Участившиеся в последнее время попытки захвата храмов Украинской православной церкви Московского патриархата вновь поставили ребром вопрос о будущем канонического Православия в этой стране. Ситуацию усугубили попытки украинских властей навести мосты с Константинопольским патриархатом, что вызвало многочисленные обращения с протестами православной общественности. Чем может обернуться обострение церковного вопроса для будущего российско-украинских отношений. Свое мнение по этому поводу порталу "Интерфакс-Религия" излагает директор Института стран СНГ Константин Затулин.
- Архиепископ Константинопольского патриархата Всеволод (Майданский) недавно заявил, что Константинополь не признает Украину частью канонической территории Московского патриархата. Как ВЫ расцениваете это заявление?
- Уже довольно давно Константинопольский патриарх проявляет необычный интерес к православию на территории бывшего Советского Союза и вторгается в каноническую юрисдикцию Русской православной церкви. С этой точки зрения такое заявление архиепископа, конечно, не является случайным. Совсем недавно новый госсекретарь Украины Александр Зинченко побывал в Стамбуле, где встречался с Константинопольским патриархом и вопреки всяким нормам и обычаям пригласил его на Украину.
Напомню, что, в отличие от папы Римского, Константинопольский патриарх не является светским государем, он является религиозным владыкой, и, в отличие от ситуации в католичестве, он не является главным просто он один из иерархов Православной церкви, первый упоминаемый в литургии на всех православных территориях.
Поэтому то, что сейчас происходит, нельзя назвать иначе, как попыткой влезть в вопросы, которые Константинопольского патриарха не касаются, что неминуемо повлечет за собой обострение отношений между Русской православной церковью и Константинополем. Такие обострения уже несколько раз случались: то по поводу Эстонии, то по поводу, как в данном случае, Украины.
- Как известно, Одесса не входила в Киевскую митрополию, которая в 1686 году стала частью Московского патриархата. Зато в нее входили Белоруссия, Прибалтика и Смоленская область. Означает ли заявление архиепископа Всеволода тотальный передел канонических границ поместных Церквей? К чему это может привести?
- Архиепископ в Православной церкви это, конечно, уважаемый человек, но не всемогущий. Всемогущим в православной традиции является только Господь Бог в отличие от католичества, где, как известно, существует, догмат о непогрешимости папы Римского. В православии такого нет, и потому любой архиепископ, как и патриарх, является человеком грешным. Считать, что этот грешный человек в состоянии пересматривать канонические территории и разрушать единство Русской православной церкви значит присваивать ему нечеловеческие способности и возможности.
- Какие последствия для российско-украинских отношений может иметь вмешательство Константинопольского патриархата в дела Украинской церкви и попытка передела канонических территорий поместных Церквей?
- Последствия разрушения единства Русской православной церкви и раскола между Украиной и Россией в церковном вопросе трудно переоценить. Лично я считаю, что наличие церковного единства (особенно в отсутствие единства государственного) это одна из важнейших гарантий невраждебных российско-украинских отношений. Потому что с экономикой, с долгами, с кредитами, с газопроводами бывает всякое, и сами по себе они никого ни за что не агитируют. А вот единство православной веры является сдерживающим моментом в случае, если в России или на Украине к власти приходят политики, настроенные на конфронтацию.
Поэтому недаром с самых первых дней независимости Украины было стойкое желание новых властей этой страны все равно, при Кравчуке ли, Кучме или вот теперь при Ющенко обзавестись такой "домашней" церковью, которая была бы во всех отношениях подконтрольна и которая фактически славила бы светскую власть.
Я не могу сказать, что такого рода желания не проявляются у нас в России, где, как известно, находится "штаб-квартира" Московского патриархата, но на Украине это уже приобрело форму производства расколов. Напомню, что одним из первых был филаретовский раскол (образование Киевского патриархата, не признанного ни одной из Православных церквей "ИФ"), и эти расколы совершались по наущению светских властей. Долгие годы там существовал Госкомрелигий, то есть организация советского типа, которая у нас в России с 1991 года вообще отсутствует. Единственным смыслом существования этого государственного органа является попытка искусственным образом вмешаться в церковную жизнь и создать вот эту свою, "домашнюю", "придворную" церковь, фактически подчиненную "душой и телом" светским властям.
Поэтому само по себе заявление архиепископа Всеволода это одно из многих заявлений, оно мало что добавляет, но симптом не очень хороший.
Новые власти, похоже, решили все-таки, вопреки данным ими обещаниям, вмешаться в церковные дела. Сейчас, судя по визиту Зинченко, они проявляют инициативу к разрезанию прямых связей между Украинской православной церковью Московского патриархата и самим Московским патриархатом, что, соответственно, ведет к ухудшению российско-украинских отношений. Заявление архиепископа является следствием этой инициативы украинских властей.
- Как должна российская элита отреагировать на эти вызовы?
- Безусловно, она должна реагировать. Но, к сожалению, российская элита сама воцерковлена всего несколько лет назад и это в лучшем случае. И она сама пока не очень хорошо понимает значение этого вопроса большинство российских политиков считают, что вопросы Церкви к политике не относятся. На самом же деле это и есть политика, наиболее важная.
Многие наши государственные деятели заботятся о прибылях, но мало думают о душах и о вере и в силу этого могут проглядеть серьезную проблему. Все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы не допустить раскола Церкви.
Источник: Интерфакс