ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Победитель коммунизма" не смог сделать капитализм более человечным"

06 апреля 2005

Свидетельствует пресса

Статья в английской газете The Times

"В Папе Римском все еще жил бывший студент-бунтарь, который требовал перемен. Он был против получения прибыли любой ценой, осуждал эксплуатацию простых людей и разрушение природы. Он поддерживал идеи левых сил: выступал за отмену всех долгов стран третьего мира и прекращение санкций против Кубы, осуждал бомбардировки Ирака и вновь и вновь говорил о той угрозе, которую несет капитализм, когда становится бесконтрольным.

Папа Римский Иоанн Павел II (Кароль Войтыла), поляк по происхождению, был консервативным понтификом, который руководил духовенством железной рукой и чье непреклонное следование догмам заставило либералов отступить. И он же призывал к примирению с другими религиями и никогда не боялся извиниться за ту несправедливость, которую совершала католическая церковь (прежде всего по отношению к евреям).

Он осуществлял свои властные функции с поразительным хладнокровием. Однажды испанский кардинал сказал Папе: "Как епископ я вынужден уведомить вас о том, что требование к католическим священнослужителям придерживаться обета безбрачия создает массу проблем, в том числе нехватку священников". Иоанн Павел II ответил: "Как Папа я вынужден уволить вас". Папа одержал историческую победу над коммунизмом, но потерпел поражение, не сумев сделать капитализм более человечным. Преследуя обе эти цели, он показал себя искусным политиком мирового масштаба. Роль Папы в разгроме коммунизма велика. Он вел свою кампанию против коммунизма со всей утонченностью дипломатии Ватикана, при помощи разведслужб, используя даже фотографии, сделанные со спутников.

В книге о политике, которую вел Папа в годы холодной войны, Карл Бернштейн описывает встречу понтифика с эмиссаром президента Рейгана генералом Верноном Уолтерсом. Был ноябрь 1981 года. Генерал показал Папе сделанные со спутника фотографии, чтобы продемонстрировать, что советские войска готовятся к вторжению в Польшу.

Папа не показал своих эмоций, что удивило Уолтерса. Он лишь задавал вопросы: "С какой высоты это было снято? Что здесь? А что здесь?". "Это бензовоз, – объяснял генерал Уолтерс. – А это трактор, который может прокладывать трассу по бездорожью, он используется в военных целях, а не в сельском хозяйстве".

Кароль Войтыла всегда преследовал более глубокие цели, чем, например, Рональд Рейган с его стремлением увидеть коммунизм "в мусорной яме истории". Джерси Туровский, бывший редактор краковской католической газеты Tygodnik Powszechny (любимая газета Папы), так сказал о своем старом друге: "Он и не левый, и не правый, и не националист".

От своего наставника, польского примаса Стефана Вышинского, Войтыла узнал, что сама по себе конфронтация с коммунизмом не может быть целью. Необходимо проводить такую политику, в результате которой коммунисты сдадут свои позиции, продолжая считать себя сильными.

Позже, когда падение коммунизма ускорилось, Папа стремился воссоединить верующих посткоммунистических стран и остального мира. Папа Иоанн XIII на своем смертном одре прошептал: "Ut unum sint" – "Да будут все едино", и эта фраза из Евангелия стала девизом политики Войтылы на Востоке. Одной из его последних поездок в Восточную Европу стал визит в Румынию в мае 1999 года. Это была первая поездка Папы в православную страну, и ее целью было принести мир в напряженные отношения между католическими и православными христианами. Безусловно, Иоанн Павел II задал новый тон политике Ватикана на Востоке.

КГБ наверняка вел за ним наблюдение с начала 1970-х годов, и его назначение Папой Римским в октябре 1978 года Москва посчитала бедствием. Во время своей первой поездки в качестве Папы на родину, в Польшу, он проповедовал "необходимость перемен", что еще более усилило страхи Советов. После визита Папы соотношение сил между ролью церкви и коммунистической партии в Польше кардинально изменилось.

Папа имел талант найти подход к любой аудитории – к рабочим, фермерам, ветеранам войны и вызвать у всех этих людей общие чувства. Влияние Папы стало основой для возникновения движения "Солидарность".

Выступая в Польше, Папа, по сути, обращался ко всему коммунистическому миру, он упоминал в своих проповедях Литву, Латвию и Украину. После визитов Папы в Польшу из Польши в другие страны приходили пилигримы, которые хотели поделиться атмосферой праздника.

Москва очень быстро осознала угрозу. В 1978 году Олег Богомолов подготовил для Центрального комитета КПСС доклад, в котором говорилось, что новый польский кардинал ведет более агрессивную политику, чем его предшественник, Павел VI, и эта политика направлена на унификацию католической церкви, прежде всего в социалистических странах.

Поскольку Папа оказал активную поддержку движению "Солидарность" и его лидеру Леху Валенсе, Москва стала считать, что это является частью стратегического плана по ослаблению ее власти. Усилили нервозность Москвы слова президента Рейгана об "империи зла" и контакты между американской администрацией и Ватиканом. Поэтому логично подозревать КГБ в том, что он приложил руку к попытке убийства Папы в мае 1981 года. Это покушение, за которым тянется "болгарский след", все еще остается одной из самых больших загадок в жизни Иоанна Павла II.

1989 год оказался для Папы годом триумфа. Сила католической церкви в Польше стала фатальной для архитектуры восточноевропейского коммунизма. После того как Польшу подтолкнули в направлении к гражданскому обществу, вся конструкция советской империи начала обрушиваться.

Католическая церковь помогла польскому лидеру генералу Ярузельскому провести переговоры и отдать власть мирным путем. Это стало моделью для всего региона. К великой радости, революции 1989 года были почти бескровными. Кровь пролилась позже.

В 1990-е годы Папа был обеспокоен ситуацией на Балканах. Вспышка насилия показала, что церковь имеет ограниченное влияние в этом регионе. Война между католической Хорватией и православной Сербией стала препятствием для миссии Папы по примирению между церквями.

Война в Боснии и конец мирного сосуществования разных наций в регионе не дали осуществиться мечте Папы. Кроме того, западная трактовка революций в Восточной Европе как победы капитализма заронила обиду в его славянскую душу. Люди сосредоточились на том, чтобы делать деньги, а не на том, чтобы строить зрелое гражданское общество.

В 1990-е годы влияние церкви среди народов Восточной Европы ослабло, и Папа оказался разочарован в восточноевропейских лидерах (за исключением агностика Вацлава Гавела).

Мало кто прислушивался к предупреждениям Папы об опасности национализма и культа потребительства. Даже самые большие поклонники Папы из числа поляков игнорировали его слова о недопустимости абортов и о незыблемости брака. Они все меньше и меньше слушали Папу во время его последних поездок в Восточную Европу, которые он совершал, будучи уже старым и больным человеком".

lnoPressa.ru

05.04.2005

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама