После начала Великого поста, в ночь перед третьей и четвертой субботой осетины справляли первый (большой) и второй (маленький) лауызгаенаен Это были дни поминовения усопших.
По поверью, бытующему среди наших предков, в пятницу старые покойники бывают свободны, чего нельзя сказать о недавно умерших, которые боятся, что их место могут занять, и поэтому никуда не ходят. Старые же покойники отправляются повидать своих близких, семью.
Наши предки верили в то, что умершие оказывают влияние на жизнь живущих. Вследствие всего этого необходимо задобрить покойников, выполнить положенные религиозные обряды. Каждая семья заранее готовилась к этому дню, тщательно убирался дом, двери дома оставляли раскрытыми настежь. В пятницу, к закату солнца, готовили разнообразную еду, среди которой почетное место занимали лауыэтае (блины), готовившиеся из муки и воды (без соли). Готовые лепешки обмакивались в нурыцаехтон (чесночный соус). Кроме лауызтае, готовили пшеницу (дзырна), фасоль.
В первый Лауызгаенаен ужинать надо до захода солнца, чтобы вышедшие в эту неделю покойники могли пуститься в поход.
Вечером глава семьи посвящает покойнику приготовленные яства, и все садятся за стол. Домочадцам кажется, что их некогда любимый член семьи тоже сидит за столом, ест, льет, слушает разговоры, а на рассвете отправляется в страну мертвых.
Дорога туда нелегка: идти придется целую неделю, по пути нужно было преодолеть много препятствий. Поэтому к их приходу готовят новое угощение второй Лауызгаенаен. При втором Лауызгаэнаэн кушанья бывали те же, только садились за стол поздно, так как считалось, что умершие уставали. Так как Лауызганаен приходится на Комбаеттаен, осетины, полагая, что покойники тоже постятся, накрывали им постный стол, на котором были блины, цаеккуытае (жареные кукурузные зерна), дзырна (вареные пшеница и фасоль), картофджынтае, кадурджынтаэ, арака, пиво, квас. Готовили также кумал из кукурузной муки.
Лауызгаенаен отмечают и в наши дни.
Астауымархо ("средний пост") начинается в среду после второго Лауызгаенаена. Праздник называют еще Кафхаераен (бук. "поедание рыбы, щуки"), потому что рыба была основным блюдом на праздничном столе.
В Кафхаераен не полагалось работать Люди отдыхали, веселились, молились Богу и другим дзуарам.
В Астауымархо многие уже не соблюдали пост, но за неделю до Пасхи вновь начинали поститься.
В наши дни этот праздник уже не отмечается, но люди старшего поколения еще помнят о нем.
26.03.2005
Источник: Южная Осетия (Цхинвал)