Не успев опомниться от воинствующего атеизма советских времен, Россия кинулась в противоположную сторону. Светское, по Конституции, государство, похоже, ввело табу на критику церкви.
"Да за Магомета или Будду какого-нибудь давно бы голову оторвали! Мусульмане бы эту выставку тротилом начинили и всех на небеса отправили! А русские? Их мордой в г..., а они про искусство рассуждают! А все жиды! И музей их жидовский. Иисус милосерден и милостив, он это все терпит. Но ничего, настанет и наш час!"
Тираду произносит личность с внешностью непризнанного гения. Личности вторят наперебой дамы преклонных лет: "И правильно, сажать их надо! А евреев в Израиль..."
Вот к подобным комментариям, собственно, и свелось "обывательское" обсуждение дела. Того, что правозащитники называли наступлением на свободу слова и творчества, а религиозные деятели оскорблением чувств верующих. 28 марта в Таганском суде Москвы был оглашен приговор по уголовному делу в отношении организаторов выставки "Осторожно, религия!". В возбуждении религиозной розни (ст. 282 УК РФ) обвиняли директора Фонда им. Андрея Сахарова и музея "Мир, прогресс и права человека" Юрия Самодурова, сотрудницу музея Людмилу Василовскую и художницу Анну Михальчук. Самодуров и Василовская были признаны виновными. Им присудили выплату штрафа по 100 тыс. рублей. А могли бы, как требовала прокуратура, отправить в места лишения свободы на три и два года соответственно. Михальчук оправдали.
Напомним: выставка "Осторожно, религия!" проходила в музее в январе 2003 года.На экспозиции было представлено около 40 довольно экстравагантных работ. Наиболее запоминающимися православным посетителям выставки, а впоследствии и прокуратуре показалось изображение обнаженной женщины, распятой на кресте, макет православного храма, сделанный из водочных бутылок, с головками репчатого лука вместо куполов, а также рекламный щит кока-колы с ликом Христа и надписью "Сие есть кровь моя". Несколько прихожан церкви Св. Николая в Пыжах, вооруженные баллончиками с краской и металлическими прутьями, пришли на выставку и устроили погром. Возбужденное было против них дело прекратили, зато, с подачи депутата Татьяны Астраханкиной, завели на организаторов выставки.
Судебная проповедь
Уже за сорок минут до начала заседания все места в маленьком зале были заняты. Первый ряд подсудимые, второй и третий верующие, четвертый правозащитники. Приблизительно так. На глаз, впрочем, не определишь: интеллигентные лица, скромная одежда, приглушенная речь. Впрочем, когда группа поддержки обвинения достала молитвенники, все стало более или менее понятно. Отдельно посадили иностранцев сотрудников германского, американского посольств и представителя какой-то европейской организации. Живописным пятном смотрелся священник с благородной и непримиримой внешностью протоиерей Владимир Переслегин, член комитета "За нравственное возрождение Отечества". Перед самым заседанием впустили журналистов: они набились в зал так, что заняли все оставшееся пространство. Добрый милиционер на входе предупредил: "Стоять придется несколько часов, подумайте вдруг не выдержите. В крайнем случае мы вас выпустим подышать".
Судя по разговорам, мало кто рассчитывал на оправдательный приговор. Даже правозащитники перешептывались: "Если посадят, то это будет дико. Если "условно" противно. Разве бывают "условные" узники совести?"
Все стало понятно уже в процессе зачитывания приговора. Судья Владимир Прощенко произносил фразы вроде: "политический, издевательский, кощунственный и глумливый", "экспозиция носила богохульный характер", "неприязнь к православию". Четыре с половиной часа, выслушивая подобные выражения вперемешку с описанием экспонатов, заключениями десятка экспертиз и показаниями свидетелей, публика пребывала в прострации: то ли заседание суда, то ли обличительная проповедь священника. Верующие крестились. Все присутствовавшие изнемогали от духоты.
На лестнице суда и на улице было гораздо интереснее. Сдержанная в десять утра, к 12 часам публика уже дискутировала, не стесняясь крепких выражений, после 13 часов верующие пошли "крестным ходом" с иконами вокруг суда. Когда кто-то выскочил из дверей с возгласом "Мы победили!", народ сначала не понял, кто именно, потом возликовали все. Верующие что Самодурова и Василовскую осудили, правозащитники что не посадили. Но это была первая реакция. Уже несколько минут верующие ругались, что "сатанистов" не наказали как следует, а правозащитники рассуждали о возмутительности произошедшего.
Как будем рисовать?
Казалось бы, компромисс? Виновные понесут наказание, но не самое строгое. Но недовольны остались все.
Протоиерей Владимир Переслегин, выйдя к пастве, заявил, что главной целью было как раз осуждение организаторов выставки, а не лишение их свободы. Правда, позднее он изменил точку зрения: "преступники были избавлены от наказания", "церковь не может говорить, что наступило покаяние Самодурова, он не признал своей вины".
Недовольными остались также деятели искусства, правозащитники и атеисты. Как заявил правозащитник Евгений Ихлов, "приговор объявил вне закона сразу несколько направлений искусства". О том, чтобы персонажи Библии появлялись на экране и сцене, можно забыть. Как минимум следует обращаться за резолюцией к Русской православной церкви-а там уж пусть решают, оскорбит это чувства верующих или нет. Хотя и тут нет никаких гарантий.
Получается, что критиковать церковь теперь нельзя. Ранее политически модный воинствующий атеизм переходит в разряд потенциально уголовного деяния.
P.S. Конституция РФ, ст. 28: "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".
04.04.2005
Источник: Профиль