Не успели утихнуть в Кремлевском Дворце звуки электрической скрипки Ванессы Мэй, как Москву посетили еще одни необычные гости -знаменитый немецкий хор Gregorian. Свое шоу "григорианцы" обычно показывают в церквях, замках и театрах, но в Москве проект вполне комфортно себя чувствовал в большом зале ГКД.
Название проекта Gregorian происходит от творческого псевдонима известного немецкого аранжировщика, продюсера и композитора Франка Петерсона. Это он в свое время создал суперпопулярный в девяностые годы проект Enigma, а сейчас еще продюсирует свою подругу певицу Сару Брайтман. Название коллектива вызывает в памяти знаменитый григорианский хорал, певческую традицию католического Средневековья (литургические одноголосные мелодии, исполняемые мужским хором в унисон), названную в честь Папы Григория I, создателя канонизированного свода песнопений. Этим направлением духовной музыки Франк увлекся еще в вышеупомянутой Enigma, но полностью воплотить свою мечту в жизнь смог лишь пять лет назад в проекте Gregorian.
Правда, в отличие от своих средневековых коллег сегодняшние "григорианцы" не стали четко следовать канонам жанра, а использовали его для интерпретации современных поп- и рок-песнопений. Среди исполняемых Gregorian хитов произведения таких звезд, как Саймон энд Гарфакел, "Дайр Стрэйтс" , Питер Габриель, R. E. M, Эрик Клэптон, "Металлика" , "Депеш Мод" , Элтон Джон, Стинг, Дюран Дюран, HIM и многие другие. Единственное, в чем группа не изменила традиции, так это внешнему антуражу. Участники хора на концертах неизменно появляются на сцене в монашеских рясах, а сами выступления проходят в маленьких камерных залах, буквально за несколько минут превращающихся в зрительском воображении в старинный готический костел и помогающих добиться атмосферы сакральной таинственности.
Конечно, верующие люди считают творчество хора настоящим святотатством, но для большинства далеких от религии людей альбомы Gregorian являются единственным источником познания (хоть и на популярном уровне) духовной музыки. На счету "григорианских монахов" уже 6 альбомов, которые неизменно пользуются успехом и становятся "золотыми" и "платиновыми" во многих странах мира. Секрет успеха прост. "Разнообразие исходного материала и торжественно-строгая манера исполнения завораживают слушателей любого возраста" , восторгаются музыкальные критики в своих рецензиях на очередное творение Петерсона и компании. Но это еще не все. Ради чистоты жанра Франк приглашает на роль вокалистов выпускников духовных семинарий и даже переводит песни из классического двенадцатитонового лада в семитоновый, как это было принято пятьсот лет назад.
Последний альбом проекта под мрачноватым названием The Dark Side также не обманул ожидания поклонников. На этот раз репертуар "монахов" пополнился более жесткими композициями и гитарными рифами. Переложенными на язык католических литургий оказались рок-баллады Wild Rose, в оригинале исполняемая Ником Кейвом и Кайли Миноуг, и If I Close My Eyes, которую пели Лита Форд и Оззи Осборн, а также Hurt от легенд индастриала Nine Inch Nails, мелодично-минорная My Immortal молодых нью-металлистов Evanescence и хард-роковая The Four Horsemen Aphrodite's Child. Примечательно, что впервые "григорианцы" представили миру и несколько своих оригинальных композиций Unbeliever, Masters Of Chant и Omen, также звучащих изысканно и многогранно.
Все это было представлено на концерте в Кремле, который еще за несколько месяц был назван сенсацией года. Главной интригой вечера обещало стать появление среди хора Сары Брайтман, которая, скрываясь под псевдонимом Hepsibah, спела когда-то женские вокальные партии в песнях Join me и Voyage Voyage для альбомов серии Masters Of Chant. Но ожидания не оправдались. На живых концертах приму, и без того дающую десятки сольных концертов в год, заменила другая певица. Младшая сестра Брайтман Амелия, выступающая под именем Violet. Амелия не столь знаменита, как ее родственница, но, бесспорно, талантлива, что сумела блестяще продемонстрировать на вчерашнем выступлении. Шоу Gregorian действительно поражает воображение. Вышедшие на сцену под мрачную музыку мужчины, облаченные в монашеские рясы, строгий и торжественный саунд старинного органа, соединившегося с оркестром и электронной аранжировкой; глубокие звучные голоса, превращающие всемирные хиты в религиозную мистерию, от которой по коже бегут мурашки; световое шоу, заставляющее поверить в то, что ты действительно находишься на церковной службе. А главным украшением вечера стало, пожалуй, исполнение Where The Wild Roses Grow с факелами в руках, поразившее воображение не меньше, чем густой звук голосов, и пугающая таинственность лиц в капюшонах. Сенсация состоялась, и хочется верить, что продолжение последует совсем скоро.
15.03.2005
Источник: Русский курьер