В марте в отличие от начала года с его монетизацией льгот ситуация в стране заметно успокоилась. Но в двадцатых числах вновь дали о себе знать наши озабоченные еврейским вопросом сограждане. В Генпрокуратуру было послано письмо "пяти тысяч представителей православной общественности" с требованием запрета всех религиозных и национальных объединений, основанных на морали "Шулхан аруха" (свода правил поведения верующего иудея).
Ранее аналогичное требование в прокуратуру направили два десятка депутатов Государственной думы, но вскоре отозвали его ("ВМ" сообщала об этом 27 января). Тогда в качестве инициатора антисемитской кампании выступил член думской фракции "Родина" Александр Крутов. Его знают как ревностного православного верующего. Но до выходки с антисемитским письмом этот народный избранник старался держаться в рамках принятых в обществе правил поведения.
А вот в отношении опубликовавшей в интернете письмо "православной" газеты "Русь Православная" (редактор – Константин Душенов) еще 2 октября 1997 года было даже принято решение Синода Русской православной церкви. Было указано, что ряд публикаций этой газеты являются антицерковными, распространяющими заведомую ложь и клевету, а действия лиц, осуществляющих данные публикации, "заслуживающими канонических прещений".
Однако, как в середине февраля сообщило Московское бюро по правам человека, ни Крутов, ни Душенов не были авторами первого письма. Правозащитники утверждают, что его сочинил известный в узких кругах псевдоправославный публицист Михаил Назаров, и еще в декабре 2004 года текст появился на сайте одной из группировок, близких к Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Позднее в интервью газете "Коммерсант" Назаров признался, что был автором письма, передал его для публикации в "Русь Православную" и поддержал сбор подписей.
Кто же такой Михаил Назаров? Его жизненный путь крут. В 1970е годы, работая переводчиком в Алжире, он нелегально перебрался в Европу. Жил в Германии, много выступал на радио "Свобода", написал книгу "Радио "Свобода" в борьбе за мир". Входил в руководство эмигрантской организации Народно-трудовой союз.
В Россию вернулся в 1994 году.
Назаров известен как обличитель всевозможных "ересей" руководства Русской православной церкви (РПЦ). Автор антисемитских статей и книг, содержащих утверждение о еврейских ритуальных убийствах. Показал себя "знатоком" вопроса в книге "Закон об экстремизме и "Шулхан арух".
Но и это еще не все. Назаров тоже не сам придумал подать в суд на "Шулхан арух" и всех евреев как таковых. Как помнят исследователи современного антисемитизма, эту удивительную мысль еще в 2002 году высказал известный в совсем уж узких кругах язычник и ярый критик христианства Александр Аратов. Но тогда затея как-то заглохла. А совсем недавно "по многочисленным просьбам читателей" Аратов перепечатал январское письмо в своей газете "Русская правда".
При этом посетовав в редакционном комментарии, что все лавры достались Михаилу Назарову.
Итак, за Крутовым и Душеновым просматривается Назаров, а за ним – Аратов. Открываются все новые лица… Как будто разбираешь какую-то странную матрешку. Сверху она имеет лакированный облик благообразного, хоть и время от времени антисемитствующего православного депутата Крутова. Дальше перед тобой вдруг оказывается заработавший от РПЦ "каноническое прещение" Душенов, за ним – псевдоправославный деятель, активный критик Московского патриархата Назаров. Сними следующую крышку – и вот на тебя смотрит уж вовсе диковинный язычник Аратов.
Получается, что записные православные активисты с легкостью перенимают идеи своих заклятых врагов – язычников, которым чуждо христианство с его заповедью любви к ближнему (без различия "эллина и иудея").
Российские евреи не смогли не откликнуться на второе антисемитское письмо. Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России выступил с осуждением антисемитского письма, но этим не ограничился, задумавшись о целях провокаторов. "Мы уверены, что нынешний антисемитизм эксплуатируется теми, кто стремится устроить еще одну "цветную революцию" и захватить власть", – говорится в заявлении. "Сегодня российской государственности пытаются нанести урон – ведь именно в нее, а не в маленькую еврейскую общину целятся современные антисемиты".
Размышляя о подоплеке провокации, представитель Федерации еврейских общин России отметил, что она направлена и против РПЦ, поскольку выставляет ее радикально настроенной организацией. Это совпадает с мнением Союза православных граждан, который заявил, что очередное антисемитское письмо отрицательно повлияет на репутацию церкви и помешает ей в продвижении социально важных инициатив.
И напоследок – загадка. Многие отметили, что первое письмо было обнародовано перед поездкой Владимира Путина на 60-летие освобождения концлагеря Освенцим и его встречей с президентом США Джорджем Бушем.
Весьма вероятно, что преследовалась цель осложнить отношения России с Западом и Израилем из-за "роста антисемитизма" в нашей стране. Как вы думаете, куда довольно скоро (в конце апреля) собирается поехать российский президент? Не поверите – в Израиль. И тут опять – письмо.
Как по заказу! Тем временем антисемиты припасли еще одну медвежью услугу: некоторые депутаты собираются опять направить некое антиеврейское обращение, на этот раз в Министерство юстиции.
Очевидно, непосредственно перед визитом.
07.04.2005
Источник: Вечерняя Москва