ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Паломничество к четвероногим святым"

Храм крыс в Дешноке – "восьмое чудо света"

Дмитрий Никитин :: 19 апреля 2005

Биканер – небольшой по индийским понятиям город. Он насчитывает всего 500 тыс. жителей. Для сравнения: в столице штата Раджастан – Джайпуре – обитает около 2 млн. человек. Биканер расположен на севере Раджастана. Он лежит на краю огромной пустыни Тар, разделенной на две части индо-пакистанской границей.

Верблюды, крысы и Робинзон Крузо

Ежегодно в январе в Биканере проводится "Кэмэл-фестиваль" (это не состязания курильщиков, а гонки на верблюдах). Дата верблюжьего празднества не фиксированная, а "плавающая" по всему январю, и те, кто предпочитает "Кэмэл", должны заранее справляться об этом в Дели. Ну а если со сроками не подгадать, то можно отправиться на верблюжью "Формулу-1" в другие города Раджастана: Пушкар (в ноябре), Джайсаламер (февраль), а также на праздник слонов в Джайпур (март).

Но чего уж точно нет в других индийских городах (я "отвечаю" только за штат Раджастан), так это "фестиваля крыс". А в Биканере он продолжается круглый год, точнее, под Биканером, в деревне Дешнок, что в 30 км к югу от этого "райцентра". "Праздник, который всегда с тобой". Но заранее предупреждаю желающих отправиться на этот "праздник": эта поездка не для слабонервных и особенно не для впечатлительных дамочек – "сюда ходят люди покрепче". Итак, в путь!

В районе железнодорожного вокзала теснятся самые дешевые гостиницы Биканера. Полезно пожить в одной из них, чтобы пройти курс адаптации. Провизию, если она у вас есть, на ночь лучше подвесить в авоське к потолку, зацепив ее за пропеллер неработающего вентилятора. Если ночью серые твари и будут шастать по номеру, то под "купол цирка" им не забраться: этот номер им не под силу.

В детстве все мы читали "Приключения Робинзона Крузо". Между прочим, у героя Даниэля Дефо был реальный прототип – матрос Александр Селькирк, проведший в одиночестве на острове Хуан Фернандес 4 года и 4 месяца. О его судьбе поведал читателям писатель Ричард Стиль (1672-1729).

В "Истории Александра Селькирка" есть такой эпизод: "В жилище его чрезвычайно докучали ему крысы, которые грызли его платье и даже ноги его, когда он спал. Чтобы защитить себя от них, он вскормил и приручил множество котят, которые лежали на его постели и защищали его от врагов".

Крепкий орешек

Биканер – город, основанный в 1488 году принцем Рао Бикаджи, сыном раджи Рао Джодхаджи, повелителем Джодхпура, в прошлом имел важное стратегическое значение. Город стоит на древнем караванном пути, соединяющем Центральную Азию и Северную Индию, с ответвлением на морские порты Гуджарата.

Украшение Биканера – крепость-дворец Джанагарх; его строительство началось ровно через сто лет после рождения города и продолжалось 5 лет (1588-1593). Это величественное сооружение, окруженное мощной километровой крепостной стеной с 37 бастионами.

Но и сам город в прошлом был "крепким орешком": с XVIII века его опоясывала крепостная стена длиной 7 км с пятью воротами. На сегодня от стены остался километровый "фрагмент" и ворота Коте, а все остальное жители постепенно разобрали на хозяйственные нужды. Тем не менее в топонимике Биканера сохранилась память об утраченных воротах… За 5 рупий (8 центов США) моторикша доставит паломников от железнодорожного вокзала до площади, где когда-то стояли ворота Гога. Отсюда и отправляется сельский автобус до "крысиной" деревеньки.

Тридцать километров пути по краю пустыни Тар. На дороге не встретишь ни лошадей, ни осликов – только верблюдов, запряженных в телеги. Летом, когда температура зашкаливает за 50 градусов в тени, эту жару могут переносить только горбатые "корабли пустыни". Особенно забавно выглядит верблюд, тянущий повозку с бочкой питьевой воды. Уж ему-то можно доверить живительную влагу…

Час колыхания в знойном мареве позади. Слева указатель с надписью: "Всемирно известный храм Карни Мата Мандир". Автобус вкатывается на деревенскую площадь, и пилигримы в праздничных одеждах выгружаются из пыльного шарабана. На обочине дежурят моторикши. Но в отличие от других "площадок" они не бросаются наперегонки к потенциальным клиентам. С чего бы это? Да ведь знаменитый мандир (святилище) вот он, тут же, на площади, за крепостной стеной. Паломники-индуисты тянутся к мраморным воротам, украшенным затейливой резьбой.

При входе в храм – мраморные львы: они поставлены здесь сторожами. Кого же нельзя впускать внутрь? Мраморный царь зверей (из породы кошачьих) имеет простую задачу: отпугивать реальных кошек! Ведь внутри главные "действующие лица" – крысы, которых индуисты почитают за священных. Как говорил Владимир Высоцкий, "хорошую религию придумали индусы".

Мало того что священными в Индии считаются коровы; оказывается, в местном "пантеоне" числятся и хвостатые грызуны. Как же индуисты дошли до жизни такой?

А вот как. Грозная Кали (Дурга) считается богиней смерти и разрушения. А 600 лет назад здесь, в Дешноке, произошла ее реинкарнация, после чего и был основан ныне действующий храм-мандир. Но это еще не все. В индуизме весьма почитаются святые подвижники-аскеты, совершившие "конечный уход". Но они не растворились в нирване, а воплотились до поры до времени в священных крыс, которых и нужно всячески ублажать. В свое время Высоцкий пел:

Стремилась ввысь душа

твоя –

Родишься вновь с мечтою,

Но если жил ты как свинья –

Останешься свиньею.

А теперь выясняется, что это еще не предел. В общем, доперевоплощались…

Валидол под язык!

У входа в храм – щит с надписью, убеждающий "западников", что они приехали сюда не зря: "Карни Мата Мандир – восьмое чудо света". И тут же внизу – сноска на сайт в интернете. Храму более 600 лет, но традиция "крысопочитания" еще древнее, и вот теперь хвостатые в "сети": у них есть своя "страничка".

Индуисты при входе в храм снимают обувь и далее следуют босиком, поклоняться шерстяным "святым". Туристы-европейцы тоже должны подчиняться предписаниям, и они мужественно расстаются с обувью. Правда, для бледнолицых есть "послабление": в гости к грызунам не обязательно шествовать на босую ногу – можно оставаться в носках.

Европейцы питают к крысам сложные чувства. Когда-то в незапамятные времена несколько грызунов перебрались на берег с корабля, доставившего в Венецию груз восточных пряностей. И это незаметное событие определило трагический ход истории Европы на несколько столетий вперед. Эпидемия чумы выкашивала целые города и государства, и это воспринималось как "бич Божий", как наказание за прегрешения, в которых погряз Старый Свет. А позднее выяснилось, что переносчики болезни – все те же хвостатые твари.

Страдали от крыс и индийцы. Вот довольно свежий пример. В начале 1990-х годов в одном из городов Индии вспыхнула эпидемия чумы. И не какой-нибудь обычной, а легочной, передающейся "воздушно-капельным путем". А легочная чума – это вам не бубонная. Грубо говоря, в самолете, летящем по маршруту Дели-Москва, сегодня на вас чихнул сосед, а завтра всю Россию надо сажать на карантин. В те дни "Аэрофлот", как и другие международные авиакомпании, спешно отменил все рейсы в Индию, вплоть до ликвидации эпидемии.

А причина все та же: "крысопочитание". Жители того злополучного городка считали серых грызунов "меньшими братьями" и боялись поднять на них руку. Это ничего, что "братец" проест щеку новорожденному младенцу: ведь теперь он отмечен "печатью Дурги"! И когда вспыхнула чума, то "локализацией эпидемии" пришлось заниматься армии. Чумной городишко был оцеплен войсками, и солдаты в противогазах проводили дератизацию – к "неудовольствию" местных жителей.

А теперь – валидол под язык! Глядя на кишащих под ногами крыс, с содроганием снимаю видавшие виды кроссовки и остаюсь лишь в носках.

Уголок "мрачного Средневековья"

Внимательно глядя под ноги, вступаю на территорию храма. Сверху весь двор накрыт сеткой, чтобы не залетели прозаические голуби. Но сетка для пернатых – не препятствие: они благополучно проникают внутрь вместе с паломниками. С крысами у голубей дружеский нейтралитет: они "хлебают из одного корыта". Склевывая зернышки из-под носа у крыс, птицы снисходительно поглядывают на "смежников": "рожденный ползать летать не может". Воробей, затесавшийся среди них, смотрится "белой вороной". В копошащейся серой массе редко-редко мелькнет нечто "белое и пушистое": это крыса-альбинос. Местные индуисты верят, что увидеть ее – к удаче.

А вот куда голубям не пробиться, так это к большому круглому блюду с молоком до краев. Так храмовые служители подкармливают "священных" грызунов – пойлом от священных коров. Туристы бросаются с "мыльницами" заснять экзотику: где еще увидишь такое? Но тут же рядом возникает "смотрящий".

- Сэр! Камера – 20 рупий (полдоллара).

- Конечно! Нет проблем! Только дайте заснять!

Привратник с пониманием кивает головой и выписывает квитанцию. Получив "охранную грамоту", туристы смелеют и тянутся в храм, откуда слышны глухие удары барабанов и мелодичные звуки мридангов-литавр.

Внутри капища (назвать это алтарем язык не поворачивается) горят неугасимые светильники: на полу ритуальный прасад – сладковатая смесь, раздаваемая паломникам для благоговейного вкушения. Тот же прасад желтоватого цвета – на блюде перед светильниками. По нему ползают крысы и лакомятся угощением под звуки "оркестра". Храмовый жрец совершает кругообразные движения "трехъярусным" светильником с множеством огоньков, мерцающих в полумраке.

