Все подходы к залу, где шел суд, лестничные площадки, пролеты, коридоры были заполнены демонстративно верующей публикой с молитвенниками, крестами, иконами. Всех входящих-выходящих и просто проходящих мимо по другим делам (суд работал в обычном режиме) мелко и часто крестили некоторые воспринимали это как форму общения и крестили в ответ. Пели молитвы, в перерывах ходили вокруг квартала крестным ходом. Странного вида мужчина носил и навязчиво совал в лица ужасного вида фотографию разбитой головы убитого Распутина. В лицо и вслед звучали проклятия и угрозы. Гадости говорили с застывшими на лицах улыбками. В середине процесса защитники пожаловались судье, тот вызвал приставов и "разжигание межнациональной и межрелигиозной розни" в коридорах стало тише. Хотя не прекратилось вовсе до последнего дня вашего корреспондента совершенно незнакомые люди обругали сначала как представителя прессы, потом просто как личность. Подсудимые выглядели вызывающе кротко как агнцы среди волков, на провокации не поддавались и претензий к публике, среди которой были и погромщики, не высказывали.
В крошечном душном зале не хватало места первый, "привилегированный" ряд отдан был подсудимым, за остальные места бились довольно агрессивно. На общем фоне (в художественных и религиозных кругах одеваются довольно скромно) выделялись яркие синие форменные костюмы прокуроров с предельно укороченными юбками и миролюбивый художник Герман Виноградов. В начале процесса одетый просто пестро, как птица феникс, к концу с целью повышения общей толерантности окружающей среды он стал носить атрибуты разных религий. В зале суда задавали вопросы об искусстве, современном искусстве, концептуальном искусстве. Судья периодически напоминал, что зал суда не место для семинаров. Трудные слова "перформанс", "концепция", "концептуальный" употребляли не очень к месту, зато часто и без запинки... Иногда казалось, что судят современное искусство, именно в его адрес звучало большинство свидетельств и претензий, в основном от тех, кто на выставки не ходит вообще или, как эксперт Энеева, с 1993 года. Претензии были как по части материальной (не те техники используют, плохо делают), так и духовной. Заседание периодически напоминало театр абсурда или плохо подготовленный спектакль на странные вопросы следовали еще более странные ответы. Выставку кроме художников и погромщиков мало кто видел, тем не менее многочисленные "письма трудящихся" свидетельствовали о многочисленных душевных травмах с материальными последствиями, которые им были нанесены самим фактом ее существования. Зачитывались записки игуменов, монахов, архимандритов о том, что экспонаты выставки имели религиозное и культовое значение. Судья разрешил вести аудиозапись на сайте Сахаровского центра можно увидеть расшифровки допросов свидетелей и экспертов. Постоянно присутствовавшие в зале суда общественный защитник Евгений Ихлов и подсудимая Анна Михальчук вели хроники процесса, которые дают некоторое представление о том, что происходило в залах суда и на подходах к нему.
17.03.2005
Источник: Время новостей