ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Перевернутый крест"

О католическом Папе и православной вере

Владимир Семенов :: 08 апреля 2005

Предложение депутата Митрофанова ограничить траурные трансляции из Рима, при всей человеческой и идейной гнусности, все же касается реально существующей проблемы отношения русского человека к Католицизму. Проблемы фундаментальной, болезненной, но содержащей в себе мощный вызов.

Могут возразить, что проблемы не существует со времен митрополита Исидора. А Минин с Пожарским и вовсе поставили точку в этом вопросе. Но мир с тех пор немало изменился. И факт остается фактом: никогда в истории Престол Святого Петра так мощно не входил дом буквально каждого российского человека, как на этой неделе. Иоанн Павел II все-таки оказался в России, хоть и через свою кончину.

Большинство наших сограждан, как и почти везде в Европе – не воцерквлены, и вряд ли это положение дел может претерпеть радикальное изменение в обозримом будущем. В условиях неотвратимой глобализации, да при нынешнем плюрализме обряда в Католичестве – отрицание Православием доктрины верховенства Рима не предстанет ли для многих русских людей лишь догматизмом местного клира или гордыней национализма? И что случится кроме пользы, если гигантский, многоопытный, отлаженный идеологический механизм западной церкви станет вносить свой вклад в утверждение имени Христа на Русской равнине? И вообще, чего стоят все споры перед мрачной картиной происходящего погружения мира в пучину имморализма и гедонизма?

Православие как "местная экзотика"? Которую можно любить, но обосновать разумом также сложно, как верность "старому" стилю, расположившему светский Новый год посереди поста? Что нам остается? Возражать на "филиокве", и тем укрепляться?

Пути Господни неисповедимы. Снова и снова. В момент глубокой российской (и, как мы теперь видим – мировой) смуты на римском престоле оказался Кароль Йозеф Войтыла с его моральным авторитетом, проповедническим даром, неукротимой энергией. И по великому закону, дарованному свыше, чем неординарнее и мощнее личность человека, считающего себя наместником Бога на Земле – тем очевиднее предстает миру фундаментальная неправда папизма. Окажись двести шестьдесят четвертый Папа обыкновеннее – его роль свелась бы к символу единства христиан. Против этого единства возражать затруднительно и даже неудобно. Но Иоанн Павел II был таким, каким был – огромным и ярким. И заслонял собой того, кого, он считал, заслонить невозможно. Горькая католическая шутка: "Скоро Иоанн Павел канонизирует Христа" – не против Папы. Она обличает мрак, окружающий его, Запад, всех нас.

Произошла ошибка в интерпретации, причем очень давно. "Ты есть Петр, и на этом камне я воздвигну Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее". Петр стал первым римским епископом – Папой. Господство силы от “ROMA” обернулось палиндромом торжества “AMOR”. Все очень стройно и красиво. Но лет через десять-пятнадцать, когда у "Аль-Кайеды" или у кого подобного наконец окажется БОМБА, то может не оказаться Рима. Значит ли это, что автоматически исчезнет и церковь?

Первенство Петра не имеет географической "привязки". И уж никак не заслужено им. Оно даровано апостолу по-человечески слабому, "трижды отрекшемуся". И не символизирует ничего, кроме того, что Церковь составляют обыкновенные грешные люди в ожидании Дара.

Кто-кто, а Иоанн Павел II знал все это лучше других. И величие его не в том, что он вошел в синагогу или мечеть (PR даже правильных идей не бывает величественным), а в его внятной, несгибаемой, безнадежной оппозиции правде "мира сего", в его отказе принять "линейный", "одномерный" прогресс как благо. Пусть даже неизбежное. Он согласился быть "языческим божком" для борьбы с язычеством миллиардов. И в трагизме переплетения соблазна и самопожертвования предстает истинным наследником Петра – страстного, непоследовательного, возвеличившегося и согрешившего, чье "назначение" и судьба уж точно не были "линейными". Апостола даже распяли головой вниз, потому что он не считал себя достойным умереть таким же способом, как и его наставник.

Неудивительно, что Кароль Войтыла любил Православие. И Россию – страну крайностей.

Но неужели Иоанн Павел любил реальное, не идеальное Православие? Которое, якобы, защищает депутат Митрофанов?

Только так, и никак иначе.

Любить то, чего не существует – язычество самое страшное. А в конкретном, живом Православии, в частности, много молчания и тишины, которых Иоанну Павлу могло недоставать на бесконечных стадионах и миллионных площадях. Даже само язычество у нас – теплое, домашнее, а не "космическое" и "всемирное". Называется – бытовое "обрядоверие".

И есть надежда, что именно на Востоке Христианства пламенный консерватизм Иоанна Павла II поймут лучше, чем его "официальная" паства. Если, конечно, мы в России не проникнемся окончательно западным духом "современности" и "прогресса".

07.04.2005

Источник: Globalrus

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама