Перформанс – незаконный сын искусства. Незаконный потому, что внутри себя он не имеет собственного положительного смысла, как не имеет никакой художественной ценности. Вся суть перформанса состоит в активном воздействии на публику – в воздействии шокирующем, разрушающем устойчивые смыслы. Следовательно, задачи и характер перформанса или инсталляции как форм “актуального искусства” априори не могут быть ни наивными, ни бессознательными.
О выставке “Осторожно: религия!” заранее сообщила “Независимая газета”. Среди ее участников были заявлены Тер-Аганьян, Косолапов, Мамышев-Монро, Кулик и другие. Куратор выставки – некий Арутюн Золумян. Среди “художников” двое известны по другим акциям: О. Кулик в начале 90-х годов публично зарезал свинью с надписью “Россия” и разделал ее на куски, а Тер-Аганьян с 1999 года находится в розыске за совершенное им прежде преступление: разрубание святых икон на выставке в столичном Манеже.
Что же представляли собой нынешние экспонаты “акционеров” актуального искусства? Рекламный плакат, завлекающий публику на выставку, изображал икону Спаса Нерукотворного, куда вместо Лика был вмонтирован автомобильный дорожный знак, и на нем написано: “Осторожно: религия!” В самом выставочном зале имитировалась икона Спасителя, которая была названа “Великий архиерей”. Ее утилитарное предназначение – служить недорогой “фотографией на память”: любой посетитель мог “войти” в икону, выполненную в человеческий рост, заменив своим лицом, кистями рук (для этого были сделаны прорези) Образ Спасителя. Выставочные экспонаты дополнял щит с логотипом кока-колы и словами Спасителя “Сие есть Кровь Моя”. Потолок центра увешан был порнографическими изображениями, а среди экспонатов размещалась большая фотография обнаженной женщины, как бы распятой на кресте. Композицию из водочных бутылок “украшали” церковные купола, а на Животворящем Кресте были развешаны сосиски, пародировалась икона Богоматери... Нет нужды продолжать описания других “достопримечательностей” выставки, скажу только о трех стендах: на первом размещался текст Евангелия от Матфея с символом креста, на втором – отрывок из Манифеста коммунистической партии со звездой, на третьем – фрагменты книги Гитлера “Майн кампф” со свастикой. И все это на фоне раздавленного человека. Таким примитивным способом утверждалась, очевидно, мысль о родстве трех идеологий.
Безусловно, выставка была рассчитана прежде всего на провокационное воздействие и шок. Поэтому я считаю совершенно естественной реакцию посетителей этого действа В. Сергеева, М. Люкшина, А. Зякина, Н. Смахтина, Г. Гарбузова, А. Кульберга, которые испортили ее “экспонаты” (замазали краской). Это была элементарная человеческая реакция: если прилюдно хулиганы оскорбляют вашу мать, насильничают над вашим ребенком, то первым нормальным побуждением будет обороняющее действие – прикрыть, защитить, а не писать заявление в милицию или подавать иск в суд с указанием места насилия (суд – это второй этап вашей защиты). Точно так же поступали во все времена верные Господу христиане – на глумление над своим Отцом Небесным, над своей Пречистой Матерью они отвечали немедленным защитным действием. И если представителям актуального искусства непонятно умозрение верующего человека, неизвестны законы, по которым живет христианская душа, неведомы догматы Православия и труднодоступна идея Личного Бога, то это, как в любом другом случае, не снимает с них ответственности за темные и запредельные акции.
«Литературная газета», 5-11 февраля 2003 [вся статья]