Она стала оплотом духовности для верующих
В этом году исполняется десять лет, как Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь получил свое второе рождение. Тогда, в 1995 году, после долгих лет заброшенности в полуразрушенную и поруганную обитель пришли монахини и вдохнули в нее жизнь. Вновь в стенах монастыря зазвучала молитва.
Красный террор
В годы советской власти монастырь разделил скорбную судьбу многих храмов и монастырей России. В здании обители и в монастырском храме соловецких подвижников Зосима и Савватия (в прошлом году храму исполнилось 110 лет) в годы политических репрессий содержались заключенные. Только в 1956 году они были оттуда выведены. Многих отсюда уводили на расстрел. "В нашем храме даже впервые вошедший в него ощущает благодать Божью, – утверждают монахини, – потому что здесь очень намеленное пространство. Ведь среди заключенных было много священнослужителей и просто верующих людей. Когда человек живет в ожидании смерти, все его помыслы уже – о вечности. Здесь возносились самые горячие молитвы к Богу". Среди заключенных, расстрелянных в Кылтовском монастыре, был митрополит Одесский и Херсонский Анатолий Гристюк. Несколько лет назад приезжали сюда паломники из Херсона в надежде найти мощи убиенного митрополита. Но ни креста, ни могилки с именем не нашли. Дьякон Алексей из Херсона долгое время переписывался с кылтовскими монахинями. В своих письмах он выражал надежду, что Господь все же когда-нибудь откроет им местонахождение мощей митрополита Анатолия.
Благословение патриарха
В 1996 году по случаю празднования 600-летия блаженной кончины святителя земли Коми Стефана Пермского на вертолете прилетал в Кылтово сам патриарх Алексий II. В память об этом событии в храме хранится икона Владимирской Божьей Матери, которой патриарх благословил монахинь на восстановление монастыря. "Почему на восстановление, а не на новое строительство? Да потому, – поясняют монахини, – что наступили последние времена. Вы посмотрите, как время уплотнилось, как суета мирская очерствляет людские сердца. Храмы испокон веку строились на жертвоприношения, а нынче вера не та, что в старину была. Но святые отцы пророчествовали, что в последние времена наступит еще короткий период расцвета православия. Может, именно сейчас и начинается возрождение православия. Люди потянулись к Богу. К нам сейчас хоть и автобус не ходит, но все равно верующие заезжают. Кто-то проездом из Ухты в Сыктывкар или обратно, кто пожить, помолиться, кто утешения в горе ищет".
Недавно в монастыре произошло событие для верующих весьма немаловажное. Местная власть передала монахиням в бесплатную аренду пустующий одноэтажный дом под гостиницу для паломников. Известно, что монастыри испокон веку влекли к себе не только людей богобоязненных, но и ищущих ответа на главные жизненные вопросы, отчаявшихся и заблудших. Там, в труде и молитве, душа находит утешение и смиряется с волей Божьей. Предоставить приют паломникам монахи считают своим долгом. В святых местах, которые привлекают огромное множество паломников со всей страны, местные жители недорого сдают жилье приезжим, потому что монастырские гостиницы не вмещают всех богомольцев. А в умирающем поселке Кылтово жилье никто не сдает.
Как рассказала нам одна из монахинь – матушка Вера, паломников селят в свободных кельях на втором этаже того же здания, где живут монахини, – первый этаж для жилья не годен. Но здание старое, кругом щели, и сколько ни топи, а тепло мгновенно выдувает. Зимой температура в кельях выше пятнадцати градусов не поднимается. Сами-то обитательницы монастыря ни на что не сетуют: не положено, мол, монахам холить себя и нежить, а вот паломники далеко не все могут долго в холоде выдержать. Приедут в надежде подольше пожить в обители, а через день-два сбегают. А летом в доме живут ребята из православного лагеря, организуемого епархией. На Рождество приехала в монастырь певица Ольга Сосновская с семьей. Посмотрев на монастырское житье-бытье, предложила: "А вы бы обратились в администрацию с просьбой: пусть вам пустующий дом выделят под гостиницу. Людям, приезжающим семьями, намного удобней было бы".
Прямо рядом с монастырем стоял пустующий домик. Хозяйка его умерла, и после ее смерти на дом никто из родственников не претендовал. Прислушались монахини к предложению паломницы и обратились в администрацию Емвы с просьбой отдать им этот дом в бесплатную аренду. В администрации не отказали, и с месяц назад появилась у монастыря гостиница.
Конечно, гостиницей ее пока сложно назвать: стекла в окнах выбиты, в самом помещении требуется ремонт, меблировка какая-никакая нужна. Даже зайти в дом, чтобы прикинуть объем работ, монахини пока не могут: снегу вокруг намело по пояс, а расчистить его рабочих рук не хватает. В монастыре сегодня живут девять инокинь, и только пять из них – рабочие. На этих пятерых держится все хозяйство. На вопрос, где же они возьмут столько кроватей для паломников и как управятся с ремонтом, Вера как будто даже удивилась: "Бог поможет. Господь видит наши нужды. Вот только появилась у нас гостиница, как тут же одна женщина из Эжвы, совершенно не зная об этом, пожертвовала монастырю мебель. Вот вам и решение "мебельного вопроса". Да и паломники нам очень помогают".
Помощники и Олагодетели
О паломниках, приезжающих в монастырь, монахини говорят с особой теплотой. "В монастыре ведь так же, как и в семье, без мужских рук очень непросто, – говорит матушка Антонина. – Если бы не паломники, разве нам управиться с хозяйством? "
В монастырском хозяйстве – две коровы, куры, огород. Недавно буренки отелились. Правда, поскольку на дворе Великий пост, молоком в монастыре балуются только телята и восемь кошек. Пятеро членов многочисленного кошачьего семейства во время нашего визита вповалку спали на ватном одеяле, разложенном для них на печи. Мать семейства – монастырская кошка Мурка, несмотря на преклонный возраст, продолжает исправно приносить приплод. А поскольку отдать котят в поселке некому, приходится всех оставлять у себя. Лишить Божью тварь жизни, как это с легкостью делается многими в миру, здесь никому и в голову не придет.
Одного из котят – Арбузика – в месячном возрасте одна из монахинь нечаянно придавила дверью. У несчастного животного отсохли задние лапы. Из сострадания к мучениям Арбузика хотели было монахини его отнести к ветеринару и усыпить, но матушка игуменья строго запретила. Сами, мол, покалечили, вот и ухаживайте теперь. Арбузик со временем приноровился жить без задних лап. На двух передних он скачет не хуже, чем на четырех: и на печку запрыгивает самостоятельно, и с печки спрыгивает. А за фантиком гоняется наравне с другими котятами.
Прокормить двух коров – дело непростое, сена нужно заготовить немало. Уже который год на сенокос приезжает в Кылтово пенсионер Владимир Дмитриевич Запорощенко. Не один приезжает – берет с собой сына и его друзей. Владимира Дмитриевича монахини величают благодетелем: приезжая, он работает на благо монастыря не покладая рук. Другой благодетель – предприниматель подарил монастырю автобус-"газель".
Транспорт для обители – не роскошь. С недавних пор в поселок перестал ходить пассажирский автобус, и добираться до ближайшего населенного пункта стало большой проблемой: до автотрассы – 14 километров по дороге, которая идет лесом. А ведь в Сыктывкаре находится подворье монастыря, и матушке игуменье необходимо часто бывать там. Да и священник, который окормляет монастырь, – иерей Владимир – тоже ездит в Кылтово из Сыктывкара. К тому же на "газельке" теперь привозят продукты, так как в поселке магазина нет.
Несмотря на недавно выпавший снег, дорожки во дворе монастыря и подъезд к нему тщательно расчищены. Чистить снег за небольшую плату помогают местные мужики. Пока мы разглядывали здание гостиницы, неподалеку от нас разгребал снег на дорожках невысокий худощавый парень. "Это местный сирота, – пояснила мне матушка Вера, – живет неподалеку. Давно уже прибился к монастырю и по сей день помогает нам по хозяйству. Мы ему за это десять рублей платим и кормим у себя в трапезной.
Больше он нигде не работает, на это и живет. Грех бросать сироту. Пропащая душа – Бога так и не нашел. Получит деньги за уборку снега и на "Трою" их потратит". При ближайшем рассмотрении "сироте" на вид оказалось лет тридцать. "Сколько бы лет человеку ни было, а если родителей нет -все равно сирота, – отвечает Вера на мое молчаливое недоумение. – Некому было его вовремя вразумить, на путь истинный наставить".
Пути Господни
ЕСТЬ при монастыре дом священника, да только хозяина в нем нет. На мой вопрос, почему пустует дом, матушка Антонина отвечает: "Разве какой батюшка поедет сюда! В поселке ни школы, ни медпункта, ни магазина нет, а у всех священников – дети. К тому же дом священника очень холодный. Иеромонаха сюда тоже не пошлют – монастырь-то женский. А так духовный наставник иногда бывает нужен! Мы ведь все сюда из мира пришли, от греховной жизни. А грехи так сразу не отпускают человека. Общинная жизнь требует терпения и смирения, а случается, и разгневаешься на кого-нибудь, и обиду удержать не сможешь. Духовник как мудрый наставник и огонь погасит, и подскажет, как с грешными помыслами бороться".
Несмотря на суровый быт, ни одна из монахинь даже мыслей не держит оставить монастырь. "Что вы! – восклицает 34-летняя София, которая живет в монастыре уже 12 лет. – К мирской жизни вернуться? ! Да я дня не могу в городе находиться. Бывает, матушка-игуменья на послушание отправит в город пожертвования собирать, так я от этого муравейника устаю так, будто машину разгрузила. Смотришь, как люди суетятся, что-то покупают, примеряют, тратят огромные деньги на дорогие вещи, и думаешь: куда им столько, зачем, разве в этом радость жизни? "
Пути Господни неисповедимы -никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. У всех монахинь – своя история обращения к Богу. Матушка Антонина, которой сейчас 69 лет, пришла в монастырь в начале девяностых. Жила она в Печоре. Все было: муж, любимая работа. Жили не богато, но и не бедно, могли позволить себе и путешествовать. Правда, детей не хотели они с мужем иметь, думали пожить для себя. Внезапно муж умер. Оставшись одна, Антонина затосковала страшно. "Тоска меня в монастырь привела, – рассказывает она. – Бывало, так навалится – хоть в петлю лезь. Подругу позову, посидим, выпьем. Она уйдет, а я опять один на один со своей тоской". Посоветовали Антонине в храм сходить. И только там, где сама тишина говорит о присутствии Божьем, поняла она, что всю жизнь жила наперекор Божьим законам, а эта глухая неизбывная тоска была не чем иным, как метанием души, заблудившейся во мраке греха.
"Вы, пожалуйста, ничего не пишите о наших бытовых трудностях -мы ни на что не жалуемся, – просила меня матушка Антонина. – Вы так постарайтесь написать, чтобы хоть одна душа проснулась и к Богу обратилась". Больше всего печалятся монахини о том, что никто из местных жителей не ходит в храм. Живут они с посельчанами в мире, но не хотят кылтовцы к Богу обратиться. С горечью рассказывала мне матушка Антонина историю о том, как у одной из местных женщин недавно убили сына. Утешали ее монахини, как могли, и убеждали идти в храм, молиться об упокоении души, сами молились за парня. Но мирские дела для женщины оказались важнее. И что тут сделаешь? Ведь насильно в рай человека не загонишь. И потому молятся монахини за спасение всех еще не познавших Бога. Может, по их молитвам чья-то необъяснимая тоска чудным образом перерастет в радость встречи с Богом, как когда-то это случилось у матушки Антонины.
25.03.2005
Источник: Республика (Сыктывкар)