Первый раз в первый класс православной гимназии
Прошлой осенью мне довелось наблюдать, как возле Храма Архистратига Божия Михаила рождалась Аллея гимназистов. Ученики Ноябрьской православной гимназии вместе со своими педагогами выкапывали лунки, бережно опускали в них саженцы, присыпали землей, поливали. Каждому "выросшему" деревцу мальчишки и девчонки хлопали в ладоши. Никто не спешил уйти домой, никто не жаловался на озябшие руки-ноги. А когда саженцы закончились, малышня "хором" разочарованно вздохнула: "Уже все? ".
...Пройдет еще немного времени и аллея зазеленеет, встретит свою первую весну. А православная гимназия отметит первый пятилетний юбилей: 6 мая 2000 года за гимназические парты сели 12 маленьких ноябрьцев. "Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь" учила "первенцев" Лидия Петровна Забияка. С ней мы и беседовали накануне дня рождения гимназии.
- Говорят, в жизни случайностей не бывает. Вы после 20 лет работы в "обычной" школе пришли в православную гимназию. Это стечение обстоятельств? Судьба?
- В 1997 году я увидела телесюжет о Московской православной гимназии. Изумили, удивили глаза детей глубокие, чистые, добрые. И слова одного из гимназистов: "Можно не любить какой-то предмет, но не уважать учителя нельзя! ". Было как-то необычно слышать подобное от ребенка. И я подумала: вот бы поработать в православной гимназии! Стать причастной к той особой атмосфере, к тем особым отношениям... Поэтому, когда мне предложили вести уроки для ноябрьских гимназистов, я согласилась.
- Ваши ожидания оправдались?
- В гимназии я отдыхаю душой. Хотя поначалу пришлось достаточно сложно мы делали первые шаги. Каждый день приносил, открывал что-то новое. Для себя тот период я сравниваю с передвижением слепого котенка: опыт нарабатывался методом проб и ошибок. Посоветоваться было не с кем, поскольку православная гимназия в городе единственная... Очень много помогали родители учеников. Спасибо им за их терпение. Мы вместе решали проблемы, вместе воспитывали детей. Благо все семьи верующие. А с верой человек сильнее, мудрее. Я поняла это, когда начала посещать церковь в начале 90-х. В те годы в школе мне дали "трудный" класс 23 мальчика и 7 девочек. Я не могла добиться, чтобы они слушали меня. На уроках галдят, каждый занимается чем-то своим... А у меня руки опускаются. Иногда вспылю, уже готова накричать... В такие моменты заставляла себя читать молитву мысленно. И сдерживаться. К концу второго года обучения я вдруг обнаружила, что в классе во время урока тишина...
- В гимназии в этом смысле проще?
- Как сказать... У нас ведь учатся обычные дети они живут в том же обществе, читают те же книжки, смотрят те же фильмы. Некоторые мамы и папы приводят малыша в первый класс и возмущаются: "Почему у вас мальчики дерутся? Это же православная гимназия! ". Я объясняю: невозможно за несколько месяцев превратить ребенка в ангелочка! Мы не волшебники. Воспитание долгий путь. Шажочек за шажочком.
- И все же гимназисты чем-то отличаются от "обычных" школьников?
- Первоклассники практически ничем. А вот старшие третий, четвертый, пятый классы отличаются очень заметно. Терпимостью, добротой, душевностью. В общеобразовательной школе ведь зачастую как? Возник конфликт между детьми, задача педагога разобраться и наказать виновного. А мы не стремимся наказать. Мы учим детей просить прощения друг у друга. И прощать, жалеть. Я сама, если бываю не права, извиняюсь перед учениками. А они в ответ: "Бог простит! Вы нас тоже простите! " ...Не поощряем ябедничество, злословие. Иногда в класс приходят новички, на фоне наших ребятишек они, конечно, выделяются обидчивы, агрессивны. В гимназии мало-помалу оттаивают. Не так давно был случай: подрались два мальчика. Мы их разняли. Один вышел на улицу, сел в сугроб и плачет. Дети увидали его трясущиеся плечики подбежали (весь класс! ). По голове гладят, успокаивают. Неравнодушные они.
- Принято считать, что в гимназии уровень преподавания должен быть выше, нежели в школе. Вы обучаете ребят по особой программе?
- По традиционной. Мы знакомились с современными методиками, но отказались от них. Большинство новых программ позволяют развивать творческие способности ребенка, но при этом очень мало внимания уделяется закреплению базовых навыков счета, письма. В итоге дети просто не успевают усвоить тот объем информации, который "обрушивается" на них. К тому же все новое просто-напросто не проверено временем.
- В прошлом году одна из ваших учениц заняла первое место в конкурсе рассказов в Санкт-Петербурге...
- Это Люба Благодарная. Но, я думаю, в ее победе главная заслуга мамы и папы. Они для дочки не жалеют ни сил, ни времени. Потому и результат есть. Ведь даже самый хороший учитель без поддержки родителей мало что может. Все-таки главный источник "разумного, доброго, вечного" семья.
- Хороший учитель какой он?
- Сильный духом. Тот, который может дать ученику не только знания, но и нравственную основу. Знания, бесспорно, важны. Однако еще важнее духовное развитие. Потому что именно с этим багажом ребенок пойдет в жизнь...
03.05.2005
Источник: Слово нефтяника (Ноябрьск)