ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Папа, нарушавший традиции"

Ина Селиванова :: 11 апреля 2005

Когда конклав ждал от Кароля Войтылы ответа, согласен ли он стать Папой Римским, избранник так долго молчал, что некоторые кардиналы испугались—вдруг откажется. А он просто составлял в уме торжественную фразу на латыни.

Едва став папой, он тут же нарушил традиции—еще до первого своего папского благословения вышел к народу и заговорил по-итальянски: "Кардиналы призвали нового Епископа Рима. Из далекой страны". И добавил: "Я говорю с вами на вашем, нет, нашем языке. Если ошибусь, поправьте". В ответ раздались крики "Polonia! Polonia!"

Это был его стиль—строгий внутри церкви, дружелюбный и неформальный снаружи. Правление Иоанна Павла II началось в разгар нескольких революций: католики были на грани раскола, Запад противостоял коммунизму, а традиционные ценности христианства, казалось, отступали перед свободными нравами 60-х и 70-х. И Папа ввязывался в каждую из этих битв то как ретроград, то как революционер.

Единство католиков пошатнулось еще во время Второго Ватиканского собора, который шел три года и закончился в 1965-м. Это на нем решили, что служить мессу можно не только на латыни, что Церковь вообще должна научиться разговаривать с современным прихожанином, не запрещать, а объяснять, где зло, а где добро. Тогда же католицизм признал единство с восточными церквями и стал налаживать отношения с другими религиями—иудаизмом, буддизмом, исламом.

Одним священникам этого показалось мало. Они требовали больше свободы и побыстрее, а некоторые—еще и всеобщего равенства по Марксу. Другие, напротив, говорили о крушении основ. Спорили публично, да так жарко, что Збигневу Бжезинскому в США даже показалось, что католическая церковь "разваливается".

Иоанн Павел II не согласился ни с теми, ни с другими. Дисциплину он поддерживал железную: например, отлучил от церкви архиепископа, который без папского благословения рукоположил нескольких епископов. А самым громким либералам он запретил высказываться от имени Церкви (выступать от своего имени они могли безнаказанно), чем заслужил напоминания о временах Галилео Галилея и Джордано Бруно. Реформировать Церковь нужно не спеша, сказал он, тем самым осадив консерваторов.

Новый катехизис, первый за последние 400 лет, в Ватикане начали писать только в 1986-м и потратили на это 9 лет. Но в итоге у католиков появился свод принципов на понятном, современном языке. Иоанн Павел II вообще восстановил папскую власть в теологических вопросах, которые до этого были отданы на откуп светским ученым, и с самого начала своего понтификата стал издавать богословские работы.

Оба этих решения были ответом и на внешнюю революцию—революцию нравов. Взрыву свободолюбия в 60-х и 70-х, когда в Америке и Европе "запрещали запрещать", противостояли немногие, и молодые люди, казалось, совсем забыли о церкви. В том, что это не так, Папа убедил мир в середине 80-х, когда в Риме прошли первые дни молодежи. Это была не просто демонстрация веры нового поколения католиков. Иоанн Павел II дал им "теологию тела", в которой объяснял, что половой инстинкт—не главное в отношениях между людьми. Он объяснял, что феминизм возможен и в христианстве, только он ничего общего не имеет с войной полов, в которую превращался феминизм неверующих. А заодно осуждал использование презервативов, из-за чего многие в его африканской пастве делали выбор между сексом и жизнью.

Молодым людям в Риме он говорил: "Вы посланы, дабы свидетельствовать". Это была еще одна церковная миссия, которую возродил Иоанн Павел II. Миру, говорил он, снова нужна евангелизация, только не посредством крестовых походов и инквизиции. Он извинился за жестокость своих предшественников—и перед протестантами, и перед евреями, и перед мусульманами. Он канонизировал чешского архиепископа, расправлявшегося с протестантами-гуситами, и тут же попросил прощения у протестантов. Он первым из римских правителей вошел в синагогу, а в превращенной в мечеть Святой Софии в Стамбуле произнес молитву с цитатами из Корана. Символической датой можно назвать 1986 г., когда Папа созвал в Ассизи первое в истории большое собрание представителей разных религий.

Только с коммунистами Иоанн Павел II отказывался искать общий язык, права человека для него не могли оказаться на одной доске с марксистскими ценностями. Его политика была не "сохранить все, что можно сохранить", к чему до него стремился Ватикан, а "изменить все, что можно изменить". Его понтификат начал разрушать ялтинское разделение Европы—сегодня мы знаем, насколько успешно. Во время паломничеств по Восточной Европе Папа утешал преследуемых, объединял демократическую оппозицию и подталкивал к диалогу правителей и граждан.

Многие уже забыли, как в 90-х СМИ часто утверждали, что Папа, хоть и сделал многое для падения Берлинской стены, не вполне понимает современный мир, теряется в нем и реагирует на него анахронизмами. Многие говорили, что Папа стар, слаб и уже не может предложить ничего нового. В 1994-м, поняв, что впереди долгая болезнь, Иоанн Павел II сказал католикам, что слышал Бога и теперь поведет свою Церковь не так, как прежде: "Я поведу ее в мучениях. Папа должен страдать, чтобы каждой семье, всему миру стало ясно—есть высшее Евангелие, Евангелие страдания, с которым и надлежит готовиться к будущему". Мучения в его представлении—мощное оружие. Они вызывают и сострадание, и уважение, и даже страх и лежат в основе христианства.

В прошлую пятницу мучения Иоанна Павла II подошли к концу, и, как выразился один из ближайших к нему кардиналов Камилло Руини, Папа уже един со Спасителем.

04.04.2005

Источник: Русский Newsweek

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама