ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Осторожно, язык!

Сергей Хачатуров :: 18 марта 2005

Прецедент, когда людей судят за искусство, опасен и страшен. Он свидетельствует о том, что общество не свободно, более того, что сама территория гарантированной Конституцией свободы мысли и слова, свободы литературного, художественного творчества в нашей стране не определена. Потому управляемая демократия в любой момент по чьей-то прихоти, чьему-то произволу может обернуться неуправляемым террором.

В других странах и других демократиях свободу мысли и слова защищают специально созданные институции. И эти институции становятся охраняемой законом территорией, где привычные понятия, символы, ценности обязаны подвергаться критическому, подчас болезненному для восприятия анализу. Именно обязаны. Только в этом случае общественная жизнь сможет развиваться гармонично и свободно. Только в этом случае предрассудки, оправдывающие любую безответственность и произвол, будут побеждены.

К несчастью, российское общество исторически не научилось разделять территории публичного и "институционального". Не научилось уважать структуру и особенности другого, непонятного (потому для многих априори опасного и враждебного) языка. Выставочный зал – территория ведущегося на этом самом "непонятном" языке профессионального диалога, он не может уравниваться с улицей, метро, площадью. Это своеобразная интеллектуальная лаборатория, в которой творческие люди в силу своих способностей и таланта рефлексируют на тему политики, социума, личного и общественного, религии и церкви. И только благодаря этой рефлексии подтверждается жизнеспособность принципиальных для человечества ценностей. Потому предъявленные уважаемым людям обвинения в разжигании религиозной и национальной вражды свидетельствует о неадекватном понимании господами судьями границы территорий публичной и институциональной. Проще говоря, об их некомпетентности. Косвенным доказательством этой некомпетентности служат слова члена судебной экспертизы, искусствоведа Натальи Энеевой. Ее цитирует в своей итоговой речи государственный обвинитель Ю. Новичкова: "Если бы не было мощнейшей вербальной поддержки так называемого актуального искусства со стороны определенного рода художественной критики, если бы не было искусствоведов, своим пером убеждающих нас в том, что эти малотрудоемкие коллажи являются новым художественным словом, частью самозамкнутого художественного процесса, публика, вне всякого сомнения, просто не смогла бы воспринимать всерьез все эти перформансы как произведения искусства, воспринимала бы их по большей части как хулиганство. Искусствоведы, занимающиеся "актуальным искусством", такие же творцы актуального искусства, как и сами художники, то есть те, которые делают перформансы своими руками". Г-жа Энеева желает заклеймить современное искусство, а на деле выносит ему оправдание, т.к. настаивает на том, что современное искусство – особая система коммуникации, особые правила игры, которые, подобно высшей математике, неясны для профанов, требуют посредников-коммуникаторов. И то, что на "профанной" территории маркируется как "хулиганство", в профессиональном комьюнити становится художественным текстом или исследованием. По непонятой самой Энеевой логике судить о любом послании, сделанном на профессиональном языке, могут только люди, владеющие этим языком. В противном случае кто-то, руководствуясь собственными вкусами и образованием, может считать богохульством теорему Коперника или закон Бойля-Мариотта.

На выставке были вызывающие работы, смысл которых большинство художников не считает издевательством над чувствами верующих, а определяет с позиций именно институциональной критики. Критики тех религиозных и спекулирующих на религии организаций (в том числе и массмедиа), что репрессивны по отношению к свободе человека, его личному самоопределению в делах Веры. Ведь личная свобода только и может быть условием подлинного общения с Богом.

Небесполезно представить этот конфликт в исторической перспективе. Далеким прообразом выставки "Осторожно, религия!" можно считать перформансы, которые устраивал царь Петр Великий на рубеже XVII-XVIII вв. Начиная с 1694 года, в письмах Петра часто встречается термин "наша компания" или "компания". Так маркировалась социальная ячейка, противопоставляющая себя косному и дремучему "коллективному сознательному" средних веков. В компанию входили преданные царю люди разного звания, от князей (Ф.Ю. Ромодановский, Ф.М. Апраксин) до "разных чинов людей". Поведенческая модель, принятая "всешутейшей" компанией Петра I, преследовала цель отшелушить как раз ту коросту предрассудков, что не позволяла человеку свободно чувствовать, мыслить и говорить. Пародии на церковь и церковные обряды, разыгрываемые "всешутейшей" компанией Петра, были вовсе небезобидные для православной традиции. Куда более радикальные, чем на выставке "Осторожно, религия!". Но кощунством их считать нельзя, потому что модель поведения Петра и "товарищей" была прообразом художественных, параллельных жизни стратегий. Это было зеркало, в которое смотрелось общество. В этом зеркале недостатки и изъяны традиционного уклада представали в гипертрофированном виде. Их легко было "найти и обезвредить".

Создавая разные уровни социальной коммуникации, Петр приучал избавляться от предрассудков. Крупнейший историк России Александр Заозерский (1874-1941) характеризовал актуальный в то время художественный имидж Петра-перформансиста как реакцию против лицемерия и ханжества древнего "церковно-аскетического" режима жизни. Петра "удивляло, почему лицемерие или ханжество не запрещается специальной заповедью, и он собственноручно составил даже рассуждение на эту тему". А современник Петра, оставивший нам свои воспоминания о его царствовании, граф Бассевич сформулировал свое отношение к "потешным действам" царя так: "Он никогда не думал касаться самой религии, а имел в виду только чрезмерность богатства и власти духовенства, которое злоупотребляет как тем, так и другим". Не правда ли, очень актуальное в связи с выставкой "Осторожно, религия!" наблюдение?

Конечно, можно вспомнить, что многие ревнители православия и Петра I обзывали "антихристом". Но если с этой оценкой солидарны сегодня официальные органы, то недолго ждать процессов по делу ведьм и еврейских погромов.

17.03.2005

Источник: Время новостей

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама