ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Первый день свободы совести"

Манифест Николая II протестанты встретили с радостью

Владимир Попов :: 06 апреля 2005

Начало 1905 года в России было ознаменовано повсеместными стачками, забастовками, брожением умов и революционными потрясениями. Требовался скорейший пересмотр отношения самодержавной власти к основному праву человека – свободе совести. В царской России этого элементарного права были лишены миллионы людей – русские староверы и протестанты. Только императорский Манифест об укреплении основ веротерпимости, вышедший 17 апреля 1905 года, уравнял в правах "иноверцев" и православных.

Княжна Софья Ливен так описывает в своих "Мемуарах" первую реакцию русских протестантов на выход долгожданного Манифеста: "Я помню, как в апреле 1905 года, в утро светлого Христова Воскресения, перед многолюдным собранием моя мать выступила с сияющим лицом и сказала, что хочет передать всем братьям и сестрам радостную весть, которую прочтет брат Одинцов. Громко и отчетливо брат читал царский указ, излагавший подробности даруемой свободы веровать, как каждому позволяет его совесть. Собрание пало на колени, и со слезами радости, кто как умел, благодарил Господа за этот неоценимый подарок".

Манифест состоял из семнадцати пунктов, которые регулировали деятельность христианских общин, не принадлежащих к официальной Православной Церкви. Новым законом признавалось, что "отпадение от православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий".

Несомненно, выходу в свет Манифеста способствовала активная деятельность лидеров протестантских общин.

В 1904 году Николай II назначил князя Святополк-Мирского министром внутренних дел. Этот человек неожиданно проявил глубокий интерес к изучению религиозного вопроса. Он обратился к лидерам религиозных организаций России с просьбой дать ему обстоятельный отчет об их положении в государстве.

На предложение министра сразу же откликнулся лидер евангельских христиан Иван Проханов, служители баптистских церквей Иван Кушнеров и Василий Иванов. Они располагали обширным материалом о жизни своих единоверцев по всей стране. На этом материале Проханов составил "Краткую записку о возникновении, развитии и настоящем положении евангельского движения в России". В приложении к "Записке" были даны 22 документа, в том числе письма верующих о побоях, арестах и штрафах, об отказе регистрировать "сектантские" браки, рождения и смерти и множество других свидетельств о жестокостях по отношению к русским протестантам.

В "Записке" Проханов изложил свои мысли по нормализации правового положения верующих: "Закон должен быть изменен таким образом, чтобы в пределах Российской Империи из-за религии русским людям не чинилось стеснений в деле свободного присоединения к какой угодно религиозной общине... Чтобы на всем пространстве Российской Империи не оставалось ни одного сосланного, или оштрафованного, или заключенного в тюрьму за дело религии".

Этот документ обсуждался на собраниях верующих, а 8 января 1905 года, то есть в канун Кровавого воскресенья в Петербурге, Проханов направил "Записку" в Министерство внутренних дел. На следующий день священник Георгий Гапон повел народные толпы к Зимнему дворцу.

От лица трудового люда Гапон обратился к царю с пространной петицией. Если предложения протестантов носили чисто гражданский характер, то лозунги Гапона имели откровенно политическую направленность. По сути, Гапон не просил царя, а требовал: "Немедленно повели собрать представителей земли русской!" Фактически это был ультиматум, заканчивающийся словами: "Повели и поклянись исполнить их... А не повелишь, не отзовешься на нашу просьбу, мы умрем здесь, на этой площади перед твоим дворцом!"

В тот трагический январский день Проханов на нелегальном собрании в пригороде Петербурга знакомил единоверцев с проектом создания Союза христианской молодежи. Он говорил молодым протестантам, что в скором времени в России произойдут великие изменения, будет провозглашена религиозная свобода и появятся возможности для официальной организации общин.

Вполне естественно, что обнародование Манифеста об укреплении основ веротерпимости было встречено верующими с нескрываемым энтузиазмом. Многие протестантские проповедники говорили, что дарование религиозной свободы – результат страданий тех, кто томился в тюрьмах и ссылках, кто не переставал молиться о свободе во все годы гонений.

