Года четыре назад довелось стажироваться в Москве. В редакции одной крупной газеты у меня с российскими коллегами вышел спор. Вернее, спором это даже трудно назвать, потому как в ответ на замечание было получено не возражение, а скорее согласие, однако каждый остался при своем. Все началось с того, что меня, как гостью хоть и из близкой, но все же другой страны, стали спрашивать: ну, как там у вас? Ответив, что все у нас, в сущности, нормально, услышала фразу, сказанную с добродушной, но все же издевкой: "А что им, белорусам? Им лишь бы войны не было да бульба уродила..." Единственное, что в тот момент я смогла сказать в ответ: "Да, вы абсолютно правы". Сказала так не потому, что больше нечего было ответить. Просто сказать хотелось так много, а времени тогда было так мало...
Тогда я действительно хотела сказать очень много. Как, впрочем, и всякий раз, когда при разговоре о моей стране и моем народе сталкиваюсь с непониманием, изумлением, насмешкой (пусть себе и добродушной, и безобидной) даже со стороны ближайших соседей, в сущности братьев по этнической группе... Мне так много хочется рассказать, чтобы хоть немного понятнее стало, что белорус не только замечательный герой для анекдотов о том, как среди повешенных осталася один живой и, когда его спросили, как ему это удалось, ответил: "Спачатку шыю муляла, а потым прыцярпеуся" ("Сначала шею давило, а потом привык")...
С чего же начать? Пожалуй с того, что покорность не наша национальная черта. Вся летописная Беларусь начинается с истории непокорности истории полоцкой княжны Рогнеды, которая отказалась выйти замуж за киевского князя Владимира. За это отвергнутый жених захватил ее родной город, убил отца и братьев, а саму Рогнеду прилюдно изнасиловал и увез с собой в Киев. Что оставалось несчастной женщине? Покориться, рожать детей и до смерти испытывать чувство вины за смерть близких. Сколько подобных историй канули в безвестность за долгие века. Но гордая полочанка была не из тех. В одну из ночей она подняла меч на мужа, зная, что идет на верную смерть. Так бы оно и было: Владимир проснулся до того, как меч опустился на него. Но тут за мать вступился десятилетний сын Изяслав. В шоке от такой неслыханной смелости, киевский князь отпустил непокорную жену и сына на "историческую родину". Город Заславль, что в пригороде Минска, тому свидетель: он был вотчиной Изяслава и Рогнеды в изгнании... Из истории можно привести еще много примеров и из давней, и из новейшей. Парадоксально, но факт: "покорных" белорусов всегда... боялись, что ли? Нет, пожалуй, в Европе народа, кроме нашего, чей язык на протяжении нескольких веков запрещали разные правители разных государств. После заключения Люблинской унии в XVI веке на территории Речи Посполитой единственным государственным языком постепенно стал польский. Белорусский же, на котором была написана и впервые издана самая демократичная на тот момент в Европе конституция Статут Великого княжества Литовского, на котором появилась первая у восточных славян печатная книга "Псалтирь" Франциска Скорины, оказался фактически под запретом. А император Николай I после восстания 1830-31 годов, которое принято называть "польским национально-освободительным", особым указом запретил и само название "Беларусь". И что же? Покорились, забыли язык и имя, как было велено "высочайшим соизволением"?.. Тихо, не крича, не афишируя свое несогласие, пронесли, сохранили, передали в наследство детям, внукам, которые годы спустя смогли, сумели построить свою страну с таким названием, в которой белорусский язык имеет статус государственного...
Почему сегодня так неоднозначно относятся к Беларуси на Западе? Ответ прост, и мы тут, на месте, это понимаем больше, чем кто-либо. Беларусь ни под кого не "прогнулась" вот в чем причина. Живем так, как считаем нужным, растим свою, если хотите, картошку и никому не позволяем диктовать нам, как надо жить лучше и правильнее. Нередко в компаниях собираются люди разных политических взглядов, не всем и не все нравится из того, что происходит в нашей стране, разгораются споры, целые дискуссии. Но когда речь заходит о внешней политике государства, самые непримиримые оппоненты сходятся на том, что наше руководство абсолютно правильно поступает...
