ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Новый наместник Петра

Борис Филиппов :: 18 апреля 2005

В Ватикане завершилась тяжелая пора подготовки к конклаву, когда повсюду искали подслушивающие аппараты и скрытые камеры. Обслуживающий персонал уже принес присягу, обязуясь хранить в тайне все увиденное и услышанное в период работы конклава. Дело в том, что получившие благодаря новым правилам проведения конклава большую свободу кардиналы, возможно, воспользуются ею не только для молитв и голосований, как предвидел Иоанн Павел II. Их совместные прогулки и "случайные" встречи в ватиканских садах могут послужить материалом для последующих размышлений журналистов о составе и характере изменений в группировках во время работы конклава.

Конклав институт древний, можно сказать один из древнейших. Это выборы Папы при помощи специальных выборщиков. Но так было не всегда. Своего преемника первый епископ Рима апостол Петр назначил сам. Так же были назначены несколько первых пап. Но это не стало традицией, и на несколько сотен лет установились прямые выборы епископов (в том числе и римских) местным духовенством и мирянами.

С VIII и до конца IX в. римский епископ избирался только из числа местного духовенства. В древности считали неприличным, чтобы епископ покидал свою епархию, в которой он был избран и хиротонисан (рукоположен). Позднее победила практика избрания пап из числа епископов (хотя бывали исключения).

Становление христианской Церкви шло параллельно с распадом Римской империи, прежде всего, ее, подвергнувшейся атаке со стороны варваров, западной части. В условиях переноса центра империи из Рима на Восток государственная администрация на Западе империи фактически перестала выполнять свои обязанности и единственным авторитетом, а частично и властью, для римского населения на этих землях на весь период варварского нашествия станут епископы. А где влияние и власть, там и деньги. Со всеми вытекающими последствиями.

Римский автор Аммиан Марцеллин так описывает жизнь римского епископа:

"Наблюдая роскошные условия жизни Рима, я готов признать, что стремящиеся к этому сану люди должны добиваться своей цели с напряжением всех своих сил. Ведь по достижении этого сана им предстоит жить в благополучии, обогащаться добровольными пожертвованиями со стороны матрон, расхаживать в великолепных одеяниях и разъезжать в прекрасных экипажах, задавать пиры столь роскошные, что их яства превосходят императорский стол. Они могли бы быть истинно блаженными, если бы, презрев блеск города, которым они прикрывают свои пороки, они стали бы жить по примеру некоторых провинциальных пастырей, которые, довольствуясь простой пищей и проявляя умеренность в питии, облекаясь в самые простые одежды и опуская взоры свои долу, заявляют себя пред вечным Богом истинными его служителями как люди чистые и скромные".

В этом контексте становится понятным высказывание префекта Рима язычника Претекстата, адресованное Папе Римскому Дамасию I (366-384): "Сделайте меня римским епископом, и я стану христианином".

Поэтому выборы на епископские должности были уже в IV в. поистине критическим моментом для общественного спокойствия. Наиболее ярким и почти классическим примером таких выборов является борьба между Урсином и Дамасием в 366 г. за папский престол. Во время этих выборов погибло 160 человек.

Папы разбогатели после создания франкскими королями Пипином Коротким и Карлом Великим независимого папского государства. После распада империи Карла Великого борьба за римский престол стала ожесточеннее, и Рим погрузился в пучину клановых войн, которые вели феодальные семьи (Теофилактов, Кресценциев, Фраскати) за господство над папским престолом. История папства с 888 по 996 г. – это нескончаемая цепь насилия, интриг и убийств. Избрание на папский престол зачастую оказывалось в руках женщин (Теодоры Старшей, Марозии, Теодоры Младшей Теофилактов). К примеру, сын Марозии от Папы Сергия III стал Папой Иоанном XI, а внук – Иоанном XII. Сын ее сестры Теодоры Младшей стал Папой под именем Иоанн XIII. На папском престоле в течение одного столетия побывало около 30 пап, из которых каждый третий умирал насильственной смертью или "при неизвестных обстоятельствах".

Опираясь на помощь германского императора Генриха III, Западной церкви удалось сломить влияние феодальных кланов в Риме. Одним из инструментов в борьбе за независимость Церкви стало решение созванного в 1059 г. Папой Николаем II (1059-1061) собора об избрании пап при помощи кардиналов–выборщиков. Этот новый порядок выборов распространился и на избрание капитулами епископов. Тем самым Церковь повсеместно отказалась от деградировавшей к этому времени раннехристианской традиции прямого избрания епископов. Первоначально в качестве кардиналов выступали настоятели крупнейших римских соборов. В дальнейшем их назначение перешло в руки пап и стало инструментом их влияния (подкупа).

Под термином конклав сегодня понимают собрание кардиналов в тщательно закрытом помещении с целью избрания римского папы. Появление этого термина связано с неспособностью противостоящих друг другу кардинальских группировок в XIII в. быстро избрать папу. Прождав полтора года, Римский сенат и народ заперли кардиналов "на ключ" (conclave – комната, запираемая на ключ) и тем вынудили договориться об избрании Иннокентия IV (1243—1254). Еще больше терпения, но и больше решимости проявили жители Витербо, когда, прождав три года, они не только заперли кардиналов во дворце, но и посадили на хлеб и воду, а в качестве крайнего средства сорвали с дворца крышу. Избранный в Витербо Папа Григорий X (1271-1276) сделал принудительную изоляцию кардиналов нормой, придав папским выборам название конклав.

Отныне на время выборов кардиналов изолировали от окружающего мира в особом помещении, где они и молились, и спали, и голосовали. Спустя три дня работы конклава, в случае неизбрания Папы, их могли перевести на одноразовое питание, а спустя 8 дней – на хлеб и воду. Тем не менее, и после такого жесткого решения, 29 последующих конклавов продолжалось не менее месяца. Последний раз конклав затянулся в 1831 г., когда только после 54 дней его работы удалось избрать Папу Григория XVI.

Согласно решению Григория X, для своего избрания кандидату в Папы необходимо было получить две трети голосов. Тем самым порядок конклава предполагал избрание фигуры компромиссной, неконфликтной, способной найти общий язык с кардиналами.

Дальнейшие изменения в порядок выборов пап внесли Пий XII (1939-1958), Павел VI (1963-1978) и Иоанн Павел II (1978-2005). Пий XII установил норму для избрания Папы в две трети плюс один голос, Павел VI ограничил численность кардиналов-выборщиков в 120 человек, а возраст – 80 годами.

Объясняя необходимость дальнейших изменений в порядке проведения конклава, Иоанн Павел II написал в "Universi Dominici gregis" о желательности большего комфорта для кардиналов. Это позволит кардиналам сосредоточиться на принятии "решения огромной важности", написал Папа. С этой целью на расстоянии полукилометра от Сикстинской капеллы был построен отель для кардиналов – Domus Sanctae Marthae (Дом св. Марты). Вместо душных и маленьких помещений, сооружаемых на время конклава в Сикстинской капелле, кардиналов ожидают 106 одноместных апартаментов с собственной кухней и ванной, 22 одноместные комнаты и один большой зал.

Неделю назад кардиналам вручили деревянные кружки с номерами их мест во время голосования в Сикстинской капелле, а три дня тому назад они разыгрывали номера апартаментов, в которых будут проживать в дни конклава. Однако разместятся они там лишь сегодня (18 апр.) после обеда.

И еще одно принципиальное новшество. Слабым здоровьем кардиналам Папа разрешил оставаться во время голосования в отеле, куда к ним специально отправятся с урной для голосования 3 кардинала.

Иоанн Павел II не только отменил добавление Пия XII, но и заново определил порядок голосований. Так, если за первый день (за три голосования) никто не наберет необходимых двух третей голосов, число ежедневных голосований увеличивается до четырех раз в день (два до и два после обеда). Если в три дня необходимый результат не будет достигнут, то объявляется перерыв для молитв, советов и совместных размышлений во главе с одним из старейших кардиналов. После чего кардиналы возвращаются к голосованию. Следующий перерыв будет объявлен через следующих 7 туров. В случае 30 безуспешных голосований Иоанн Павел II дал возможность кардиналам избрать Папу простым большинством.

Кроме того, по новым правилам голосование становится тайным: кардиналы не будут (как прежде) подписывать свои бюллетени для голосования. Ранее перед провозглашением об избрании того или иного кардинала Папой счетная комиссия проверяла его карточку для голосования: не проголосовал ли он за себя. В этом случае результаты выборов аннулировались.

Иоанн Павел II внес дополнительное ужесточение в обязанность хранить тайну конклава, наложив обязательство хранить ее и на кардиналов, которым уже исполнилось 80 лет. Для обеспечения тайны конклава в канун и во время его работы применяются самые современные средства.

Вслед за выяснением результатов, в том случае, если Папа не избран, бюллетени сжигали с паклей и из трубы шел черный бумажный дым. В случае избрания нового Папы из установленной в Сикстинской капелле трубы со времени конклава 1903 г. поднимался белый дым (для этого сжигали солому) – знак избрания. Согласно новому регламенту, вслед за избранием будут звонить колокола.

Во время конклава запрещена любая агитация. Все предварительные переговоры и договоренности завершаются перед конклавом. Но за столетия существования конклава специалисты выявили несколько сложившихся традиций. Согласно одной версии, в первом туре все голосуют так, как они считают нужным, по совести. И только со второго вступают в силу договоренности, интересы и  т.п. Согласно второй версии, первый тур рассматривается как проба сил. В качестве кандидатов предлагаются фигуры символизирующие два существующих или вымышленных светской печатью направления в кардинальской коллегии и шире в Церкви в целом. По общему мнению журналистов, этими кандидатами будут кардиналы Ратцингер и Карло Мартини. Журналисты их называют консерватором и либералом, противником и сторонником реформ соответственно.

Как представляют себе специалисты ход предстоящего конклава? Во-первых, он зависит от ответа кардиналов на вопросы: "Какой Папа?" и "Для какой Церкви?". Для разрешения какого масштаба проблем избирается этот Папа? Если региональных, то и будущий Папа выйдет из рядов региональных кандидатов, европейских или латиноамериканских. Если для разрешения общецерковных проблем, как было с избранием Кароля Войтылы, то будут искать кандидатов по всему лицу Земли. Обсуждение этих проблем началось задолго до смерти Иоанна Павла II, но коллективный ответ мы получим только на конклаве.

Впрочем, есть вещи, о которых специалисты могут говорить с большой долей вероятности. На этом конклаве будет иметь значение возраст кандидата. После столь длительного понтификата (почти 27 лет), с неизбежностью должен наступить короткий. "Вы выбирали Святейшего, а не Вечного Отца", согласно преданию пробурчал однажды один кардинал, косясь на сидевшего более 20 лет на троне Папу Льва XIII. В то же время это правление не должно быть слишком кратким. Католическая Церковь едва ли переживет еще одно медленное умирание, наподобие того, что пережили советские граждане в 80-е годы, когда в течение 1982, 1984 и 1985 гг. умерло 3 генеральных секретаря ЦК КПСС. Публично демонстрируя свое умирание, Иоанн Павел II (до него Папы умирали, как говорит итальянский анекдот, "здоровыми") возвращал Западной цивилизации ощущение естественности и нормальности человеческой смерти как естественного завершения человеческого удела на земле. Западная цивилизация избегала упоминаний о смерти, Папа напомнил ей об этом. Повторение может превратиться в фарс. Это будет компромиссная фигура. Едва ли ради переходной фигуры кардиналы пойдут на допустимое отныне избрание Папы простым большинством. А безусловного лидера, подобного Пию IX, Пию XII и Павлу VI сегодня в Риме нет.

Скорее всего, на этом конклаве речь пойдет о кардинале, способном решить конкретную проблему и освободить место другому, тем более, что запасная скамейка шестидесятилетних кандидатов в Папы переполнена. Главные из них – известные католические теологи: Христоф Шёнборн из Вены и бывший ректор Латеранского университета Анджело Скола из Венеции.

Что касается лидеров в кардинальском сообществе, то бывший признанный лидер сторонников созыва нового собора и улучшения отношения с православными Карло Мартини стар (78 лет), болен и публично заявлял о своем нежелании выступать в качестве кандидата на папский престол. Его оппоненту Иосифу Ратцингеру в субботу тоже исполнилось 78 лет. Только честолюбие и желание завершить карьеру высшим достоинством Римско-Католической церкви может объяснить участие кардинала в этой борьбе. Другой причиной может быть стремление разрешить важную для Церкви задачу. Но в Церкви время исчисляется десятилетиями. Едва ли они имеются у запасе у кардинала Ратцингера. Избрание с последующим отречением по достижении 80 лет также не решит никаких проблем. Следовательно, кандидата необходимо искать среди тех, кому в районе 70 лет.

Среди приемлемых по возрасту, положению и авторитету кардиналов выделяются: брюссельский кардинал Готфрид Данниелс (его называют кандидатом умеренных реформаторов), а среди продолжателей линии Кароля Войтылы называют соавтора ряда папских энциклик миланского кардинала Дионизи Теттаманци (71) и викария Иоанна Павла II, председателя Итальянской конференции епископов Камилло Руини (73). Латиноамериканские кардиналы предлагают рассмотреть компромиссную (между Европой и Латинской Америкой) кандидатуру Хозе да Круз Поликарпо – кардинала из Лиссабона.

Часто можно прочесть в католической прессе, что работой конклава руководит Святой Дух и именно от Него зависит результат его работы. Лучшее и одновременно самое авторитетное (после Папы Римского) разъяснение на эту тему дал недавно глава (префект) Конгрегации вероучения (прежде она называлась Св. Учреждением или Инквизицией) кардинал Иосиф Ратцингер:

"Я не утверждаю, что Святой Дух участвует в выборе Папы в буквальном смысле, ибо Святой Дух наверное не допустил бы избрания многих пап. Святой Дух не столько держит руку на пульсе, сколько выполняет роль добродушного учителя, оставляющего нам свободу действий, но не спуская с нас глаз".


По материалам источников: Новая политика

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама