Отец Михаил Дудко, секретарь по взаимоотношениям церкви и общества отдела внешних церковных связей Московской патриархии:
- Распространенная ошибка говорить, что мы стремимся ввести в школах религиозное образование. Нужно проводить четкую грань между основами православной культуры дисциплиной, которую мы предлагаем повсеместно ввести в школах, и сугубо религиозными предметами. Мы считаем, что религии нельзя научить и верить нельзя заставить. Но в любой религии есть культурный составляющий элемент. Эта культурная составляющая является в то же время и важной частью культуры страны. Более того, Россия начала формироваться как государство именно в ту эпоху, когда русские люди приняли христианство. Поэтому и государство, и нация формировались именно под влиянием религии и недооценивать воздействие христианства, влияние религиозного фактора невозможно. Мы родились под влиянием православия, под влиянием Церкви. Поэтому изучать российскую историю, не изучая одновременно православную, государствообразующую культуру, это значит ничего не понять. Это значит быть ущербным в государственном, культурном и историческом плане.
Да, мы ратуем за то, чтобы образование наших детей было полноценным. Конечно, мы хотим, чтобы было больше верующих, но, как я уже сказал, заставить кого-то верить нельзя. Законодательство предоставляет нам возможность преподавать факультативно, вне рамок школьной программы, проводить уроки религии. Но это совсем другое дело: те, кто сам считает себя верующим, чьи родители посещают церковь, могут просить священника после уроков прийти в школу и провести для желающих урок Закона Божьего. Но это, подчеркну, абсолютно разные вещи Церковь вовсе не стремится обязательно ввести для всех изучение Закона Божьего.
У нас по закону школа отделена от церкви, как и церковь от государства. У нас светское государство, но введение в школе уроков православной культуры не нарушает этого принципа. Некоторые полагают, что принадлежащие к другим религиям дети мусульмане, иудеи или буддисты будут изгоями в классе, изучающем основы православной культуры, станут чувствовать себя неловко. Это не так: ведь даже если ребенок воспитан в мусульманских традициях, это ему никак не помешает знать, что принесло христианство русским людям. Это достаточно важно, даже если он не принадлежит православным традициям. Жить в России, не зная ничего о православии, неправильно даже для мусульманина.
Говорят также, что введение этого предмета основ православной культуры может вызвать некую межнациональную напряженность в обществе. Это не так, ведь уже не первый год преподается этот предмет в некоторых областях России, и у нас уже накоплена статистика. Есть так называемые "федеральные компоненты" в образовании: русский язык, литература и так далее. А есть и "региональные компоненты", как "основы православной культуры" или "москвоведение" в Курске, например, или в Москве. И опыт этот весьма успешный. Никто не считает себя ущемленным в религиозных правах, и ни в одной школе никаких эксцессов не зарегистрировано за все время преподавания, а ведь прошел уже не один год. Те, кто говорит об этом, как раз пытаются, по-моему, вбить между нами клин, нагнетать некую истерию. Есть такой научный термин: "самоосуществляющийся прогноз". Если долго о чем-то говорить, это оказывается гораздо ближе к осуществлению даже там, где это вовсе не нужно...
Что же касается возможного введения в школьную программу "основ религий", то этот предмет не даст большинству детей ничего, как говорится, ни уму, ни сердцу. Предметов в школе и так довольно много, и заставлять детей изучать некое сравнительное религиоведение неправильно. Это неверно в эмоциональном плане (они понимают, что изучают нечто "не свое") и ущербно для изучения собственной православной культуры. Кроме того, нынешние учебники "религиоведения", насколько я знаю, не согласовывались со священнослужителями (причем ни с христианскими, ни с исламскими). Это некий абстрактный, скорее даже атеистический взгляд на религию не знаю, чем он может быть полезен детям. Хотя любое знание скорее полезно, чем вредно...
Многое ведь зависит и от того, кто преподает тот или иной предмет: мы предполагаем, что основы православной культуры должны были бы вести те педагоги, кто испытывает симпатию к православию. Конечно, не найдется достаточного числа священнослужителей, которые могли бы прийти в школы, но может найтись достаточное количество людей, имеющих склонность к православию и готовых находиться в контакте с церковью, чтобы, выражаясь светским языком, "лапшу на уши не вешать". Но сегодня есть еще огромное количество так называемых "обществоведов", людей, изначально относящихся скептически к любой религии. Будучи невостребованы, они рвутся к тому, чтобы на прежних, советских подходах преподавать основы разных религий. Стоя не внутри традиции, а пытаясь находиться над ней воспринимая религию как "опиум для народа", что мы и считаем глубоко неправильным.
13.04.2005
Источник: Час Пик (Санкт-Петербург)