В парижском метро молодые люди неприбранного студенческого вида раздают крошечные книжечки, размером с половину спичечного коробка. Текст новой европейской Конституции. Подготовка к референдуму. Вообще-то и нам хорошо бы таким же образом пропагандировать свою Конституцию и формировать у обывателя представление о верховенстве Основного закона над сиюминутными политическими интересами; глядишь, и басманных судов, и байкалфинансгруппенфюреров было бы меньше.
Открываешь книжечку, смотришь первый раздел. Начинается Конституция словами о человеческом достоинстве как главной ценности европейской цивилизации и соединительной идее Евросоюза. Это здорово; нам бы так. Хотелось бы хоть чуть-чуть, хоть полслова о том, на какой основе, на какой почве взросла эта самая цивилизация; о той идеологической причине, следствием которой стала философия прав человека; об иудеохристианских корнях Европы. Ожидание тщетно. Дальше идет множество пунктов об устройстве нового надгосударственного образования, о соотношении национальных законодательств и общеевропейских норм, о правах гражданства и проч. Оно бы и ладно; Конституция не трактат, Основной закон не историческое исследование. Но кое-что настораживает. Не в Конституции, а в жизни, в мироустройстве, которое эта Конституция описывает и закрепляет.
Декларация прав человека была производна от религиозных идей, одушевлявших Европу почти два тысячелетия, связана с ними тысячью нитями. XIX век и первая половина XX были потрачены на то, чтобы эти нити стали совсем невидимы. В конце концов права человека как таковые, достоинство личности само по себе заняли место напряженного творческого конфликта Творца и творения, а Церковь, выносившая представления о человеке как мере вещей (заданной Богом) и цели мировой истории (Богом поставленной), была отодвинута в глухую тень. Число людей, которых сегодня волнует судьба больного папы римского, примерно равно числу заядлых футбольных болельщиков, то есть счет идет на миллиарды. Но число людей, которых при этом волнует судьба больной Церкви, которую папа возглавляет, в тысячи, в десятки тысяч раз меньше. Папа символ чего-то статусного и старинного, он ньюсмейкер, он старенький, и его жалко; а Церковь это что такое?
Права человека, достоинство личности к концу XX века перестали быть философией и стали светской религией. И тут, аккурат перед принятием новоевропейской Конституции, с ними случилось то, что обычно случается с религиозными учениями. Они вошли в непоправимое противоречие с жизненной практикой. Демон мирового терроризма вышел на просторы истории. Священная личность европейца, он же американец, внезапно ощутила себя полностью беззащитной перед внезапным ударом неуловимой силы, не имеющей центра, возникающей как бы ниоткуда и исчезающей в никуда. Военный ответ, предложенный Америкой на этот вызов, ни к чему хорошему не привел.
Пока ближайшие следствия этого нарастающего липкого страха вполне умеренны; речь идет не об отказе от религии прав человека, а всего лишь об усилении служб безопасности, армии, полиции. Усилении финансовом, организационном, но не политическом. Однако же дальнейшее предсказать несложно. Накачивание спецслужб несчитанными деньгами ожидаемых гражданских результатов не даст; страх будет нарастать. Зато даст американским и европейским чекистам ощущение собственной непогрешимости и право претендовать на новую, особую роль в построении и планировании внутренней и внешней политики. Их философия, их религия не права человека. Их религия сила. Их слоган гарантии защиты. Их метод управления тотальный контроль. И чем меньше будут их успехи в борьбе с войной и опасностью, тем громче в обществе будет звучать требование мира и безопасности. Ради которого можно пожертвовать всем. В том числе достоинством личности и правами человека.
Говорят, на последних выборах в Израиле две крупнейшие и жестко конкурирующие друг с другом партии, "Ликуд" и "Авода", шли практически под одним и тем же лозунгом. Первая: "Мир и безопасность". Вторая: "Безопасность и мир". Разумеется, братский еврейский народ не обязан знать рассуждение презираемого им ренегата Павла, перешедшего из фарисеев в апостолы. Но европейцы и американцы могли бы перечитать апостольские послания и вспомнить предупреждение, сделанное в I веке по Рождестве Христовом. А именно: как только возгласят "Мир и безопасность", тогда и придет конец.
21.03.2005
Источник: Известия