Религия личное дело каждого. Тем не менее, среди российских компаний есть такие, где духовные ценности составляют стержень корпоративной культуры. По благословению своего духовника наш корреспондент побывал в трех православных фирмах Москвы
"Свой бизнес" N 11
***
"Десять заповедей это уголовный кодекс для верующих."
Б.Крутиер
***
К успеху через смирение
Главная особенность религиозной корпоративной культуры в том, что она вносит в жизнь компании новый элемент духовность. Но при этом духовное и материальное не противоречат друг другу. Вера помогает людям справляться с задачами, которые ставит жизнь за пределами офиса или цеха, и одновременно создает основу для успеха компании. Как это происходит?
Виталий Кандалинцев, автор методики "Формирование православной корпоративной культуры (ПКК) на предприятии":
Многие православные ценности органично сочетаются с теми задачами, которые стоят перед бизнесом.
Смирение помогает справляться с трудными ситуациями, которые возникают во время работы.
Послушание становится самой эффективной линией поведения в том случае, если расходятся интересы сотрудников и отдельных подразделений компании.
Добрая совесть ценна всегда. Ведь ни один самый строгий начальник не в состоянии проконтролировать каждый шаг сотрудника.
Рассуждение предостерегает самих руководителей от чрезмерных рисков и непродуманных решений.
Соблюдение этих норм благоприятно сказывается на отношениях людей к своим обязанностям. А это, безусловно, усиливает позиции компании. Помимо этого, верующим сотрудникам дается "помощь свыше". Уверенность в высшей справедливости вселяет в человека ощущение покоя и смирение. В том числе и перед трудными обстоятельствами в жизни и на работе.
Верующие сотрудники лояльны. Свою верность Богу и Церкви они в известной степени переносят на компанию, исповедующую православные принципы ведения бизнеса. Православная культура помогает противостоять воровству, обману, зависти. И, наконец, Православие стимулирует людей к постоянному развитию, в том числе профессиональному, так как Вера требует от человека постоянного совершенствования.
После того как я начал вести в своем коллективе разговоры на духовные темы, предложил прочитать Библию, я заметил, что люди стали гораздо спокойнее, говорит партнер компании "Георг Консалтинг" Николай Павленко. Многие мелкие проблемы перестали их "выводить из себя". Например, если кому-то из молодых ребят не позвонила девушка это не та проблема, которая на полдня выбивает из рабочей колеи. Люди стали понимать, что в мире есть более серьезные вещи. По моим наблюдениям, с верующими вообще проще работать. Они более устойчивы психологически, и мне всегда понятно, что от них ждать. Ведь они строят свою жизнь по принципу "Вера, Надежда, Любовь". А вера может быть не только в Бога, но и в своего руководителя, компанию, в свои силы, надежда на хорошее завершение дела, любовь к клиентам и коллегам, своей работе.
Впрочем, не стоит предаваться иллюзиям: принцип "наберу верующих людей трудолюбивых, исполнительных и ответственных, и все пойдет как по маслу" на практике не работает. Святые на Земле редки. К тому же глубоко верующие знают: чем больше человек приближается к Богу, тем сильнее ему препятствуют в этом темные силы.
Трудный путь
Однако, несмотря на явные преимущества православной культуры, она приживается далеко не везде и чаще воспринимается как экзотичный элемент корпоративной политики. Православные владельцы компаний, живущие и работающие по учению Христа, полагают, что широкому распространению ПКК мешает слабая религиозная просвещенность руководителей бизнеса, туманное представление об истинной позиции Церкви во многих вопросах. К тому же строительство бизнеса на фундаменте Веры требует от предпринимателя особой щепетильности в отношениях с сотрудниками и клиентами. Нельзя говорить одно, а делать другое, оправдывая себя обстоятельствами, как это нередко бывает.
Приобщение к Православию может так серьезно повлиять на мировоззрение сотрудников, что изменится их отношение к предприятию, где они трудятся. Например, если компания занимается полезной деятельностью и ведет бизнес по честным правилам, то люди будут служить ей верой и правдой. Но если фирма занимается сомнительной деятельностью, скажем, производством "паленой" водки, то вполне вероятно, что верующие откажутся в ней работать. Ведь такой способ получения доходов несовместим с их моральными принципами. Кроме того, православные сотрудники не смогут преувеличивать достоинства продукции фирмы, привлекая клиентов и партнеров с помощью различных рекламных трюков, для них это будет равносильно обману.
Духовный авторитет лидера
Чтобы построить внутреннюю культуру компании на христианских заповедях, им должен безукоризненно следовать лидер бизнеса.
Требуя от своих подчиненных смирения, терпения и великодушия, всеми этими добродетелями должны обладать топ-менеджеры предприятия. Опыт православных компаний Москвы, с которыми мы познакомились, показывает, что формирование ПКК начинается "сверху", а не "снизу". Если руководитель верующий, ему удается быстрее создать в коллективе благоприятную для работы обстановку.
Свой среди чужих или чужой среди своих?
Одна из проблем, которая стоит перед православным предпринимателем: брать на работу только тех, кто разделяет его убеждения, или же попробовать обратить в свою веру всех, кто его окружает? У меня есть один друг-бизнесмен, который стремительно, "штопором" вошел в Православие. Он решил, что у него должны работать только братья по Вере и в приказном порядке ввел на фирме "жесткую православную культуру", рассказывает Владимир Иванов. Каждый день у него на предприятии начинался с молитвы, сотрудники должны были соблюдать посты, регулярно ходить в Храм. Все неверующие менеджеры быстро разбежались, а их места заняли только воцерковленные люди (то есть те, которые стараются жить по заповедям, регулярно посещают Храм, исповедуются, причащаются и участвуют в других Таинствах Церкви, выполняют молитвенное правило). В итоге все они целыми днями пьют чай и рассуждают о вечном. И если до кадровых перестановок фирма была успешной, то теперь про нее этого не скажешь.
Брать ли на работу неверующих?
На собеседовании с кандидатами на вакансию в православных компаниях обычный вопрос о вероисповедании.
- Для меня не важно, к какой религиозной конфессии относится человек, поясняет свою позицию Николай Павленко. По большому счету нравственные принципы одинаковы во всех религиях. С пониманием я отношусь и к тем людям, которые признаются: "Я сомневающийся". Если в человеке заложена какая-то искра веры, то рано или поздно она может разгореться. А вот тех, кто не верит ни во что, я в свою фирму не возьму. Такие люди могут в любой момент предать и обмануть. Ведь для них нет никаких нравственных запретов.
Не обязательно, чтобы каждый сотрудник, приходящий в фирму, был воцерковленным, говорит Евгений Лопатин. Главное, чтобы он не был убежденным атеистом. Это уже хорошо. А вообще, отвечая на вопрос о Вере, трудно избежать лукавства. Если ты ставишь жесткие условия, а человеку очень нужна работа у тебя, он может прикинуться кем угодно православным, иудеем, мормоном. Поэтому для меня достаточно, если новый сотрудник хороший профессионал, который хочет работать и лояльно относится к Православию. А потом жизнь все расставит по местам. Если у него нечиста совесть, он не сможет у нас работать: его попросту "выдавят стены".
- Нельзя ставить перед собой задачу набрать на работу одних православных, считает Владимир Иванов. Во-первых, воцерковленных людей очень мало не более 5%. Во-вторых, есть масса профессий, среди представителей которых верующих вообще трудно отыскать: компьютерщики, дизайнеры и, как ни странно... простые рабочие. Как правило, быстрее всего к Богу приходят люди с гуманитарным складом ума. Тем не менее, если мы видим, что человек хороший, но неверующий, мы его возьмем. В конце концов, он же не виноват, что родился в семье неверующих людей и что на его пути не попался тот, кто привел бы его в Церковь. Ничего страшного, если человек не знает тексты молитв. Иногда молитва, составленная своими словами, идущая от души, оказывается сильнее, чем прочитанная по Молитвослову. Нельзя осуждать человека и за то, что он съест бутерброд с колбасой во время поста. Я и сам могу это сделать. То есть судить строго нельзя никого.
Прописные истины
В любой компании с развитой корпоративной культурой есть свой устав или "Правила поведения персонала". Во многих православных фирмах этот устав формируется на основе заповедей.
Зачем придумывать какие-то искусственные словесные конструкции при описании норм поведения работников? Есть Библия, в которой все сказано. В ней опыт, накопленный поколениями, заложенный в нас на генетическом уровне, -убежден Николай Павленко. Этих заповедей вполне достаточно, чтобы определить принципы любой деятельности. Что, скажем, самое важное для сотрудника, через руки которого проходят деньги компании? Все то же самое: "не укради", "не обмани", "не желай того, что есть у ближнего твоего"... На мой взгляд, это гораздо более эмоционально звучит, чем казенные штампы: "Работники бухгалтерии и склада обязаны заботиться о сохранности имущества предприятия". Я думаю, христианские заповеди стоит поместить на видном месте в офисе. И если хотя бы раз в неделю сотрудник взглянет на них и подумает: "А что я сделал не так?" он быстрее придет к вере.
Но формирование православной культуры задача деликатная, порой на выполнение ее уходит много лет.
- Привести всех в Церковь стройными рядами невозможно, говорит Евгений Лопатин. Нельзя оказывать на людей давление. Если я скажу:
"Срочно выучите молитвы и читайте их каждый день", многие мои сотрудники разбегутся. И правильно сделают. Каждый человек к вере должен обратиться сам. Моя задача не мешать своим подчиненным, а помогать. Например, рассказывать им о Православии, а тем, кто проявляет к христианскому учению интерес, предлагать духовные книги. Остальное сделает сам Господь.
Цель должна быть высокой
Нельзя впадать и в другую крайность проповедовать Веру в Бога исключительно с меркантильными хозяйственными целями: ради роста прибыли, повышения производительности труда и т.д.
Те, кто видит в ПКК только инструмент преумножения своих доходов, ошибаются, предупреждает Виталий Кандалинцев. Нельзя забывать, что духовные ценности в христианстве имеют приоритет над материальными. Главной целью ПКК должно быть нравственное развитие сотрудников. И тогда сама собой сформируется благоприятная почва для развития бизнеса компании.
***
- Способы формирования православной корпоративной культуры
- Лекции и выступления священников, богословов, верующих предпринимателей и специалистов.
- Создание корпоративной Православной библиотеки
- Совместное празднование Православных праздников: Рождества, Пасхи и т.д.
- Совместные паломнические поездки по Святым местам.
- Подарки от фирмы к событиям, значимым в жизни Православного христианина (свадьбе, венчанию, рождению ребенка, крещению).
- Совместное посещение сотрудниками фильмов, спектаклей духовной тематики.
- Поощрение сотрудников, ведущих здоровый образ жизни отказавшихся от курения, занимающихся спортом.
04.04.2005
Источник: Малое предприятие