Заключенные и ссыльные за религиозные убеждения стали выходить на свободу. Однако немалая часть осужденных все еще оставалась в тюрьмах и ссылках. Местные власти очень медленно и с большой неохотой вникали в суть новых законов.

Руководители общин получали письма от ссыльных, в которых те взывали о помощи. Проханов написал премьер-министру Сергею Витте письмо о положении осужденных за веру. Вскоре из Петербурга пришла бумага, в которой сообщалось, что Витте готов встретиться с руководителями евангельских христиан.

Принимая делегацию, Витте проявил заинтересованность судьбами преследуемых протестантов. Он обещал дать указание министру внутренних дел, чтобы тот издал особое распоряжение. Вскоре вышло Циркулярное письмо об освобождении всех, кто был в заключении или находился в ссылке по религиозным мотивам.

Жалобы на притеснения инаковерующих шли в основном из отдаленных губерний. Местные власти и представители православного духовенства призывали бороться с "изменниками правой веры". Зачастую жестокое обращение с инославными происходило от незнания новых законоположений. Проханов взял на себя труд систематизировать все законодательные акты и дать к ним небольшие комментарии. В итоге получился объемистый юридический сборник "Закон и вера". Эта книга стала практическим пособием как для верующих, так и для органов власти.

До полной религиозной свободы в России было еще далеко, но слабые ростки, выросшие в 1905 году, дали ощутимые плоды развития протестантского движения.

В мае 1905 года в Ростове-на-Дону состоялся съезд баптистов и евангельских христиан под председательством Дея Мазаева. Съезд носил объединительный характер. Два родственных религиозных течения приняли общее название "евангельские христиане-баптисты" и выработали общее Исповедание веры.

В конце июня 1905 года делегация русских протестантов смогла выехать в Лондон для участия в Первом Всемирном конгрессе баптистов. Россию представляли проповедники Дей Мазаев, Василий Иванов и Василий Павлов. "Мы радуемся, что наше положение в России теперь стало далеко лучше, – говорил на Конгрессе Павлов. – Но полной свободы мы еще не имеем".

Речь Мазаева и вовсе была лишена оптимизма: "Сказать вам о положении баптистов в России в настоящее время я не могу ничего определенного, ибо, каково на самом деле наше положение, никто из нас не знает. Я могу сказать, что у нас настоящего еще нет, а есть прошлое и ожидается будущее, и мы молим Бога, чтобы ожидаемое было действительно лучшим".

Действительно ли ожидаемое оказалось лучшим? Безусловно, улучшения были. Протестантские общины получили возможность устраивать всероссийские съезды, издавать журналы, книги, проводить духовно-просветительские встречи, музыкальные вечера. Но при всех улучшениях не удалось полностью избежать нарушения прав верующих.

В 1910 году баптист Иван Кушнеров так рассказывал о положении на местах: "До сего времени еще ничего не сделано, чтобы браки, рождения и смерти вносились в метрические книги, все остается по-старому. Дети, рожденные как теперь, так и 30-40 лет тому назад, числятся как незаконнорожденные. В школы дети наших братьев не принимаются".

С произволом местных властей чаще всего сталкивались протестанты Поволжья, Украины и Полесья (Белоруссия). Из-за отчаянного положения некоторые семьи, а иногда и целые общины решались на вынужденную эмиграцию.

"Великий акт от 17 апреля 1905 года разорвал лишь внешние цепи, которые сковывали народную жизнь, – отмечала современница той эпохи, ученый-этнограф Вера Ясевич-Бородаевская. – Сам закон о веротерпимости останется мертвой буквой до тех пор, пока не пробудится в сердцах сознание, что все люди – братья. Никакие политические реформы правления не могут внести в духовный строй народа основного элемента христианства – уважения к чужому верованию и любви к ближнему независимо от его вероисповедания".

Эта оценка довольно субъективна, но в ней есть доля истины. Ведь до сих пор любой чиновник, как правило, действует не по закону, а ориентируясь на господствующую в обществе идеологию.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама