"Основам православной культуры" не хватает культуры
На днях Останкинская прокуратура прислала Льву Пономареву, главе движения "За права человека", второй отказ в возбуждении уголовного дела против автора и издателей скандально известного учебника "Основы православной культуры". Напомним, что правозащитник требовал привлечь к ответственности Аллу Бородину и издательство "Покров" по факту возбуждения национальной и религиозной вражды.
Впрочем, и других оснований усомниться в целесообразности учебника достаточно. Околорелигиозные мифы и суеверия, не говоря уже о грубейших ошибках, встречаются едва ли не на каждой его странице. Клеймо "ересь" ставится на все, что автору учебника не нравится. При этом госпожа Бородина, скорее всего, не задумывалась над тем, что термин "монофизитская ересь", походя брошенный ею, оскорбляет миллионы приверженцев Армянской Апостольской Церкви. (Монофизиты - особая ветвь христианства, возникшая в результате теологических споров в IV - V веках н. э. К монофизитам относятся, например, Армянская, Коптская, Эфиопская церкви). Нет смысла также еще раз пересказывать строки, где иудеи обвиняются в распятии Христа, а "благородный" русский народ противопоставляется иным, которые "не всегда благородно ведут себя на территории православного государства".
Даже то, что католики (коих в мире полтора миллиарда, между прочим) презрительно именуются "папистами" и "латинянами", также можно оставить на совести автора учебника. Ну не любит Бородина "чужих", "неблагородных" - Бог ей судья. Хотя, заметим, и светская судебная власть могла бы заинтересоваться.
В предмете Бородина показывает небольшую компетентность. Чего стоит хотя бы утверждение: "Миряне - живущие в миру". На самом деле миряне - люди, не рукоположенные в священный или монашеский сан. А "в миру", то есть вне монастыря, живут, например, приходские священники...
Итак, прокуратура дважды отказала правозащитникам в возбуждении уголовного дела, несмотря на экспертизу Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета и решение Мещанского межмуниципального суда Москвы. Последний отказ, присланный останкинским межрайонным прокурором Лазуткиным, содержит привычную для прокурорских чиновников отписку: "Автор учебника и издательский дом "Покров" не преследовали цели разжигания национальной и межрелигиозной розни". Как будто кто-нибудь в здравом уме признается, что "преследовал цель" разжигания такой розни!
Лев Пономарев, бывший депутат Госдумы и профессор-физик, к православию относится, как сам говорит, скорее сочувственно.
- Я человек не воцерковленный, - объясняет он, - но православием интересовался, читал книги русских религиозных философов. И считаю, что своими действиями защищаю православную церковь от такого учебника...
Причины Пономарев приводит две. Во-первых, внедрение этого учебника противоречит светскому характеру государства. Во-вторых, он просто ксенофобский.
Между тем в прокуратуру вереницей пошли те, кто как раз хочет высказать солидарность с учебником. Челобитные уже принесли Центральное духовное управление мусульман России, Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий (его возглавляет отец Олег Стеняев, небезызвестный в национал-патриотических кругах) и Союз православных граждан: все они потребовали привлечь к ответственности самих правозащитников. Не исключено, что в полку защитников прибудет. В Госдуме, как известно, духовность бьет ключом: там создается "Межфракционное депутатское объединение в поддержку духовно-нравственных ценностей в России". Среди охранителей ценностей будут главный думский специалист по содомии Геннадий Райков и некий депутат Валерий Гальченко - известный более всего тем, что у него недавно угнали шикарный двухместный "Мерседес" с большим флагом на номерном знаке.
- В отличие от музея Сахарова, наш офис пока еще не разгромили, - говорит Пономарев, вспоминая недавний погром на выставке "Осторожно, религия!". Однако крови Аллы Бородиной он не жаждет:
- Я считаю, что главное мы сделали. Преподавать в государственных школах по этому учебнику уже не будут, - сказал Лев Пономарев.
Блажен, кто верует: "Основы православной культуры" уже использовались в общеобразовательных школах Воронежской и Московской областей. А то, что учебник апробирован в школах Москвы, значится даже в его выходных данных.
"Я считаю, что своими действиями защищаю православную церковь от такого учебника"
КОММЕНТАРИЙ
Вере учат не в школе
Гергий Чистяков
о. Георгий ЧИСТЯКОВ, священник храма Св. Космы и Дамиана в Москве, настоятель храма Покрова Богородицы в Детской республиканской клинической больнице
- Я предпочитаю, чтобы все, что мои внуки узнают о Православии и о его месте в истории России, они узнавали бы от своих родителей, от меня, в Воскресной школе - но не в школе общеобразовательной. Все, что касается веры в Бога, - это очень личное, интимное. В силу одного этого школа с ее казенщиной - не самое лучшее место для того, чтобы узнавать что-то о Боге: о Нем нельзя рассказывать на уроках. Можно вспомнить и отрицательный опыт преподавания Закона Божьего в гимназиях царского времени: эти уроки зачастую отталкивали детей от веры.
Что касается учебника Бородиной - возможно, претензии к нему несколько преувеличены. Хотя отдельные формулировки в нем недопустимы и даже оскорбительны. Что же получается? Святейший патриарх Алексий II встречается с Католикосом всех армян Гарегином, а в учебнике пишут про "монофизитскую ересь"!
"Московские новости", 28 января 2003
[оригинал]