Крысы невозмутимо поглощают прасад, к музыке они "привыкшие". Отсюда их не смог бы выкурить никакой дудочник-крысолов из Гаммельна. У него бы здесь у самого "кришна поехала". Краткий обряд завершен, жрец выходит из ниши со светильником и обносит его по рядам паломников. Десятки рук тянутся к огонькам, и каждый стремится на мгновение прикоснуться к пылающей "святыне". А туристы деловито щелкают затворами, и вспышки блицев освещают уголок "мрачного Средневековья".

А потом народ обходит храм по часовой стрелке, следуя по полукруглому коридору, кишащему "объектами поклонения". В нос бьет "благовоние" – резкий запах от крысиного помета, щедро устилающего мраморный пол. Бесстрашные местные дети со смехом переступают через хвостатых, не в пример "комплексующим" европейцам, с облегчением переводящим дух на выходе.

Одна "шибко нервная" итальянка перезаряжает фотоаппарат, стоя посреди двора. Мало того что у нее на ногах носки, она умудрилась соорудить еще один "уровень защиты", натянув поверх носков полиэтиленовые пакеты-"бахилы". "Голубь мира", клюющий зерна, задевает хвостом щиколотку туристки, зацикленной на крысах. Дикий визг, "камера" летит на пол: ведь нервы на пределе!

На истеричку с превосходством смотрит пожилая немецкая пара. Уж этих "тедеско" (итальянский аналог "фрицев") какими-то крысами не запугать! Немка даже без носков, ногти с педикюром. К ней за милостыней подходит девочка-подросток с маленьким братиком на руках. Одетая в рубище, она только что на ступенях при входе искала вшей в голове у малыша. Так в здешнем запредельном бреду встречаются педикюр и педикулез. И все это – на фоне старинных серебряных врат, украшенных затейливой чеканкой. А немка, стоя на ступенях, покрытых жидким крысиным пометом, восхищается искусством древних мастеров.

"Нам здесь прекрасно – тепло и сыро"

Неподалеку, под навесом, в позе лотоса сидит храмовый служитель; он читает по книге нараспев священные тексты. Хотя он прислонился спиной к стене храма, крысы снуют вокруг него. Ведь округлое седалище чтеца не вписывается в угол "стена – пол", а для крыс этот "туннель" вполне проходим. Когда-то на русском Севере монахи-подвижники часами сидели на болоте, отдавая себя на съедение комарам – так они возгревали смирение. Интересно, выдержали бы они сие в Карни Мата Мандир?

Но всему есть предел: пора на выход. Обуваясь, оборачиваю ноги газетой. В гостинице "защитный слой" вместе с носками отправится в ближайший мусорный бачок. К счастью, здесь же на площади есть туалет, и европейцы тянутся туда мимо жирной хавроньи, отирающейся с выводком поросят среди священных коров. В "заведении" местные паломники с удивлением смотрят на странных европейцев: все у них не как у людей, а "с точностью до наоборот": они сначала тщательно моют руки под краном, а уже потом справляют свои делишки.

В ожидании обратного автобуса прогуливаюсь по площади. Поблизости обычный индуистский храм. Но в нем пусто, ведь он "типовой" и после увиденной экзотики особого интереса не вызывает. Размышляю на тему: почему хвостатые создания не шастают по всей деревне? Наверное, живут по принципу: от добра добра не ищут.

Зачем ночью тайно рыскать по помойкам, когда при храме регулярное питание и почет? "Нам здесь прекрасно – тепло и сыро". И вообще – кто кого переживет? Ведь наука утверждает, что в случае ядерной войны человечество погибнет, а крысы выживут: их (как и тараканов) не берет ни радиация, ни дератизация.

Почему такая дискриминация шерстяных грызунов? Ведь воркуют же влюбленные: "ты моя киска", "ты моя мышка". Ну еще один шажок от "мышки", и психологический барьер преодолен! А на Востоке официально празднуется год Крысы и он ничуть не хуже года Змеи.

И в заключение несколько слов в ответ на возможный вопрос: "Что автор хотел этим сказать?" Что хотел, то и сказал. Автор неоднократно бывал в Индии и полюбил ее радушный и гостеприимный народ. Сей очерк – это всего лишь беглые заметки об увиденном, необычном и непривычном для европейца. И ни в коем случае не "подкоп" под традиции многомиллионных приверженцев древней религии, уходящей корнями в глубину даже не столетий, а тысячелетий.

Но было бы абсурдом вести рассказ по принципу: "да" и "нет" не говорите, белое и черное не называйте". Ведь хотели же в "политкорректной" Америке запретить "Белоснежку и семь гномов" – сказку про то, как "белая шовинистка эксплуатировала семерых граждан с ограниченными возможностями"!

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама