ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Революционизирующий фактор ислама"

Михаил Делягин :: 22 марта 2005

В марте в издательстве "Вече" вышла книга известного экономиста Михаила Делягина "Россия после Путина. Неизбежна ли "оранжево-зеленая" революция?", которая подробно (и, надо признать, критически) анализирует анатомию сложившейся системы. Автор, разумеется, предлагает собственные варианты решения стоящих перед страной проблем. Не вдаваясь в споры ни относительно его "диагноза" действительности (он в любом случае субъективен), ни относительно целебности выписываемых им рецептов, мы решили обратить внимание читателей на один раздел книги, показавшийся нам любопытным.

Влияние на Россию "бизнес-эмиграции", несмотря на ее ресурсы, невелико. Она будет стремиться радикализировать отношение к путинскому режиму элит развитых стран. Но последние прагматичны и склонны реализовывать долгосрочные интересы, не поддаваясь настроениям общественности (которыми они умеют управлять). "Бизнес-эмиграция" скорее облегчит им получение новых уступок, но не создаст для Путина угрозы утраты власти в ходе слегка прикрытой демократическими процедурами спецоперации (подобной осуществленным в Югославии, Грузии и на Украине).

"Бизнес-эмиграция" попытается радикализировать и российское общество, но ее глубокая отчужденность от интересов большинства россиян не позволит ей добиться успеха. Она сможет активизировать лишь "социально близкую" к ней либеральную интеллигенцию, профессиональных правозащитников и "жаждущих ловли рыбки в мутной воде" политических провокаторов.

Проблема "бизнес-эмиграции", как и оставшихся в России коммерческих олигархов, – высокая норма воровства среди их менеджеров (еще в 1997 году оцененная в 75%), снижающая действенность выделяемых средств. Кроме того, коммерческая олигархия является для правящей бюрократии "идеальным противником": изученным, уязвимым (через заложников, например), болезненно склонным к комфорту, не способным (за редчайшими исключениями) на самопожертвование и совсем недавно триумфально побежденным.

Серьезный противник правящей бюрократии – исламский фундаментализм.

Война в Чечне (характерно, что о десятилетии ее начала в конце 2004 года просто забыли) изменила не только Северный Кавказ, но и весь российский ислам. Перед распадом СССР это было типичное "домашнее верование", являющееся, скорее, культурным феноменом. Муллы, помнящие контроль КГБ, были ориентированы не только на сотрудничество, но и на прямую поддержку власти.

Распад государственности изменил ситуацию. Руководители республик в составе России нуждались в новой идентичности, объединяющей население вокруг них и укрепляющей их легитимность. Поскольку это укрепление достигалось лишь за счет усиления обособленности от России, оно могло опираться не на общероссийские, а лишь на региональные ценности и культурные коды.

Большинство "титульных" народов республик, к которым принадлежала и национальная бюрократия, сформировавшаяся при Брежневе и пришедшая к власти на волне демократических выборов, на протяжении своей истории развивалось как часть российского общества, в рамках российской культуры. Их национальная культура была мало распространена даже среди самих представителей этих народов, которые часто составляли меньшинство населения. Для обособления от слабевшей России они могли опереться только на ислам.

В результате пришедшие к власти национальные элиты буквально поставили ислам в центр национальной идеологии и культуры, обособляющих их от остальной России. Поскольку этот ислам не вызрел глубоко в национальной культуре и в душах людей, а был во многом взят как инструмент, это был не "домашний", а активный ислам, энергично вторгавшийся в недоступную для него ранее частную жизнь людей. Сыграл свою роль и энтузиазм неофитов, стремившихся быть "святее папы римского". В результате светские общества стремительно стали превращаться в религиозные.

Навстречу номенклатурному поиску новой, обособленной от общероссийской идентичности шел не менее стихийный народный поиск справедливости. Он усиливался асоциальной государственной политикой, ростом бедности и безысходностью.

В итоге в России, как и в мире в целом, свойственное массам стремление к справедливости, ранее аккумулировавшееся коммунистической идеологией, в результате ее краха высвободилось и нашло свое выражение через обновившийся ислам.

Последний, как можно понять, придает мусульманам значимые для советского человека ощущения глобальности – принадлежности к всеобщему процессу и приподнятого над суетой повседневности служения не мелким, меркантильным интересам, но некой высшей истине.

По Маяковскому, никому из нас, наследующих СССР, не нужно быть "приказчиком", пусть даже за большие деньги и в лучшем магазине мира; наша невольная цель и смысл существования иные – "а завтра царства стираю в карте я".

Мелкая, корыстная мотивация либерального фундаментализма, этой идеологии служащей развитым странам и утилизирующей Россию компрадорской бюрократии, враждебна скрыто живущей в нас советской культуре, формирующей качественно более высокие, нравственные запросы. После краха коммунизма единственной силой мира, соответствующей этим запросам, был ислам, причем в глобальной, осуществляющей экспансию ипостаси.

Эта экспансия была ускорена войной в Чечне.

Бегство в Россию наиболее активных и дееспособных людей рушащегося и нищающего постсоветского пространства способствовало продолжающемуся и сейчас повышению доли мусульман в экономически, социально, а в конечном счете – и политически активной части населения. С учетом сплоченности мусульманских диаспор и эффективного использования коррумпированности правящей бюрократии можно предположить, что вскоре их влияние приблизится к влиянию остальных этноконфессиональных групп России.

Конечно, мусульманские диаспоры раздроблены, но на фоне разобщенности русских они представляются едва ли не монолитом. Предстоящий системный кризис создаст целую гамму возможностей, которые будут использованы для усиления политических позиций ислама. Речь идет прежде всего о массовом выдвижении на федеральный уровень власти деятелей, не просто связанных с теми или иными кланами, но осознанно выражающих общие интересы и позиции диаспор.

Дополнительную разрушительную роль будет играть аллергическая реакция расизма с обеих сторон. Возможно внезапное форсирование распада общества на две основные общины – мусульманскую и русскую – при слабости и разобщенности последней. Эти ее недостатки, а также нежелание ее включенных в федеральную элиту представителей осознавать коллективные интересы и подчинять им свои личные мотивации компенсируют ее количественное преимущество.

В этих условиях демократические процессы в России, как и в других исламских странах, усилят не только представительство, но и власть наиболее сплоченной и энергичной части общества – мусульманских диаспор. При бездействии недееспособного государства усилится влияние представителей радикальных течений в исламе.

Таким образом, "оранжевая" революция, перенесенная на унавоженную путинским режимом российскую почву, приобретет выраженный "зеленый" оттенок.

Без объединяющей надрелигиозной и наднациональной идеологии разделение России на две общины завершится их обособлением и распадом общества, которое перейдет в территориальный распад страны с чудовищными социально-экономическими, экологическими и, вероятно, военными последствиями. При этом в силу экспансии экстремистских течений ислама "оранжево-зеленая" революция в России не может быть мирной. Смешение оранжевого и зеленого цветов на российской политической палитре, вопреки законам оптики, может быть кровавым.

21.03.2005

Источник: Профиль

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама