ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Не бульбой единой..."

(Особенности национального характера. Белорусский вариант)

Эмилия Шелест :: 18 марта 2005

Года четыре назад довелось стажироваться в Москве. В редакции одной крупной газеты у меня с российскими коллегами вышел спор. Вернее, спором это даже трудно назвать, потому как в ответ на замечание было получено не возражение, а скорее согласие, однако каждый остался при своем. Все началось с того, что меня, как гостью хоть и из близкой, но все же другой страны, стали спрашивать: ну, как там у вас? Ответив, что все у нас, в сущности, нормально, услышала фразу, сказанную с добродушной, но все же издевкой: "А что им, белорусам? Им лишь бы войны не было да бульба уродила..." Единственное, что в тот момент я смогла сказать в ответ: "Да, вы абсолютно правы". Сказала так не потому, что больше нечего было ответить. Просто сказать хотелось так много, а времени тогда было так мало...

Тогда я действительно хотела сказать очень много. Как, впрочем, и всякий раз, когда при разговоре о моей стране и моем народе сталкиваюсь с непониманием, изумлением, насмешкой (пусть себе и добродушной, и безобидной) даже со стороны ближайших соседей, в сущности – братьев по этнической группе... Мне так много хочется рассказать, чтобы хоть немного понятнее стало, что белорус – не только замечательный герой для анекдотов о том, как среди повешенных осталася один живой и, когда его спросили, как ему это удалось, ответил: "Спачатку шыю муляла, а потым прыцярпеуся" ("Сначала шею давило, а потом привык")...

С чего же начать? Пожалуй с того, что покорность – не наша национальная черта. Вся летописная Беларусь начинается с истории непокорности – истории полоцкой княжны Рогнеды, которая отказалась выйти замуж за киевского князя Владимира. За это отвергнутый жених захватил ее родной город, убил отца и братьев, а саму Рогнеду прилюдно изнасиловал и увез с собой в Киев. Что оставалось несчастной женщине? Покориться, рожать детей и до смерти испытывать чувство вины за смерть близких. Сколько подобных историй канули в безвестность за долгие века. Но гордая полочанка была не из тех. В одну из ночей она подняла меч на мужа, зная, что идет на верную смерть. Так бы оно и было: Владимир проснулся до того, как меч опустился на него. Но тут за мать вступился десятилетний сын Изяслав. В шоке от такой неслыханной смелости, киевский князь отпустил непокорную жену и сына на "историческую родину". Город Заславль, что в пригороде Минска, – тому свидетель: он был вотчиной Изяслава и Рогнеды в изгнании... Из истории можно привести еще много примеров – и из давней, и из новейшей. Парадоксально, но факт: "покорных" белорусов всегда... боялись, что ли? Нет, пожалуй, в Европе народа, кроме нашего, чей язык на протяжении нескольких веков запрещали разные правители разных государств. После заключения Люблинской унии в XVI веке на территории Речи Посполитой единственным государственным языком постепенно стал польский. Белорусский же, на котором была написана и впервые издана самая демократичная на тот момент в Европе конституция – Статут Великого княжества Литовского, на котором появилась первая у восточных славян печатная книга – "Псалтирь" Франциска Скорины, оказался фактически под запретом. А император Николай I после восстания 1830-31 годов, которое принято называть "польским национально-освободительным", особым указом запретил и само название "Беларусь". И что же? Покорились, забыли язык и имя, как было велено "высочайшим соизволением"?.. Тихо, не крича, не афишируя свое несогласие, пронесли, сохранили, передали в наследство детям, внукам, которые годы спустя смогли, сумели построить свою страну с таким названием, в которой белорусский язык имеет статус государственного...

Почему сегодня так неоднозначно относятся к Беларуси на Западе? Ответ прост, и мы тут, на месте, это понимаем больше, чем кто-либо. Беларусь ни под кого не "прогнулась" – вот в чем причина. Живем так, как считаем нужным, растим свою, если хотите, картошку и никому не позволяем диктовать нам, как надо жить лучше и правильнее. Нередко в компаниях собираются люди разных политических взглядов, не всем и не все нравится из того, что происходит в нашей стране, разгораются споры, целые дискуссии. Но когда речь заходит о внешней политике государства, самые непримиримые оппоненты сходятся на том, что наше руководство абсолютно правильно поступает...

Белорусы действительно спокойные уравновешенные люди. Это не народ-воин, это народ-труженик. Но когда ему мешают трудиться и жить, как он хочет, – его вынуждают становиться воином. И тогда те, кто пришел на эту светлую землю с войной, очень горько об этом сожалеют. Начиная с монголо-татар, лавиной двигавшихся на запад, не встречавших достойного отпора, оставлявших после себя выжженную землю, которых раз и навсегда остановили у белорусского Крутогорья (теперь город Дзержинск в 30 километрах от Минска). Продолжая тевтонскими рыцарями, которые, бряцая латами, стремились на восток, и только битва возле Грюнвальда (на территории современной Польши, совсем близко от границы) смогла их остановить. Основные полки победителей шли тогда под хоругвями белорусских городов – Витебска, Орши, Мстиславля, Могилева, Полоцка, Бреста... Заканчивая последней войной – такого мощного партизанского движения, как в Беларуси, не было больше нигде во всей оккупированной фашистами Европе. И дело тут скорее не в хорошей организации подпольной борьбы, проведенной коммунистической партией. Мы просто в очередной (который уже!) раз всеми силами выгоняли из своего дома непрошенного гостя, который попытался навести в нем свой порядок.

Лишь бы не было войны... Да, тот московский коллега был в чем-то абсолютно прав. Потому что мы за это понятие – "нет войны" – заплатили слишком дорогую цену. Не только в Великую Отечественную – Беларусь тогда потеряла каждого третьего. За вею историю. Это уже в генной памяти каждого живущего на этой земле. Лишь бы не было войны... Как самое сокровенное желание, как молитва, которая возносится с этой земли ко всем богам.

Да, в маленькой Беларуси люди издавна молятся разным богам. Белорусы – веротерпимый народ, и для тех, кто приходит к нам с миром, наши двери всегда широко распахнуты. Религиозных и этнических войн не было и – я уверена! – не будет в Беларуси никогда. Хотя бы потому, что на протяжении веков тут мирно уживаются представители разных конфессий, никто ничего не пытается делить, никто не пытается стать главным. У нас, пожалуй, как нигде больше, очень много смешанных семей: муж – католик, жена – православная, и наоборот. Вместе празднуют и одно, и другое Рождество, и одну, и другую Пасху... Есть в Беларуси и свои, можно сказать, коренные мусульмане: князь Витовт в далеком XV веке пригласил к себе на службу крымских татар, и их потомки До сих пор живут в наших городах и местечках, исповедуют свою религию, и никто и никогда не пытался заставить их от нее отказаться или дать понять, что они на этой земле – чужие. В благодарность татары оставили белорусам уникальные памятники – китабы – книги, написанные арабской вязью на белорусском языке... В небольшом городке Ивье, например, совсем близко друг от друга стоят костел, церковь и мечеть. О многих белорусских городах еще в 30-х годах можно было сказать, что там стояла еще и синагога, но все та же последняя война тысячами унесла жизни белорусских евреев. Но где еще, как в Беларуси, столько "праведников мира" – людей, которые, рискуя жизнью, евреев от фашистов прятали и спасали?.. Именно в белорусском местечке Мир сидел в XVIII веке цыганский король-цыгане, кочующий народ, образовали свое королевство среди белорусов, получили на то разрешение и жили в согласии с коренным населением...

Что же еще добавить о нас к тому довольно обидному анекдоту?.. Бульбу мы действительно любим, у каждой уважающей себя белорусской хозяйки есть фирменный рецепт ее приготовления... Да, о главном едва не позабыла: анекдот-то сами белорусы и придумали. Любим мы иногда сами над собой посмеяться, знаете ли...

17.03.2005

Источник: Труд-7

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама