Не все страны имеют свои религиозные и ценностные основы. Но за те, что имеют, в традиционалистских странах, таких как Америка, стоят твердо.
Не спрашивайте, где находятся в воскресное утро американцы. Они стоят, сидят (или даже полулежат и танцуют) в одной из бесчисленных церквей 50 штатов.
В США верующими себя провозглашают 94% населения. Это втрое больше, чем в породившей основную массу американцев Европе. Не ищите на купюрах других стран кредо типа "Мы верим в Бога". Такое откровение есть только на долларе.
Наиболее краткую характеристику Америки дает, пожалуй, американский историк Сеймур Мартин Липсет: "Наиболее религиозная". США справедливо называли "дитем Реформации". Америка была основана как общество протестантов и на протяжении двух столетий в сердцевине созидания американской культуры были протестанты.
В Америке сегодня в шесть раз больше (пропорционально) верующих, чем, скажем, во Франции. Если же определить Бога как некий "универсальный дух", то в США верующих оказывается 94% всего населения цифра просто невероятная для современного мира.
Атеистами, или агностиками, здесь открыто называет себя лишь 1% населения. И это, напомним, в стране, где церковь решительно отделена от государства и первая поправка к Конституции звучит так: "Конгресс не имеет права принимать законы, поощряющие отправление религии".
В целом, как формулирует американский политолог У. Миллер, религия в Америке определяет едва ли не все: "Либеральный протестантизм и политический либерализм, демократическая религия и демократическая форма правления американская система ценностей и христианская вера проникли друг в друга и оказывают огромное воздействие друг на друга".Особенностью этого общенационального явления стала массовая убежденность в возможности очевидного для всех выделения и противопоставления добра и зла. В том числе и в формировании национального характера. Ничего подобного нет ни в одной другой стране мира.
В наставлении "Информация для тех, кто решил переехать в Америку" Бенджамин Франклин в 1782 г. писал: "Атеизм здесь неизвестен; неверие редкость, и оно окружает себя тайной; каждый может жить здесь до преклонных лет и не встретить ни атеиста, ни неверующего".
Европейский наблюдатель Ф. Шафф в XIX веке писал: в Америке "каждое явление имеет протестантское основание". Религия всегда играла огромную роль в США. Религиозное "великое пробуждение" 1740-х годов сыграло исключительную роль в подготовке американской революции. После Войны за независимость Америка стала еще более строго религиозной страной. Начало XIX века дало невиданный толчок методистской и баптистской сектам, лишенным внутренней иерархии, и "духовному республиканизму". Баптисты, методисты, ученики веры Христовой довольно быстро обогнали по численности даже старые церкви и секты. (При этом именно американские миссионеры заложили основание американской внешней политики.)
Мощное религиозное возрождение пришлось на XX век, являясь одной из основ прогрессивных реформ Т. Рузвельта, В. Вильсона, Ф. Рузвельта. Сторонники гражданских прав вовсю цитировали Библию. При президенте Д. Эйзенхауэре слова "в Бога мы верим" стали официальным лозунгом Соединенных Штатов. В Капитолии была открыта молельная комната. В официальных клятвенных текстах начало "по воле Божией" стало обязательным.
Преобладающие ныне в США неоконсерваторы консолидируются на общей вере в то, что Америка выше других в моральной сфере, ближе других к Богу. А как иначе послать фермера из Айдахо или Небраски освобождать мир от Саддамов хусейнов?
Честертон называл Америку "нацией с душой церкви". Современные американцы говорят это без тени сомнения или иронии. Они косо смотрят, скажем, на Англию с ее официальным англиканством. Америка полагает, что вместила в себя все оттенки иудео-христианства.
Библия для американца гораздо более значима, чем Писание на других континентах, она не только источник моральных ценностей, но и источник энергичной самореализации. И "окно в мир". Американцы абсолютно серьезно верят, что могут реализовать свободу, равенство и демократию повсеместно, даже в таких отдаленных во всех смыслах странах, как Афганистан.
Можно ли посягнуть на столь поразительную веру? Библейские корни американизма делают всякую критику этой страны своего рода святотатством. Даже внешне лишенные библейского вида документы американской истории начиная с вышедшей в эпоху Просвещения Декларации американской независимости являют собой уверенный в себе американизм с его дидактической обращенностью ко всему миру.
Эта форма современного радикального республиканизма, этот вид американизма, который американцы без колебаний называют "Богом данным", кажется современным американцам более чем естественной. Президент Джордж Буш-младший многократно утверждал, что американские принципы "даны Богом". Это не риторическое украшение, президент верит в это. И неправ тот, кто думает, что современная Америка вызрела из секулярных просвещенческих взглядов Томаса Джефферсона. Буш верит в то, что говорит.
В начале XXI в. примерно треть американцев определяют себя как "возродившиеся христиане" 39% из них назвали себя таковыми. К ним принадлежит и нынешний президент. Речь идет о большинстве баптистов в стране, примерно трети методистов и более четверти лютеран и пресвитериан. Важно отметить, что основной рост идет в рядах тех, кого следовало бы отнести к рядам консервативных христиан евангелических протестантов, тех, кто определяет себя как "зановорожденные христиане", мормонов, консервативных евангелических христианских церквей, церквей Христа, южных баптистов.
Характерным признаком является формирование "Христианской коалиции" преподобного Пэта Робертсона, объединившей 1, 7 млн. человек. Более 2 млн. вошли в "Фокус на семье", в "Ассоциацию американской семьи", в "Женщины, беспокоящиеся об Америке" (крупнейшая женская организация в стране с 600 тыс. членов).
В новой трансформации Америки, где 94% населения объявили себя верующими, протестантизм и евангелизм занимают самые выдающиеся места. Евангелисты особенно активны среди быстрее всех растущей группы населения -испаноязычных католиков. В 7 тыс. магазинов религиозной книги продаются 3 млн. экземпляров. 130 издательств, специализирующихся на религиозной литературе (17 млн. книг продается в год). В стране как грибы растут религиозные СМИ 1300 радиостанций и 163 телестанции. В США построены огромные сети магазинов религиозной направленности, 600 мегацерквей вместительностью до 20 тыс. человек.
Такие организации, как "Христианская коалиция", устремились в американскую политику, чрезвычайно влияя на выборы всех уровней. В 2000 г. Дж. Буш-младший получил голоса 84% членов белых евангелических протестантов это не менее 40% всех, кто за него голосовал. И то же повторилось в 2004 г. Евангелисты стали основной силой республиканской партии.
На вопрос: кто является наиболее существенным, с его точки зрения, политическим философом? Дж. Буш-младший ответил: "Христос, потому что он изменил мое сердце". Через 10 дней после прихода к власти Буш-младший выдвинул программу федеральной поддержки участия религиозных групп в общественной деятельности, включая центр религиозной поддержки при Белом доме.
Это явление вызывает оторопь даже среди самых близких союзников США в Западной Европе, где французы гордятся своей культурой, англичане считают себя "прирожденными лидерами", а немцы не верят, что их можно превзойти.
Творец всего сущего непременный персонаж речей Буша. Нет числа его прокламациям, что "Бог на нашей стороне", "Бог с нами", "мы с Богом не можем потерпеть поражение" и т.п. Не слишком ли легкое обращение?
Вспомним, что посреди поразительной битвы Гражданской войны полтораста лет назад и Абрахам Линкольн рискнул однажды помянуть Господа. "В глубине своей души я скромно надеюсь, что, приложив праведные усилия, мы сможем оказаться на стороне Бога". Величайший из американских президентов лишь скромно надеялся.
16.03.2005
Источник: Литературная газета