Помощник генерального наставника ордена иезуитов Газете
18 апреля в Ватикане начнет работу конклав кардиналов, и вплоть до избрания нового Папы католические иерархи и главы монашеских орденов не будут общаться с журналистами. Однако помощник генерального наставника ордена иезуитов по делам информации Хосе де Вера сделал исключение ради специального корреспондента Газеты Антона Иваницкого. Падре де Вера испанец, много лет проработавший в миссии иезуитов в Японии; сейчас он служит в Римской курии.
Падре де Вера, что представляет собой орден иезуитов сегодня?
Нас около 20 тысяч, мы живем и работаем в 114 странах. Во главе ордена стоит генеральный наставник, ему подчиняются главы ассистенций, а им главы провинций. Провинциями мы называем территориальные деления иезуитов: в некоторые входит одна страна, а в некоторые две или более. Всего провинций 89, они составляют 10 ассистенций. Самая большая группа иезуитов, 4 тысячи человек, служит в Индии. Гений нашего основателя, Игнасио де Лойола, виден в числе прочего в структуре ордена иезуитов. С одной стороны, структура выглядит как абсолютная монархия, ибо у генерального наставника неограниченные полномочия. С другой стороны, она демократична: и он сам, и главы провинций избираются.
Изменились ли принципы иезуитов со времен Игнасио де Лойолы?
Скорее адаптировались к новым временам. Однако гений де Лойолы был настолько обширен, что, например, конституция, которой руководствуется орден, была написана им. Папа Иоанн Павел II в течение месяца прибегал к особой системе духовных упражнений, которые разработал Игнасио де Лойола.
Каким был Иоанн Павел II? Почему миллионы паломников прибыли на его похороны?
Он внес неоценимый вклад во многие гуманитарные начинания, в разрушение Берлинской стены, в падение мировой системы коммунизма. В Никарагуа и Чили он говорил не общие, а конкретные вещи о свободе, о недопустимости диктатур. У Папы было открытое сердце, чтобы говорить обо всех проблемах без строгого навязывания людям догм католической церкви. Многие прибыли в Рим по велению духа. Конечно, массовость похорон была обеспечена и участием поляков, в которых развита религиозность и национализм в хорошем смысле этого слова. Правда, несмотря на то что сейчас говорят исключительно о достижениях Папы, не стоит забывать о том, что он хотел сделать, но не сделал. Мне кажется, что у него было три раны на сердце, когда он умирал. Во-первых, он не сумел наладить отношения с Китаем. С Тайванем смог, а с Китаем нет. Во-вторых, он мечтал установить отношения с Московским патриархом и не сумел. В-третьих, он хотел интернационализировать Иерусалим, хотел сделать его по-настоящему городом трех религий, и у него это не получилось.
Как выстраивались отношения иезуитов с Иоанном Павлом II?
По-разному. Конечно, мы ему подчинялись, но мы ведь индивидуалисты. Папа призывал нашего нынешнего генерального настоятеля, отца Петера Ханса Кольвенбаха, быть построже с подчиненными. В принципе у них был хороший диалог. А вот предшественнику отца Кольвенбаха, итальянцу падре Аррубе, пришлось трудно. В 1981 году
Иоанн Павел II назначил своего представителя в ордене иезуитов, падре Децца, который от лица Папы контролировал деятельность иезуитов. Это назначение шло вразрез с нашей конституцией, которая гласит, что генеральный наставник должен избираться. Падре Аррубе внезапно оказался не у дел, его пост превратился в номинальный. Эта ситуация продолжалась вплоть до Кольвенбаха.
Многие журналисты интерпретируют завещание Папы как программу для его последователя. Например, то, что он упоминает раввина Рима и не говорит о мусульманских священниках, они считают советом преемнику больше общаться с иудеями.
Никакая это не программа. Последователь и так будет продолжать политику Иоанна Павла II. А что касается иудеев, то остается много проблем между ними и католиками. Прав был журналист итальянского телеканала RAI, который сказал: "Самый трудный и длинный путь, проделанный Папой, был из Ватикана в синагогу. Это путь длиною в две тысячи лет". Не следует забывать, что, когда Папа просил прощения у иудеев, просил прощения за инквизицию, когда он собрал в Ватикане представителей многих религиозных конфессий, он встретил резкий отпор со стороны многих кардиналов. Он даже подумывал уйти в 2000 году.
Есть ли у ордена связи с Россией?
Конечно! Для начала, именно благодаря России орден существует до сих пор. В 1773 году Папа декретом запретил иезуитов. В России декрет обнародован не был, да и на православную Россию он не распространялся. Там мы вели свою деятельность вплоть до 1814 года, когда Папа отменил запрет. Сейчас в Москве есть наш Институт Святого Фомы, а в эти дни как раз проходит Конгресс иезуитов.
11.04.2005
Источник: Газета