Белорусы действительно спокойные уравновешенные люди. Это не народ-воин, это народ-труженик. Но когда ему мешают трудиться и жить, как он хочет, его вынуждают становиться воином. И тогда те, кто пришел на эту светлую землю с войной, очень горько об этом сожалеют. Начиная с монголо-татар, лавиной двигавшихся на запад, не встречавших достойного отпора, оставлявших после себя выжженную землю, которых раз и навсегда остановили у белорусского Крутогорья (теперь город Дзержинск в 30 километрах от Минска). Продолжая тевтонскими рыцарями, которые, бряцая латами, стремились на восток, и только битва возле Грюнвальда (на территории современной Польши, совсем близко от границы) смогла их остановить. Основные полки победителей шли тогда под хоругвями белорусских городов Витебска, Орши, Мстиславля, Могилева, Полоцка, Бреста... Заканчивая последней войной такого мощного партизанского движения, как в Беларуси, не было больше нигде во всей оккупированной фашистами Европе. И дело тут скорее не в хорошей организации подпольной борьбы, проведенной коммунистической партией. Мы просто в очередной (который уже!) раз всеми силами выгоняли из своего дома непрошенного гостя, который попытался навести в нем свой порядок.
Лишь бы не было войны... Да, тот московский коллега был в чем-то абсолютно прав. Потому что мы за это понятие "нет войны" заплатили слишком дорогую цену. Не только в Великую Отечественную Беларусь тогда потеряла каждого третьего. За вею историю. Это уже в генной памяти каждого живущего на этой земле. Лишь бы не было войны... Как самое сокровенное желание, как молитва, которая возносится с этой земли ко всем богам.
Да, в маленькой Беларуси люди издавна молятся разным богам. Белорусы веротерпимый народ, и для тех, кто приходит к нам с миром, наши двери всегда широко распахнуты. Религиозных и этнических войн не было и я уверена! не будет в Беларуси никогда. Хотя бы потому, что на протяжении веков тут мирно уживаются представители разных конфессий, никто ничего не пытается делить, никто не пытается стать главным. У нас, пожалуй, как нигде больше, очень много смешанных семей: муж католик, жена православная, и наоборот. Вместе празднуют и одно, и другое Рождество, и одну, и другую Пасху... Есть в Беларуси и свои, можно сказать, коренные мусульмане: князь Витовт в далеком XV веке пригласил к себе на службу крымских татар, и их потомки До сих пор живут в наших городах и местечках, исповедуют свою религию, и никто и никогда не пытался заставить их от нее отказаться или дать понять, что они на этой земле чужие. В благодарность татары оставили белорусам уникальные памятники китабы книги, написанные арабской вязью на белорусском языке... В небольшом городке Ивье, например, совсем близко друг от друга стоят костел, церковь и мечеть. О многих белорусских городах еще в 30-х годах можно было сказать, что там стояла еще и синагога, но все та же последняя война тысячами унесла жизни белорусских евреев. Но где еще, как в Беларуси, столько "праведников мира" людей, которые, рискуя жизнью, евреев от фашистов прятали и спасали?.. Именно в белорусском местечке Мир сидел в XVIII веке цыганский король-цыгане, кочующий народ, образовали свое королевство среди белорусов, получили на то разрешение и жили в согласии с коренным населением...
Что же еще добавить о нас к тому довольно обидному анекдоту?.. Бульбу мы действительно любим, у каждой уважающей себя белорусской хозяйки есть фирменный рецепт ее приготовления... Да, о главном едва не позабыла: анекдот-то сами белорусы и придумали. Любим мы иногда сами над собой посмеяться, знаете ли...
17.03.2005
Источник: Труд-7