ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Главный раввин России ответил читателям bbcrussian.com"

18 апреля 2005

Несмотря на то, что Москва отвергла претензии, высказанные в докладе госдепартамента США по антисемитизму, эта проблема пока сохраняет свою актуальность для России.

Недавно появились сообщения о том, что ряд общественных деятелей повторно обратились в Генпрокуратуру с просьбой запретить все еврейские организации в России.

Аналогичное обращение было сначала направлено в начале 2005 года, но потом отозвано, а его авторы подверглись общественному осуждению.

В этой ситуации на вопросы читателей bbcrussian.com согласился ответить главный раввин России (по версии Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России) Адольф Шаевич.

Как вы себя чувствуете в звании "главного раввина России"? Вам не претит такая формулировка, вы не собираетесь ее опротестовывать?
Зеев, Европа

Сама должность не дает никаких привилегий, а является только представительской. Поэтому я не вижу никаких причин стесняться этого звания и опротестовывать его
Адольф Шаевич: Необходимость в этом звании возникла после распада СССР, когда пришлось решать массу вопросов, связанных с возрождением еврейских общин в России перед центральной властью. Сама должность не дает никаких привилегий, а является только представительской. Поэтому я не вижу никаких причин стесняться этого звания и опротестовывать его.

У меня вопрос по поводу русского перевода "Кицур Шульхан Арух" [старинный еврейский религиозный трактат, некоторые положения которого вызвали возмущение авторов обращения в Генпрокуратуру России с просьбой запретить в России еврейские организации – прим. ред.]. Не считаете ли вы (оглядываясь назад) что стоило издать эту книгу с разъясняющими комментариями для серьезного читателя, еврейского или не-еврейского?
Борис Б., USA

Все эти тексты неоднократно издавались в царской России и проходили строгую цензуру
А.Ш.: В любых текстах, написанных много веков назад, при желании можно найти положения, которые можно поставить в вину сегодняшним хранителям традиций, особенно если поставить перед собой цель добиться именно этого. Но все эти тексты неоднократно издавались в царской России и проходили строгую цензуру.

Не вдаваясь в степень образованности людей, подписавших письмо против "Кицур Шульхан Арух", могу смело утверждать, что цензоры, отслеживающие эти издания, были намного образованней и грамотней. Ни в каких древних текстах не содержится никаких обвинений ни в адрес христиан, ни в адрес мусульман. Все законы и правила относятся только к идолопоклонникам того времени.

Что касается перевода религиозной литературы, то это требует кропотливой работы, и, в любом случае, не даст полного представления о содержании
Что касается перевода религиозной литературы, то это требует кропотливой работы, и, в любом случае, не даст полного представления о содержании. К сожалению, в наше время это не представляется возможным.

Есть ли фашизм в <Кицур Шульхан Арух>?
David L., usa

Этот кодекс составлялся в период инквизиции и, вполне возможно, чтобы сохранить веру людей, которые в те времена отходили от нее, предписания ужесточались. Но совсем не для того, чтобы уничтожать другие народы
А.Ш.: В "Кицур Шульхан Арух" отсутствует какое-либо человеконенавистничество. Этот кодекс составлялся в период инквизиции и, вполне возможно, чтобы сохранить веру людей, которые в те времена отходили от нее, предписания ужесточались. Но совсем не для того, чтобы уничтожать другие народы. В религиозных книгах нет предписаний против какой-либо нации или народа.

Скажите, пожалуйста, насколько сильны противоречия среди еврейских организаций?
Дмитрий К., Россия

А.Ш.: Противоречия существуют, но они не отличаются от противоречий, существующих в еврейских общинах всего мира.

Как вы относитесь к главному раввину Берл Лазару [главный раввин России по версии Федерации еврейских организаций России – прим. ред.]?
Аарон Идиш, РФ

Он [Берл Лазар] меня сильно разочаровал. Возможно, это сказывается мое несколько наивное представление о людях, родившихся и выросших в религиозных семьях
А.Ш.: Мне неоднократно задавали этот вопрос, и я отвечал и отвечаю, что он меня сильно разочаровал. Возможно, это сказывается мое несколько наивное представление о людях, родившихся и выросших в религиозных семьях, но за те 33 года, что я нахожусь в Московской хоральной синагоге, я имел счастье быть учеником таких религиозных людей, как рэб Аврум Миллер и рэб Гецел Виленский – светлая им Память, а также рэб Мотл Лифшиц, дай Б-г ему здоровья до 120 лет, и они для меня до сих пор являются примером богобоязненных людей, чего я не могу сказать с уверенностью о своем коллеге Лазаре.

