Недавно завершилась программа принесения мощей преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары в Россию. Возвращение сестры супруги последнего царя, основательницы знаменитой Марфо-Мариинской обители милосердия, привлекло большое внимание православных верующих около 10 млн человек пришли к мощам в разных городах России и стран ближнего зарубежья. Организовал принесение мощей Фонд Святого Всехвалъного апостола Андрея Первозванного общественная организация, смысл деятельности которой объясняется уже самим ее названием "фонд содействия духовно-нравственному возрождению современного общества на основах православия". При этом фонд не ограничивается только церковными проектами в прошлом году на отдых и лечение в Россию им были приглашены более 500 сербских детей из Косова и Метохии, а на этой неделе в Гаване открывается очередная сессия организованного фондом мирового общественного форума "Диалог цивилизаций" конференция "Латинская Америка в XXI веке: универсализм и самобытность". О деятельности фонда его президент Александр МЕЛЬНИК рассказал в интервью обозревателю "ПЖ" Петру АКОПОВУ.
- Александр Владимирович, как возникла идея создания Фонда Андрея Первозванного?
- В начале 90-х годов, во время подготовки к 300-летию Военно-морского флота России, появилось издательство "Андреевский флаг", изначально ориентированное на выпуск специализированной литературы, мемуаров известных адмиралов. Я этим занимался. Потом меня включили в комитет по подготовке праздника. Параллельно мы стали более подробно узнавать об апостольском служении Андрея Первозванного так был учрежден фонд, носящий его имя. Так что все было отчасти случайно, а отчасти и закономерно. Потом, уже в конце 90-х, был создан Центр национальной славы России это было следствием размышлений о российской государственности, о тех испытаниях, которым она подвергается. У нас в Конституции записано, что наше государство это государство без идеологии. Но нельзя забывать традиции, забывать о том, что мы народ идеократичный. Без идеи нам не удержать такую махину, такое колоссальное государство. Даже маленьким народам нужны идеи, а как же без идеи большому народу, если все живут сами по себе?
Настал момент, когда государство, власть должны предложить в качестве национальной идеи идею не экономического или политического характера, а духовно-нравственную. Но для этого нужно, чтобы те, кто сегодня представляет власть, показали пример духовно-нравственного служения. И с этой точки зрения очень важен пример служения великой княгини Елизаветы Федоровны пример человека, который был на вершине власти, обладал всем и понимал, что не может жить, не соотнося свою жизнь с жизнью своего народа. Очень хотелось бы верить, что и сейчас у нас может произойти нечто подобное.
- Когда вы стали заниматься православными проектами?
- Это произошло еще в самом начале деятельности издательства. Я пришел к митрополиту Питириму посоветоваться насчет совместных издательских проектов, и они владыке понравились. Тогда же начались и наши международные проекты в 1994 году, после трагедии Вуковара, мы забрали оттуда более 100 раненых детей. При поддержке наших нефтяников мы привезли их для лечения и отдыха на Обь.
Постепенно расширялись и характер, и география нашей деятельности. В 1998 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия мы организовали крестный ход из Владивостока в Москву. Потом были еще 11 пеших крестных ходов из Салехарда, Воркуты, Сочи, Хакасии, Архангельска, Белоруссии. Это продолжалось два года и завершилось в Москве к 2000-летию Рождества Христова. Для всех нас это была колоссальная школа. Тогда же мы начали ставить поклонные кресты по всем границам России. Всего поставили 150 крестов, в том числе и на спорных территориях. В середине Большого Уссурийского острова, где мы водрузили крест и построили часовню, сейчас провели границу и часть земли отдали китайцам. Последний на сегодняшний день крест был установлен на острове Ратманова в Беринговом проливе.
Так мы стараемся помочь сохранению государства во всех смыслах геополитическом, географическом, духовном. Очень приятно, что во многих местах, где мы поставили кресты, продолжается начатое нами дело где-то возник кадетский корпус, где-то детский дом взяли на попечение, одних храмов Андрея Первозванного построено больше десяти.
- Одним из ваших дел стало ежегодное принесение на Пасху из Иерусалима в Москву Благодатного Огня. С чего началась эта акция?
- Случилось так, что патриарх Иерусалимский Диодор незадолго до своей смерти вручил нам (Сергею Щеблыгину, Владимиру Клименко и мне) знаки кавалеров ордена Гроба Господня и благословил нас думать о судьбе Иерусалима. Потом у нас возникла идея проведения Всеправославной молитвы "Просите мира Иерусалиму". В этом году молитва пройдет уже в третий раз. Кроме того, мы организовывали прямую трансляцию схождения Благодатного Огня, и, к удивлению телевизионщиков, огромное количество людей ее посмотрело. Всеправославной молитве и принесению Благодатного Огня большое внимание уделяют наши крупные политические деятели с каждым годом делегация становится все больше и больше. Многие едут в Иерусалим туристами, а приезжают оттуда преображенными людьми, более одухотворенными. Политиков часто упрекают в игре в православие, в спекуляции на религиозных чувствах. Насколько искренни политики в вере?
- Невозможно оценивать веру другого. Я знаю многих высокопоставленных людей, которые нуждаются в духовной опоре. Есть ли в этом элемент веры? Наверное. Оценить искренность веры можно только тогда, когда за нее будут преследовать. Ведь накануне 1917 года тоже очень много говорили о том, что властям предержащим, священноначалию не хватает веры, а после революции в России появилось колоссальное количество мучеников, среди которых были и высокопоставленные люди.
- Работа в Сербии остается одним из главных направлений?
- Мы понимаем, что необходимо оказывать максимальную помощь и нуждающимся в России. Но, с другой стороны, мы понимаем, сколь большое значение имеет для России пример бывшей Югославии. Это препарированная, уже разложившаяся страна. Мы видим, как на государства, сохранившие православную веру, продолжают оказывать максимальное давление.
В Сербии мы проводим много программ. Продолжаем возить в Россию на отдых косовских детей, периодически доставляем гуманитарную помощь, недавно возили в Косово учителей русского языка с методическими пособиями. В местечке Липляне есть старая школа, построенная еще в социалистической Югославии, большая, со спортивным и актовым залами. Ее отдали албанским детям. А сербы живут в квартале, огороженном вышками, в котором для школы выделили бывшее подсобное помещение обшарпанное, без света, без туалета, без тепла, с буржуйками. Нужно было видеть, с какой надеждой они смотрят на русских, им важно уже то, что мы есть. Ведь в отношении сербов идет цивилизованный геноцид "геноцид в белых перчатках" под прикрытием "белых касок" ООН.
- Какова цель форумов "Диалог цивилизаций"?
- Мы проводим большую программу "Диалог цивилизаций" с целью рассказать Западу, да и всему миру, о России, о православии. Уже прошли форумы в Иране, Индии, Чехии, на Родосе, скоро пройдет конференция на Кубе. Мы стремимся объяснить российское понимание мироустройства. Одна из главных задач "Диалога цивилизаций" вырулить с того пути, который нам навязывается и который направлен на создание однополярного мира. Наш форум одна из альтернатив теории "войны цивилизаций". Конечно, мы ищем единомышленников, апеллируем к тем, кто относится к России не как к стране, подлежащей уничтожению, а как к участнику диалога. Мы стремимся к формированию системы международных отношений на уровне общественных и научных организаций, противостоящих проекту создания однополярного мира.
21.03.2005
Источник: Политический журнал