ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Старообрядчество породило нравственных олигархов"

Александр Трифонов :: 17 мая 2005

Последние социологические опросы демонстрируют одну устойчивую тенденцию: мы, россияне, становимся все более нетерпимыми к представителям других национальностей и религий. Почти каждый день приносит нам известия о каких-либо конфликтных ситуациях на национальной или религиозной почве. Веротерпимость всегда была сложным вопросом на российской земле.

Между тем, именно в 2005 г. Россия с полным правом в первый раз и по-настоящему празднует юбилей религиозной толерантности: 30-го (17-го по старому стилю) апреля 1905 г. был обнародован Именной Высочайший указ Императора Николая II "Об укреплениях начал веротерпимости". Документ установил много новых положений в отношении прав граждан на свободу совести, или как тогда говорили, вероисповедания.

Еще сто лет назад государство карало за выход из православия с помощью вполне материальных санкций – двойного налогообложения или поражения в правах. Указ отменил эти нормы и позволил людям свободно выбирать себе веру. Ст. 3 Указа разрешила легализоваться всем неправославным, которые, опасаясь гонений, формально были записаны в православие.

Впервые смогли вздохнуть свободно российские протестанты, особенно баптисты. Исключение составили лишь немецкие лютеране, чья Церковь в имперской России имела почти официальный статус наряду с Православной, а российские императоры формально даже являлись главами этой конфессии у себя в стране, и носили титул епископов, о чем сейчас мало кто знает. В отношении мусульман Указ установил, что существовавшие законоположения (в основном они были запретительного характера) могут быть пересмотрены. Буддистов перестали уничижительно именовать "язычниками", и даже русские сектанты – духоборы и молокане – получили возможность для дальнейшей легализации. Важно отметить, что Указ давал начала свободы совести для сложившихся религиозных течений, доказавших свою жизнеспособность и отсутствие "изуверских учений".

Больше всех от введения в действие указа выиграли, без сомнения, российские старообрядцы, которым была посвящена добрая половина Указа. Собственно, с того дня слово "старообрядец" официально заменило собой обличительное "раскольник" в наименовании всех, кто принадлежал к Старой вере. Статистика в Российской Империи в течение всего XIX в. фиксировала крайне незначительное число старообрядцев, но в реальности дела обстояли совсем иначе. Староверы жили практически во всех губерниях России, но большинство из них были формально приписаны к православию. Так делалось во избежание возможных гонений со стороны властей. По экспертным оценкам историка профессора Н. М. Никольского в его фундаментальном труде "История Русской церкви", к старообрядческим религиозным течениям принадлежала одна треть населения России. Мало того, к 1905 г. староверы подошли неофициальными хозяевами Земли русской.

Так, 80% промышленности и банковского сектора России было создано и контролировалось старообрядческими купеческими семействами (Морозовы, Рябушинские, Кузнецовы, Хлудовы и прочие). Хлебную торговлю во всемирном масштабе вели старообрядцы Мальцевы из Самарской губернии из города Балаково. Даже шутка такая ходила, что цены на хлеб на Лондонской бирже сперва устанавливаются не где-нибудь, а в Балакове. Впрочем, чтобы перечислить все деловые проекты последователей Старой веры, не хватит никакой статьи. Если свести все факты к единому знаменателю и перевести на современные понятия, то купцы-старообрядцы тогда – это олигархи сегодня, только с более высоким уровнем нравственности. Вспомните-ка первых российских меценатов – это все те же вышеупомянутые фамилии. Основательность старообрядцев позволила накопить капиталы, а природная смекалка – вложить их в выгодное производство. Что интересно, друг другу старообрядцы даже в коммерческих делах верили на слово. Власти в свою очередь умели использовать старообрядческие деньги. К каждой коронации и на каждое рождение наследника богатые старообрядческие общины делали обширные подарки. Во время войн на жертвованные деньги старообрядцев обычно строились госпитали, железные дороги, коммуникации. Из старообрядцев также укомплектовывались целые полки.

Общепризнанной заслугой староверов было сохранение в наибольшем объеме того, что мы называем народной русской культурой. Это признавал еще академик Лихачев. Различные ремесла, народный костюм, иконопись, медное литье, традиции книжности – вот неполный список атрибутов культуры, сохраненных в старообрядческой среде.

Обнародование Указа привело к распечатыванию алтарей старообрядческих церквей, которые были запечатаны во время последнего гонения при Александре II (кто не помнит, он вошел в историю как Освободитель). К 1905 г. в Москве, например, насчитывалось только два старообрядческих храма. После 1905 г. строится еще около двадцати во всех частях города, а официальная статистика с удивлением констатирует, что каждый третий в Москве – старообрядец. Старообрядческими были ближние подмосковные села – Нагатино, Нагорное, Сабурово, Домодедово и даже Коломенское.

К сожалению, старообрядческая элита начала добиваться власти политической, в том числе через финансирование левых организаций. Эти силы впоследствии и погубили своих благодетелей, вытеснив или репрессировав. Короткие двенадцать лет, с 1905 по 1917 гг. хотя бы декларативной веротерпимости в России закончились революцией, от которой одинаково пострадали все русские конфессии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама