Улучшатся ли отношения Православной церкви с Ватиканом после смерти Папы?
Вся история России помещается в формат басен Крылова. На сей раз про мертвого льва, чья смерть придала храбрости окружающим. Неуместное на похоронах утверждение о "золотом веке" в отношениях Москвы и Ватикана, который должен наступить со смертью Папы Иоанна Павла II, отчетливо прозвучало в послании патриарха.
Но это неприличное "наконец-то!" и удивительно низкий статус представительства РПЦ на похоронах митрополит Кирилл (Гундяев) с двумя мелкими священночиновниками не смогли спрятать страха перед величием ушедшего. Страха и зависти. Впрочем, даже во Франции нашлись голоса, призывавшие отмахнуться от смерти Папы, которые утонули в искренней скорби нации. Правда, голоса эти принадлежали социалистам, мстившим ему за критику однополых браков. Он как-то сказал: "Не бойтесь! Откройте границы Христу!" За это его не пригласили на празднование 1000-летия крещения Руси. Тогда шутили: "Почему Папу не позвали? Мама не велела..." И "мать-партия", и "мать-церковь" боялись экспорта свободы. Папа всегда говорил: "Я не делаю политику". В отличие от епископов РПЦ, которые всегда стремились делать политику. Неизбежное сравнение с понтификом было бы неизбежно не в их пользу. Он взывал к совести и менял общество и власти, эти взывают к обществу и власти, что не способствует совестливости.
Папа сделал свое дело. Он пришел в Ватикан накануне начала конца коммунизма в Восточной Европе. И ушел после того, как эта Европа влилась в Европейское сообщество. Даже если отбросить придуманную для него роль "могильщика коммунизма", мистическое совпадение дат очевидно. Несмотря на признаваемый всеми консерватизм Папы и авторитарность его правления, Европа поднялась на новый уровень свободы, соответствующий степени открытости общества. Потому что здесь и консерватизм другой. Это сказалось даже в процедуре избрания нового Папы, намеченного на 18 апреля. Конклав 117 кардиналов не будет больше заперт в Сикстинской капелле. Кардиналы-выборщики смогут свободно передвигаться по Ватикану.
Новый мир свободного общения новые условия выборов. В эту же эпоху РПЦ под видом сохранения религиозных ценностей способствовала консервации отживших общественных отношений.
Любовь Ватикана и России была, несомненно, осложнена фактором "польского" происхождения Папы. Это предполагало значимость для Ватикана российского направления "давний спор славян между собою". Антикатолические меры законов Российской империи касались лишь польского католицизма. Советский империализм, поделивший Польшу с нацистами и уничтожавший польскую элиту в Катыни, переполнил чашу. Реванш был неизбежен, как неизбежен теперь отказ от прежних ватиканских приоритетов. Ватикан уже перестал переводить официальные документы на польский. Возможно, скоро перестанет переводить и на русский. За потерей интереса к России.
Лишь на этом фоне и возможно "улучшение" отношений РПЦ и РКЦ. Вернее, между руководителями этих церквей. Не исключено, что уже в ближайшем будущем как РR-акция может состояться встреча нового Папы и патриарха на нейтральной территории. Что же касается начатых российских католических проектов епархии, приходы, детские дома, то они будут раскручиваться по инерции. Но с большей оглядкой на реакцию патриархийной бюрократии, которая известный принцип собаки на сене сублимировала в "борьбу с прозелитизмом". Впрочем, слабый соперник это начало собственного конца.
Патриарх не поехал в Ватикан прощаться с Папой. В общем, правильно, поскольку такое посмертное знакомство было бы фарсом после демонстративных отказов от встречи при жизни.
Я один раз общался с римским епископом. Летом 1993-го огромный зал был переполнен "церковным интернационалом" со всех континентов. Кароль Войтыла шел сквозь него. Можно ли слышать, как одновременно захватывает дыхание у многих тысяч людей, потрясенных величием происходящего? Но этот удивленный вдох волною катился за его уже тогда немощной фигурой...
Париж
11.04.2005
Источник: Город (Санкт-Петербург)