг "Древнерусский духовник" и "Материалы для истории древнерусской покаянной литературы".

Любые проявления сексуальности рассматривались Церковью по меньшей мере как растление души и тела. В Требнике, употреблявшемся Русской Церковью в XVII веке, кающемуся предлагалось "явственно исповедать все свои согрешения, в которые он от рождения впал. И со многими ли пал, с мужеским ли или женским полом, или чрез естественные согрешения впал, или с четвероногим, в пьянстве, или трезв был, и кое время в том пребыл".

Чин исповеди начинался вопросами подобного рода: "Как растлил девство свое? С отроками, или с женами, или девицами, или с животными чистыми или нечистыми, или содомски? До своей жены не блудил ли с кем? В руку блуда не сотворил ли или в свой проход чем? Не смотрел ли с помыслом блудным на кого, и не вступил ли кому на ногу блуда ради? За руку, или за ино что не хватал ли, или целовал кого с похотью? На друга не взлазил ли, и на себе не вспущал ли? От младенчества с отроками не соблудил ли? Или с церковницею какою не блудил, или с девицею, или с мужнею женою, или со вдовою, или со скотом, или с птицею?"

Причем духовник должен был не просто расспрашивать о грехе, но и требовать подробного рассказа о каждом прегрешении. В старинных требниках значительная часть текста посвящена выяснению подробностей личной жизни исповедующегося. Все же остальные грехи часто умещаются в краткой фразе: "А после сего вопросить об убийстве и воровстве". Практически все наказания за грехи в сексуальной сфере сводятся к епитимьям: постам, поклонам или отлучению на определенный срок от причастия.

Следует иметь в виду, что многие кающиеся, особенно подростки, узнавали о тех или иных грехах исключительно из вопросов духовника. Таким образом, исповедь иногда достигала совершенно обратной цели: вместо того, чтобы вызвать чувство раскаяния, духовник своими вопросами "сексуально просвещал" и смущал кающегося. Причем требовалось не только назвать грех, но и рассказать, когда, где, с кем и при каких обстоятельствах он был совершен. Это не могло не влиять на психическое здоровье самого духовника, особенно молодого и неопытного.

От кающегося требовалось подробное перечисление всех плотских грехов. Женщин, например, вопрошали: "До брака блуда с кем не сотворила ли, с отроками или с женатыми мужами? Не посмотрела ли тайно на мужскую срамоту? Не давала ли кому себе хватать за груди или за срамное место? Не целовала ли кого, подругу или мужеска пола? Не играла ли с подругами неподобно, сиречь не взлазила ли на них с похотью, и на себя не вспущала ли? От разжжения похотного в свое естество не сотворила ли блуда перстом или иным чем? Не хватала ли мужчин своею рукою за тайный уд?"

Церковь стремилась направить половую жизнь в узаконенное русло, в рамки законного брака. По расхожему выражению древнерусских моралистов, "в своей жене нет греха". Но даже в браке на мужа с женой накладывались ограничения, которые были достаточно суровы.

Иногда брак воспринимался Церковью как "только терпимое зло" (С.Смирнов). Чем раньше человек вступал в брак, тем больше было у него шансов избежать растления своего девства (целомудрия). В Средние века нижний возрастной предел для вступления в брак определяли церковные и гражданские законы. Требовалось, чтобы юноши были старше 14 лет ("подобает юношам в наусии быть"), а девушки – старше 12 лет.

Потеря девства до брака считалась бесчестием и тяжким грехом. В книге "О Московском государстве" русского писателя XVII века Григория Котошихина рассказывается, что если "невеста пошла замуж, девства своего не сохранив", то благородный жених должен был "пенять потиху" ее отцу и матери. В деревнях все было проще: ворота дома, где жила девушка, "растлившая" свое целомудрие, вымазывались дегтем.

Перечислим плотские грехи, которые, по мнению духовенства Древней Руси, были присущи всем людям. Начнем с мужеложства (содомии), которое часто упоминается в исповедальных вопросах. И монахи, и миряне считались причастными к этому греху. Согласно мнению Стоглавого Собора 1551 года, грех этот ("укоризна нашей православной христианкой вере") был столь страшен, что навлекал ужасные Божии кары ("смертная язва, великие пожары и иные многие казни") на все христианство. За противоестественный блуд с мужским полом полагалась епитимья покаяния на 15 или 18 лет.

Другое прегрешение, достаточно экзотическое, – скотоложство (зоофилия), о нем есть упоминания еще в Ветхом Завете. Этот грех упоминается практически во всех руководствах по исповеди: "блуда не сотворил ли со скотом чистым или нечистым?"

В "Заповеди к исповедующимся сынам и дщерям" (XIII в.) для грешника определяется наказание в два года сухоядения (поста). Более строгое наказание (до 8 лет епитимьи) ожидало уличенного в подобном блуде монаха.

К тяжким грехам относилась мастурбация во всех ее проявлениях. На Руси этот порок имел два названия: русское – рукоблудие и греческое – малакия. Малакия наказывалась епитимьей в 40 дней сухоядения.

Этот грех приписывался всем без исключения, но прежде всего монахам, которые должны были так каяться: "Согрешил рукоблудием, и прочим любодеянием, и прелюбодеянием, и всяким блудодеянием естественным и чрезестественным. Недостоин ходил в церковь в ризах скверных и во всякой нечистоте прикасался святым иконам, и кресту, и книгам".

Церковные моралисты понимали, что обет безбрачия и изоляция монахов за стенами монастырей сказывается на степени "распаленности" их воображения. В перечнях грехов, характерных для черного духовенства, называется даже такой, как "помыслить на святые иконы с похотью".

Нельзя ставить в упрек Древней Руси абсолютное подавление сексуальности в человеке. Самое признание изначальной греховности человеческой природы давало повод для оправдания человека и открывало перед ним путь к покаянию и прощению. Своей главной задачей Церковь считала борьбу с грехом, а не с грешниками.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама