На первый взгляд все казалось обычным. К такому явлению, как духовная музыка на светских концертах, слушатели уже успели привыкнуть. Однако у Дмитрия Ушакова -его концерт прошел недавно в Доме композиторов -звучала не просто "духовная музыка", и это был не просто "светский концерт". В том новом жанре, который пришел в Россию из протестантской культуры лет пятнадцать назад и с которым нас знакомил композитор, слилось и сплавилось воедино и духовное, и светское. Так родилась песня, с мелодией земной и вольной и с поэзией божественной.
На самом же деле эта традиция идет еще от баховских кантат, и композиторы, следуя ей, весьма свободно обходятся с музыкальным материалом, который может иметь прицел на все (или почти все) что угодно -от массовой или авторской песни до канта и русского романса. Так же отбирают и поэзию -светские тексты на религиозные темы -на концерте прозвучало немало произведений на стихи Юлии Шевченко и Ирины Глушковой, -хотя и в выборе тематики ощущается большая свобода.
Так ли?
И Дмитрий Ушаков, он же отец Димитрий, отвечает: "В моих духовных песнях много любви -любви к Родине, природе. Создать космос православного человека -вот чего мне хотелось бы больше всего".
Может показаться удивительным то, что от композитора, взявшегося за сочинение столь "чистого" жанра и ставящего перед собой такую воистину высокую цель, совершенно не требовалось какой-то особой технической изобретательности. Он точно нашел свой прием, чтобы быть убедительным, взяв на вооружение простоту и доступность. Решить, например, духовное произведение в жанре авторской песни -и дать услышать духовное пение под гитару (исполнитель В. Гунькин), а значит, дать публике шанс столкнуться с чем-то новым, сродни эксперименту со звуком или необычным исполнительским составом. В основном-то на концерте оказались как раз "обычные" составы: дуэты, трио (исполнители -О. Бадерников, О. Булкина, Т. Филаретова), хор (руководитель женского хора регентского отделения Воронежской православной духовной семинарии Е. Чертова). И в этом тоже была известная традиционность: ее Ушаков сделал своей осознанной позицией. Но не было в его музыке ни серости, ни рутинности.
Будучи композитором, получившим фундаментальное академическое образование, Ушаков может всерьез и просто говорить о вещах глубоких и тонких. А это и совпадает как раз с требованиями, которые предъявляет к сочинителю такого рода музыка. Отсюда -и свежее дыхание, принесенное из тех времен, когда любители помузицировать собирались вместе дома и пели в собственное удовольствие, причем не только песни и романсы, а и колядки на Рождество или какие-нибудь духовные псалмы и песни, скажем, на Пасху. Отсюда -и примирение земного с небесным, что, видимо, и хотел сделать сам композитор, когда пригласил слушателей не на "концерт", а на "собрание".
И его заявка оправдалась вполне, ибо "собрание" состоялось, и желающих провести вместе этот вечер, и послушать духовую музыку оказалось много. О публике -разговор особый. К скромным событиям концертной монопрограммы -а духовная музыка и не может пестрить разнообразием -слушатели добавили свой штрих. При полном зале на концерте почти не было профессионалов или даже постоянных завсегдатаев Дома композиторов. Все это говорит о том, что интерес к духовному пению существует, но само оно столь же популярно в избранной среде, сколь мало уважаемо "академистами". Жанр остался в "рядовой" рамке -и в его восприятии, и в исполнении, которое было, говоря словами Даля, сказанными им в адрес любителей, "не по промыслу, а по склонности". Как, впрочем, и сама музыка. И сколь бы ни были решающими вопросы стиля, вкуса, языка, эрудиции -они отходят на второй план. Эти сочинения можно принять. Поскольку в них есть осознанная простота жанра и, что еще важней, нет спекуляции на теме.
Поджидало и еще одно открытие. Автор словно бы очертил свою сферу эмоций, чувств, ограничив ее какой-то неуловимой мерой "чуть-чуть", как бы вполголоса, не повышая тона. И получился концерт, коему название -сама умиротворенность.
Для воронежцев это была уже не первая встреча с молодым композитором (действительно молодым -ему исполнилось тридцать три, и тем приятней об этом говорить, что многие годы у нас в стране "молодыми" считались и те, кому "чуть" за пятьдесят). Здесь уже слушали его романсы на стихи Рафаила Горевича, выполненные в современной технике, звучал и фортепианный концерт в исполнении самого автора. Мне бы хотелось поработать в разных жанрах, может быть, в жанре квартета или романса. Главное -чтобы музыка была проникнута православной духовностью по сути своей".
Московская консерватория и ассистентура по классу композиции. Затем -Духовная семинария в Воронеже. А не так давно Дмитрий Ушаков принял рукоположение в сан диакона. Понятно, что события внешние стали следствием серьезных внутренних размышлений, о которых композитор, как водится, не рассказывает, но о которых вполне красноречиво говорит его музыка.
07.04.2005
Источник: Коммуна (Воронеж)