Ни одна национальность в мире не имеет такого же термина, обозначающего ненависть к ней. Хотя французы не жалуют немцев, мало кто обожает англичан, всем миром не бегут целоваться с мусульманами. Но никто из них не обвиняет мир в анти-немчизме, -францизме, -мусульманизме и т.п.. Каково ваше мнение по этому поводу?
Полуеврейка, Австралия

А.Ш.: Действительно, нет терминов, определяющих неприязнь одних народов к другим, но, тем не менее, существует шовинизм, фобии и т.п., и с этим нужно бороться.

Не кажется ли вам, что обвинение в антисемитизме является неким щитом для еврейского народа?
Кирилл, Россия

Я считаю, что за каждым обвинением кого-либо в антисемитизме существуют реальные факты
А.Ш.: Я считаю, что за каждым обвинением кого-либо в антисемитизме существуют реальные факты. От того, что к кому-нибудь относятся с неприязнью за какие-либо человеческие качества – это одно, но если человека обвиняют во всех смертных грехах по национальной принадлежности – это другое. Я не думаю, что евреи используют это в каких-либо других целях, кроме как действительно борьба с антисемтизмом.

Возможны ли случаи, когда антисемитизм используют как рычаг для продвижения интересов?
Leonid, Israel

Многие люди, особенно политики, часто используют антисемитизм для продвижения своих политических амбиций
А.Ш.: Да, очень многие люди, особенно политики, часто используют антисемитизм для продвижения своих политических амбиций.

Что, по вашему мнению, должно сделать правительство России, для того, чтобы уменьшить антисемитские настроения в российском обществе? Как вообще можно эффективно бороться с шовинизмом?
Руслан, Россия

Строгое соблюдение и применение на практике существующих сегодня в РФ законов, вполне достаточно, чтобы бороться не только с антисемитизмом, но и с шовинизмом и ксенофобией
А.Ш.: На мой взгляд, строгое соблюдение и применение на практике существующих сегодня в РФ законов, вполне достаточно, чтобы бороться не только с антисемитизмом, но и с шовинизмом и ксенофобией.

Антисемитизм стал реальной проблемой во многих странах. Многие считают антисемитизм болезнью равнодушной души. Несколько месяцев назад британские средства информации опубликовали результаты опроса, в результате которого 45% подданных Ее Величества Королевы Великобритании не знают ничего об Освенциме. Как бы вы могли прокомментировать эту цифру?
Alla Staroseletskaya, USA

У многих людей очень короткая историческая память, что приводит к тому, что и через короткое время после страшных событий, которыми была Вторая Мировая война, по улицам многих городов мира расхаживают молодые ребята со свастикой
А.Ш.: Это очень печально. Кто-то из умных людей сказал, что "... история нас учит тому, что она нас ничему не учит". У многих людей очень короткая историческая память, что приводит к тому, что и через короткое время после страшных событий, которыми была Вторая Мировая война, по улицам многих городов мира расхаживают молодые ребята со свастикой, издается большое количество литературы, обвиняющей какие-либо народы в неполноценности и призывами к окончательному разбирательству с ними.

Намерены ли вы, господин Шаевич, необходимым развивать общину евреев России в традициях ортодоксального иудаизма? Каково Ваше отношение к неашкеназским евреям России – бухарским, горским и грузинским евреям?
Rafael Nektalov, USA

А.Ш.: Мы сохранили свою религию и себя как народ, только благодаря ортодоксальному иудаизму. Все новые веяния в иудаизме появились, по историческим временам, совершенно недавно и не думаю, что они способствовали его укреплению. Все сефардские общины России являются неотъемлемой частью нашей общины и под крышей нашей синагоги существуют общины грузинских, бухарских и две общины горских евреев. И, поскольку, каждая из этих общин имеет свою особую традицию, сложившуюся в местах их многовекового проживания, мы считаем необходимым сделать все возможное для сохранения этих традиций.

Лично я считаю, что просьба о запрете еврейских организаций это большой перегиб, но в свете прошедших событий (за последние 200 лет), как вы считаете в книге А.И.Солженицына "200 лет вместе" есть ли повод у россиян думать плохо о евреях? Книга, по моему мнению, написана непредвзято. Я понимаю, евреи – это активность и талант где бы то ни было, но порой эта активность и талант такие дрова ломают!
Илья Евгеньевич, Russia

[В книге А.И.Солженицына "200 лет вместе"], в чем я согласен с критиками, упущена масса моментов, которые могли бы объяснить нееврейскому читателю весь тот нелегкий, тяжелый период, когда громадный умственный накопленный веками потенциал не имел ни малейшей отдушины для реализации
А.Ш.: Я тоже с интересом прочел обе книги Александра Исаевича и тоже считаю, что написаны они непредвзято. Но вместе с тем, я согласен со многими критикующими эти книги, что материал в них подобран несколько однобоко. Я не могу утверждать этого достоверно, но я говорил уже, что Александр Исаевич не работал специально над этой темой, а она у него получилась как бы приложением к его трудам.

И, на мой взгляд, в ней, в чем я согласен с критиками, упущена масса моментов, которые могли бы объяснить нееврейскому читателю весь тот нелегкий, тяжелый период, когда громадный умственный накопленный веками потенциал не имел ни малейшей отдушины для реализации. Отсюда, наверное, такая сверхактивность многих евреев, когда такая отдушина появилась.

Почему иудеи, сами пострадавшие от погромов, считают возможным праздновать праздник Пурим, когда ими были убиты тысячи персов?
Tim, Russia

Пурим празднуют не в честь победы и уничтожения кого-либо, в данном случае персов, а как избавление от угрозы реального уничтожения еврейского народа
А.Ш.: Пурим празднуют не в честь победы и уничтожения кого-либо, в данном случае персов, а как избавление от угрозы реального уничтожения еврейского народа. В праздновании нет никаких атрибутов военного парада или салюта, напоминающих о военных успехах. Это реальное историческое событие, позволяющее нам и сегодня утверждать, что мы находимся под защитой Вс-вышнего, при условии, что мы остаемся верны Его заповедям.

В последнее время на уровне международных отношений поднимаются вопросы выражения официального отношения к тем или иным историческим событиям. В этой связи существует ли официальная позиция вашего Конгресса по событиям Октябрьской революции и участию в ней российских евреев?
Роман Трошин, Россия

Не думаю, что какой-либо религиозной общине по силам составить официальную убедительную позицию [по событиям Октябрьской революции]. Этим должны заниматься, на мой взгляд, историки и политологи
А.Ш.: Несомненно, каждый из нас осмысливал и осмысливает события, связанные с революцией в России. Наверняка, делает какие-то выводы, а может и не делает. Но не думаю, что какой-либо религиозной общине по силам составить официальную убедительную позицию. Этим должны заниматься, на мой взгляд, историки и политологи.

Какое будущее ждет евреев в России в ближайшие 10 лет?
Michael, Не-дом-и-не-Улица, СССР (Северная Солнечная Сибирская Республика)

Как и подавляющее большинство россиян, надеюсь, что изменения в России будут происходить к лучшему
А.Ш.: Это вопрос для пророка, которым я не являюсь. Вряд ли кто-нибудь сможет достоверно предсказать будущее России, в том числе и будущее еврейской общины России.

Как и подавляющее большинство россиян, надеюсь, что изменения в России будут происходить к лучшему. Не хотелось бы, чтобы эти надежды были лишь голословными рассуждениями, поэтому рассуждать о будущем евреев в России не берусь.

Не кажется ли Вам, что многовековая история евреев в России (или евреев России, или русских евреев) заканчивается на наших глазах? Ведь евреи в России никогда не были, и не будут восприниматься своими – достаточно прочесть книгу такого умного человека как А.И.Солженицын, хотя подавляющее большинство из них настоящие патриоты этой страны. Не хватит ли нашему брату пытаться обустраивать Россию? Обустраивать надо своё ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО, потому что именно здесь мы не "как дома", а дома и в этом доме и ни в каком другом будущее нашего народа.
Alexander, ISRAEL

А.Ш.: Лично я просто счастлив, что сегодня любой гражданин России может, при желании, покинуть ее, и при желании же, вернуться в нее.

Я уверен, что каждый еврей, обретший эти корни, не станет перебирать варианты своего возможного нового места жительства, а если такая необходимость возникнет, он вернется на Землю Обетованную. В этом случае, когда этот выбор будет сознательным, намного меньше проблем будет и у него и у Израиля
Что касается евреев в России, то на мой взгляд, они должны пройти необходимый этап возрождения, этап возвращения к своим корням. И мы, как религиозная община России, видим в этом основную часть нашей работы.

Я уверен, что каждый еврей, обретший эти корни, не станет перебирать варианты своего возможного нового места жительства, а если такая необходимость возникнет, он вернется на Землю Обетованную. В этом случае, когда этот выбор будет сознательным, намного меньше проблем будет и у него и у Израиля.

Не пора ли оставшимся в России евреям подумать об эмиграции?
igor, israel

А.Ш.: Это личное дело каждого.

Скажите, пожалуйста, какую помощь оказывают еврейские организации пострадавшим в Беслане?
Оксана, Россия

Cовсем недавно на гостями ежегодного 9-го Международного Фестиваля еврейского детского и юношеского художественного творчества, который прошел в Москве, стал детский танцевальный ансамбль "Саби" из Беслана
А.Ш.: Мы установили контакты непосредственно с властями Беслана, оказали финансовую помощь детям, пострадавшим от этого чудовищного теракта. Кроме того, совсем недавно на гостями ежегодного 9-го Международного Фестиваля еврейского детского и юношеского художественного творчества, который прошел в Москве, стал детский танцевальный ансамбль "Саби" из Беслана. Также этим летом 100 детей из Беслана отправятся в международный детский лагерь в Сарваше (Венгрия), где для них разработана специальная программа.

Все основные три религии, на мой взгляд, сейчас в России играют крайне отрицательную роль, еще больше разобщая людей. Ведь люди-то остались атеистами, большинство просто изображают из себя верующих, а о заповедях даже и не думают. Как вы ко всему этому относитесь? Насколько я помню, Вы ведь раньше были простым советским студентом и затем простым советским инженером. Неужели раньше все было так плохо?
Сергей Ш., Москва

А.Ш.: Не могу согласиться с вами, что основные конфессии России играют какую-либо отрицательную роль и разобщают людей. Я, как многолетний член Межрелигиозного Совета России, со всей ответственностью могу заявить, что руководство всех ведущих конфессий России прилагает немалые усилия для установления взаимопонимания, терпимости и взаимоуважения между людьми различных национальностей и вероисповеданий.

Да, действительно, все религиозные конфессии России пережили всплеск интереса к религии и действительно, многие люди повернулись к религии только потому, что это было модно. Это понятно и объяснимо, потому что на протяжении 70 лет государство боролось с религией. Но сегодня идет нелегкая и кропотливая работа с людьми, которые действительно ощущают необходимость жить по традиции.

Многие из этих "модников" осознав, что мало для истинной веры надеть на себя крестик, или "Звезду Давида", или полумесяц, но требуется и некоторое самопожертвование, вернулись к привычному для себя образу жизни
Многие из этих "модников" осознав, что мало для истинной веры надеть на себя крестик, или "Звезду Давида", или полумесяц, но требуется и некоторое самопожертвование, вернулись к привычному для себя образу жизни.

Что касается лично меня, то я пришел к религиозным убеждениям, как и многие сегодняшние люди, не потому что меня не устраивала советская власть, а из желания узнать больше своих корнях, своей истории, своей культуре. Убежден, большое количество истинно верующих людей в государстве не во вред ему, а только на пользу.

Источник: bbcrussian.com

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама