ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Почему Папа не приехал в Россию?"

Яков Гаврилов :: 11 апреля 2005

Вопрос, вынесенный в заглавие статьи, часто звучит сегодня в России и на улицах, и на радио, и на страницах газет. Ответов на него может быть несколько.

Щепетильность. Папа объехал более ста стран, всюду был как глава государства, но всюду сперва спрашивал: не возражают ли руководители "религиозного большинства"? Это самое точное и простое объяснение, но в России его не понимают. Страна с богатым опытом судебного и человеческого произвола: у нас часто идут в гости, не спрашивая мнения даже хозяев дома, не говоря уж о мнении, допустим, хозяйской дочки. Архаичные представления о щепетильной вежливости, отличающей воспитанного, благородного человека, умерли, современные представления о щепетильности человека информационной эпохи еще не родились.

Медлительность бюрократии. Почему бы Московской патриархии не разрешить визит папы, коли уж ее разрешения просят? Прежде всего потому, что любая бюрократия реагирует неторопливо. Если бы 21 августа 1991 года патриарха Алексия II попросили благословить приезд папы в Россию — благословил бы, лично приехал бы в Ватикан и сопровождал бы до Москвы, усыпая путь розами. Но уже 22 августа, глядя на то, как трепетно победившая часть номенклатуры относится к проигравшим, особенно к гэбистам, патриарх понял, что ему ничего не грозит.

Деспотизм, но недоделанный. Коммунисты подражали французским комиссарам, поэтому в России формально было провозглашено отделение церкви от государства. Остался этот пережиток демократического камуфляжа и в ельцинской Конституции. В результате Московская патриархия, реально находящаяся именно на положении государственной конфессии, не имеет "окончательной бумаги". Деспотизм классический просто взял бы и сделал патриархию государственной религией. Максимум чего удалось добиться — щедрого, но непрямого государственного финансирования и включения высших иерархов в список государственных служащих, которым положены спецохрана, спецавтомобиль и пр. Отсюда и нервозность: а вдруг какая конфессия так размножится, что переходящее знамя отдадут ей? Или вдруг следующий генсек (президент) возымеет любовь к католикам? Не лучше ли сделать так, чтобы потенциальный конкурент близко не появлялся на горизонте?

Недоделанный, но деспотизм. Если бы в России, как в Греции или Англии, "религия большинства" формально была бы государственной, папа приехал бы обязательно, как приезжал он в Англию в 1982-м и в Грецию в 2001-м. Там просто светское начальство распоряжается — церковная иерархия выполняет. За все надо платить, а за статус государственной надо платить независимостью. Московская патриархия (не путать с русским православием) пытается совместить плюсы отделения от государства с плюсами статуса государственной религии. А минусы есть на кого свалить. Но убежать от диктата кесаря не получается, и патриарх против визита папы в Россию, потому что против этого визита и светская власть. Просто для Ельцина визит папы не был "политическим вопросом" в отличие от похорон Романовых. Поэтому отношения с католиками Ельцин предоставил на усмотрение патриархии, а Романовых захоронил вопреки ее протестам. Для Путина же визит папы стал вопросом принципиальным — и он абсолютно деспотически этот визит запретил.

Двуглавые красные звезды. Формально Путин пригласил папу в Россию. Фирменный путинский стиль, усвоенный из методичек для чекистов. Поскольку интеллектуальный уровень любой тайной политической полиции неизбежно стремится к нулю, постольку и методы ее стремятся к максимально простым. Нужно солгать, товарищ? Не напрягай мозги, лопнут. Просто скажи прямо противоположное тому, что думаешь и что собираешься сделать. Полуправда — это уже слишком сложно. Сказал Путин, что будет поощрять миграцию, — через три дня миграция запрещена. Сказал, что поможет студентам, — через три дня студентов лишили льгот. Сказал, что приглашает папу в Россию, — значит, не пустит.

Суеверность. Но почему Путин против католиков? Потому что он уступил давлению патриарха? С каких пор хвост виляет собакой? В начале путинского правления казалось, что он абсолютно неверующий. К 2002 году стало ясно, что дело куда хуже: Путин действительно верующий человек. Вера его, естественно, незрелая, наложившаяся на парткомовскую психологию. Он, видимо, действительно убежден, что для блага церкви и России нужно очистить ее от иноверцев и инославных. Путин, судя по делам, даже презирает патриарха, и презирает именно за отсутствие религиозного энтузиазма. Президенту ближе черносотенный национализм игумена Тихона Шевкунова. Поэтому главный праздник России перемещен с 7 ноября на 4-е — не слишком образованные господа решили, что в этот день надо отмечать победу над католиками в 1613 году.

Когда в 2002 году из России были высланы дюжина католических священников и один католический епископ, МИД заявил, что это было сделано по просьбе патриарха. Типичная чекистская утка. Патриархия слишком много денег получает от католиков, чтобы по своей инициативе решиться на подобный демарш, от которого выгоды никакой, а позору не оберешься. Инициатива, видимо, исходила лично от президента. Тем более что риска в этом не было никакого: Ватикан дивизий не имеет, политического влияния — тоже, западные политики от религии дистанцируются принципиально и патеров защищать не стали. Да они и Ходорковского защищать стали не сразу, а когда стали, то формально и с неохотой. Вот если бы Путин Билла Гейтса арестовал… Но Гейтс при Путине в Россию не приезжал.

Промысел. Причина последняя по месту, но первая для верующего сердца. В конце концов, Бог сильнее и президента, и патриарха, захотел бы — разрешили бы папе приехать. Какие пастырские соображения (а Бог — наш пастырь, папа и патриархи лишь подпаски) против визита папы в Россию? Достаточно послушать, с каким истерическим надрывом многие русские говорят: "Какие же мы сволочи, что не пустили папу в Россию!" (некоторые говорят: "Какие же вы сволочи"; о недостатке воспитания уже говорилось). Приехал бы папа в Россию — и с надрывом в голосе стали бы говорить: "Какие же мы терпимые и добрые, коли пустили папу в Россию!".

Трагедия постсоветской России — в подмене реальных изменений символическими. У этих символических "преобразований" есть горячие сторонники, есть горячие противники, неважно: у реальных реформ нет ни врагов, ни друзей, они кажутся просто нереальными. Психология русских людей 1990-х годов вращается в порочном кругу озлобленного деспотизма и не менее озлобленного холопства. Затащить папу в этот порочный круг или не пускать его в этот круг — какая разница? Сперва надо освободиться, а потом уже в дом свободы звать приличных гостей. А в дом, который занят демонами, папа может приехать, может не приехать — все будет не в коня корм.

Источник: Новая Газета

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама